Прямо сейчас на наших глазах разворачивается сюжет, который приведёт либо к переформатированию процесса мирного урегулирования на Донбассе (известен как «Минск»), либо к констатации его клинической смерти.
Напомним события последних 10 дней и общий контекст.
Почти год Украина предпринимала усилия, чтобы перезагрузить диалог в «Нормандском формате» и на его технической площадке – в «Минске». Была публично задекларирована привязанная к конкретной дате цель - одновременное проведение местных выборов 25 октября, в том числе - на территории ОРДЛО. Теперь уже очевидно – выборов на оккупированной территории точно не будет. Причем, в глазах международных посредников вина за срыв этого процесса лежит исключительно на России.
До момента, когда будет официально объявлено о невозможности проведения выборов, максимум 3-4 недели. При нынешнем графике проведения заседаний ТКГ до этого дня осталось 1 или 2 раунда.
Непроведение выборов в ОРДЛО запускает процесс «мирного урегулирования» на новый круг с большой вероятностью его замораживания (о риске замораживания на долгие годы прямым текстом заявил заместитель главы АП РФ и главный переговорщик Кремля по украинскому вопросу Дмитрий Козак). И теперь стороны будут решать – использовать ли оставшееся время, чтобы обозначить некий выход из тупика. Либо войти в режим подготовки к замораживанию, чтобы разрубить этот узел когда-нибудь в будущем.
Берлин. Те же
3 июля в Берлине состоялась встреча политических советников глав государств «Нормандского формата». Повестка – инвентаризация исполнения договорённостей парижского саммита Н4 и оценка возможности проведения следующей встречи лидеров «нормандской четвёрки» в столице ФРГ.
Россию представлял Дмитрий Козак, фронтменом переговоров от Украины был руководитель Офиса Президента Андрей Ермак.
Переговоры длились 11 часов и закончились фактически ничем. Если судить по дальнейшим комментариям, то это была «ничья в пользу» Украины. Российская сторона даже взяла дополнительное время, чтобы сформулировать своё итоговое заявление.
Причиной стало то, что во время переговоров представители Франции и Германии солидаризировались с Украиной – три страны готовы были закрепить достигнутые договорённости подписями, однако представитель Кремля уклонился. Подобное единство явно стало результатом проактивной позиции украинской делегации, посетившей в начале июня Берлин и Париж.
Итоговые комментарии сторон также разнились. Украинские чиновники заявили о конструктивном настрое, неких позитивных подвижках и даже смягчении позиции России. Россияне, наоборот, заговорили об очередном раунде «без прорыва», виновником чего традиционно был назван Киев.
(Не) нужный Донбасс
5 июля информационный шторм спровоцировало заявление военного преступника Александра Бородая на съезде российской неофашистской партии «Родина», который выразил надежду на скорое официальное вхождение «ЛДНР» в состав РФ, что де-факто якобы уже случилось.
Пенсіонери ризикують залишитися без прав: що загрожує водіям похилого віку
В Україні запровадять новий "податок": кого торкнуться зміни
Як відрізнити підробку: головні ознаки фальшивої 100-доларової купюри
Сирський прокоментував скандал навколо переведення авіаційних фахівців у піхоту
Бородаю дважды за три дня ответил генерал ФСБ и по совместительству сенатор РФ Владимир Джабаров, отметивший, что Донецк и Луганск являются территорией Украины и никогда Россию не интересовали. Заявление Джабарова следует рассматривать исключительно как фигуру речи для успокоения западной аудитории. Для этой цели он даже назвал фантазии Бородая «вредными». Однако в его репликах были заложены показательные оговорки. Джабаров отметил, что Украина якобы сама не хочет возвращать Донбасс. И что в конечном итоге будущее Донбасса определит его «народ» (как своё будущее «определял» «народ Крыма» мы знаем).
Затем 7-8 июля состоялся очередной раунд ТКГ, не принесший ничего сенсационного. Кроме одной реплики главы российской делегации Бориса Грызлова.
Грызлов в пылу дискуссии неожиданно заявил, что «на Украине создано ещё два государства». Что дало повод представителю Украины при ОБСЕ Евгению Цымбалюку на заседании Постоянного совета этой организации поинтересоваться у российского коллеги – так что, Россия намерена признать оккупированные районы Донецкой и Луганской области в качестве отдельных государств и выйти из Минска?
Высказывание Грызлова, с одной стороны, похоже на ляп. Однако заявление Грызлова не противоречит «опровержениям» Джабарова. Это вполне может быть отражением разных веяний и спектра сценариев, которые существуют в РФ относительно ОРДЛО. И конкретно это «веяние» не совпадает с той повесткой, которую продвигает Козак.
Финальным аккордом сюжета явились синхронные медийные выходы Дмитрия Козака, который дал интервью ТАСС, и вице-премьер-министра Алексея Резникова (является первым заместителем главы украинской делегации в ТКГ), опубликовавшего очередную статью на Atlantic Council. Именно эти публикации и выразили суть момента.
Децентрализация вместо «особого статуса»?
Как уже неоднократно отмечалось, примерно за месяц до официального запуска процедуры внеочередных выборов (т.е. в конце июля) в Украину должна приехать миссия БДИПЧ ОБСЕ, которая вынесет вердикт – есть ли необходимые условия для проведения демократических выборов в ОРДЛО или нет. По состоянию на сейчас таких условий точно нет. Чтобы они появились, должен начаться процесс вывода с Донбасса российских войск. А подтолкнуть к такому решению мог бы саммит глав Н4 в Берлине.
Но в упомянутом интервью Козак четко сказал – никаких оснований для нового саммита нет. При этом он дал понять, что Россия может снять требование о внесении «особого статуса» Донбасса в Конституцию Украины и при определённых условиях «довольствоваться» децентрализацией.
Также Козак много сокрушался, что с начала марта позиция Украины становится всё менее конструктивной, и сейчас ход переговоров Россию откровенно раздражает, вплоть до желания ударить кулаком по столу. Что характерно: Козак в очередной раз обозначил персонально Резникова как источник проблем (ранее удалить Резникова из процесса требовал глава МИД РФ Сергей Лавров).
В свою очередь Резников публично обратился к западным партнерам (прекрасно понимая, что его прочтут и в России). Акцент в его статье сделан на прагматизме. Вице-премьер подчеркнул: позиция Украины в конфликте понятна, позицию России очертил в недавних заявлениях и программной статье В.Путин. А чего, собственно, хочет Запад? Как он видит решение в ситуации, когда президент РФ отрыто подвергает сомнению границы трёх стран ЕС и НАТО?
Резников отметил, что «минские соглашения» в нынешнем виде не соответствуют реалиям. Давить на Украину с целью их выполнения – глупо, поскольку это спровоцирует коллапс страны и огромные проблемы для Европы. Прагматичное решение состоит в том, чтобы скорректировать «Минск», перестать цепляться за явно тупиковые положения. В первую очередь - за «особый статус».
Наверняка нечто подобное в присутствии немцев и французов было сказано Ермаком в Берлине, что и заставило россиян взять паузу. Намёки Козака на децентрализацию вместо особого статуса – это попытка уйти от жесткого клинча. Потому что России и лично Козаку сейчас невыгодно загонять ситуацию в тупик.
РФ наводняет оккупированный Донбасс своими паспортами. С целью ускорения этого процесса в т.н. «ДНР» даже блокируют КПВВ на линии разграничения. Критическая масса граждан РФ будет тем стратегическим рычагом, который Кремль может задействовать в любой момент для обоснования любых своих действий.
Но этот «рычаг» ещё окончательно не сформирован. Поэтому Козак вслед за Джабаровым повторил: Россия не рассматривала вопрос присоединения Донбасса «даже в первом приближении». Кремль пытается максимально умиротворить диалог, чтобы не дать повод Украине выйти из процесса. Даже не выйти – выскочить.
Москва не оставляет идеи «втолкнуть» Донбасс Украине таким способом, чтобы не только контролировать его политически, но и расходы на его восстановление «повесить» на украинский бюджет.
По данным Венского института международных экономических исследований, минимальный «ценник» восстановления Донбасса составляет 21,7 млрд. долларов. Инвестировать такие деньги в изувеченную территорию Россия не собирается. У неё их просто нет.
В свою очередь принять ОРДЛО на фоне политических уступок и колоссальных экономических проблем для Украины - самоубийство. Поэтому Резников прямым текстом написал Западу: хотите, чтоб мы дальше возились с Донбассом и удерживали Россию с её ревизионистскими позывами – поддержите наше видение. Либо будете разбираться с этим всем сами. И на своей территории.
Постепенный уход
Как выглядит диспозиция на данный момент?
Несмотря на публичное давление, Андрей Ермак успешно «дотащил» мирный процесс до точки, в которой образовалась выгодная для Украины вилка.
Либо на Донбассе будут выборы, для чего Украина сделала всё возможное. Но выборов не будет, и вина за это – однозначно на России. А значит санкции на какое-то время сохранятся, и у Киева будут меньше связаны руки.
В частности, появится обоснование для снижения издержек на содержание населения оккупированной части Донбасса и резкого ужесточения режима пересечения линии разграничения.
Президент В.Зеленский может честно сказать, что делал всё возможное, но время для разговоров истекло. Настал час «плана Б», под которым скорее всего подразумевается некий вариант замораживания конфликта.
Большая часть граждан Украины к такому сценарию готова. Косвенным подтверждением чего является резко негативная реакция на решение отменить ЗНО для детей с оккупированных территорий при вступлении в украинские вузы: население не хочет нести даже мнимые издержки реинтеграции (потому что в случае с отменой ЗНО никаких издержек нет и сам сигнал очень правильный).
Либо процесс будет переформатирован - появится «Минск-3» или какой-то другой формат.
Платформой для этого формата может быть децентрализация, а практическое воплощение может начаться с проведения выборов по украинским законам в одной из прилегающих к линии разграничения громад т.н. «ДНР» или «ЛНР». Не исключено – что уже этой осенью. После чего процесс через какое-то время может быть масштабирован.
Для России такой формат «постепенной сдачи» Донбасса может оказаться комфортным. Как минимум потому, что его в любой момент можно остановить, либо «подвесить». Но он даёт возможность сохранить лицо и требовать ослабления международного давления.
Ещё одним поводом для постепенного переформатирования российского присутствия, может стать нарастание экологических проблем. На Донбассе объективно назревает экологическая катастрофа международного масштаба, в частности – из-за опасности заражения источников питьевой воды для нескольких миллионов человек (в том числе – радионуклидами). Это ударит и по Ростовской области.
Для решения проблем может быть создана международная администрация под эгидой специализированных структур ООН. Россия её даже в какой-то значительной доле профинансирует, чтобы играть лидирующую роль, потому что это всё равно будет дешевле.
Ослабление, либо отмена санкций – это личный успех Дмитрия Козака. Чему явно попытаются мешать конкурирующие группы российской элиты, заинтересованные в продолжении конфликта. Выход Украины из переговоров – это его личное поражение и потеря аппаратного веса.
К следующему заседанию ТКГ может проявиться, на какой сценарий попытается «вырулить» Козак – замораживание или постепенный уход при сохранении контроля. Либо у него не хватит ресурса. Тогда всё зависнет.
Отсутствие решения приведёт только к одному – к эскалации.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
Советуем просмотреть по теме обзор по теме от Юрия Романенко "Скандальный разговор Порошенко с Путиным: Петра Алексеевича не жалко превратить в "мясо" для Трампа"
Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, на канал «Хвилі» в Youtube, страницу «Хвилі» в Facebook, на страницу Хвилі в Instagram