На днях генеральный секретарь Лиги арабских государств (ЛАГ) Набиль аль-Араби дал нескольким информационным агентствам интервью, в котором пояснил текущую ситуацию вокруг Сирии глазами ЛАГ и поделился личными прогнозами о развитии событий. Пожалуй, главным выводом, к которому пришёл аль-Араби после изучения сирийского конфликта, является изначальное отсутствие у оппозиции желания искать компромисс.
«У сирийской оппозиции зашорены глаза — она полагает, что решение сирийского кризиса вероятно только по образцу Ливии, и все попытки убедить сирийское правительство в необходимости реформ и мирного диалога с оппозицией ни к чему не приведут», — сказал генсек ЛАГ. Аль-Араби подтвердил, что единственным выходом из создавшейся ситуации сирийская оппозиция видит иностранную интервенцию и оккупацию Сирии. О чём не так давно заявил представитель Сирийского национального совета Джордж Сабра.
Каких-либо уникальных рецептов по выходу из кризиса, с учётом озвученного, аль-Араби дать не смог. По его словам, выход из сложной ситуации следует искать в поддержке миссии спецпредставителя ООН И ЛАГ по Сирии Кофи Аннана, и оказании экстренной гуманитарной помощи сирийцам. Также Набиль аль-Араби призвал начать международное расследование по фактам убийств мирных граждан в Сирии.
Описанные аль-Араби меры действительно весьма просты. Но проводить международное расследование убийств будет весьма затруднительно, раз уже сейчас в качестве свидетельств насилия в Сирии международные организации, вплоть до ООН, пользуются крайне сомнительными источниками. Так, общепринятая и используемая официально цифра в 7500 (или уже 9100) жертв сирийского конфликта, базируется исключительно на заявлениях организации под названием OSDH, состоящей из нескольких человек, постоянно проживающих в Лондоне и берущих статистику жертв из сообщений Twitter и Facebook. Иногда в качестве источника информации выступают телефонные справочники. Тем не менее, именно на этих цифрах строится вся концепция взаимодействия «мирового сообщества» и Сирии.
Призывы дать пострадавшим сирийцам гуманитарную помощь тоже, как ни странно, можно понимать по-разному (в зависимости от того, как относится к действующим властям Сирии государство, желающее оказывать гуманитарную помощь населению).
Как сообщил посол Ирана в Сирии Рауф Шеибани, Тегеран отправил в Сирию груз медикаментов для оказания помощи пострадавшим во время беспорядков людям. Порядка 40 тонн медикаментов и медицинского оборудования было передано Сирийскому обществу Красного Полумесяца. Шеибани подчеркнул, что Иран хочет поддержать дружественное государство, и в ближайшем будущем в Сирию будут направлены ещё несколько грузов аналогичного характера.
Официальный представитель Государственного департамента США Виктория Нуланд заявила, что США выражают озабоченность по поводу того, что под предлогом доставки гуманитарной помощи, из Ирана в Сирию, через территорию Ирака, доставляется оружие. Нуланд также заявила, что США потребуют от Ирака гарантий того, что он не будет помогать Ирану в нарушение резолюции или помогать Сирии в получении оружия.
Со своей стороны, Ирак категорически отверг подобные подозрения. В обнародованном заявлении премьер-министра Ирака Нури аль-Малики говорится, что «все грузы, поставленные в Сирию через Ирак, являются гуманитарной помощью, а не вооружениями» и «Ирак не позволит ни одной стороне использовать свою территорию или воздушное пространство в целях осуществления поставок оружия». Правда, при этом не было пояснено, каким образом власти Ирака осуществляют мониторинг грузов, которые перемещаются в его воздушном пространстве без посадок.
В это же самое время, в Сирию вполне официально направляется «гуманитарная» помощь иного рода. И она, по понятным причинам, не вызывает озабоченности Госдепартамента США и лично госпожи Нуланд.
Некоторое время назад, Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн, Катар и Кувейт закрыли свои дипломатические представительства в Сирии, мотивируя свои действия тем, что «не могут спокойно наблюдать, как сирийский режим для решения кризиса отверг предложенные инициативы, избрав силовой вариант, и идет по пути уничтожения собственного населения».
Судя по всему, Королевство Саудовская Аравия решило «наблюдать» активно. 17 марта западные СМИ сообщили о том, что КСА, «пытаясь положить конец насилию в Сирии, отправила через территорию Иордании военный груз для Сирийской освободительной армии». Саудовский министр иностранных дел принц Сауд аль-Фейсал Аль Сауд заявил, что сирийская оппозиция «имеет право на то, чтобы получить оружие для самозащиты».
Не уточняется, на каком основании СОА «имеет право на самозащиту» от тех подразделений армии Сирии, для нападения на которые она создавалась. Тем более, что вряд ли контейнеры с оружием попадают на территорию Сирии, пройдя сирийскую таможню и прочие пограничные структуры. И, стало быть, в данном случае идёт речь об официально признанном министром иностранных дел КСА факте… контрабанды оружия. Вполне возможно, что оружие к боевикам СОА идёт не только «легально», от Саудовской Аравии. Кувейт и Катар также не единожды выступали с предложениями такого рода.
Стоит ли удивляться тому, что в последнее время Сирию потрясла серия террористических актов? Как показывает практика, стрелковым оружием против регулярной армии боевики СОА воюют не особенно эффективно, зато применение взрывчатки против мирных жителей приносит плоды, пугающие своим масштабом. И заявление министра информации Сирии Аднан Хасан Махмуда о том, что Катар и Саудовская Аравия «поддерживают вооруженные террористические группировки, причастные к террору, с которым столкнулся сирийский народ» ничуть не выглядит надуманным.
Київстар запустив вигідний тариф лише за 100 гривень: як підключити
Українцям додадуть 2300 гривень до пенсії: хто може розраховувати на доплату
В Україні спростили процедуру отримання та продовження відстрочки від мобілізації
Сирський прокоментував скандал навколо переведення авіаційних фахівців у піхоту
Впрочем, есть один географический нюанс. Дело в том, что транзит через Иорданию не выглядит самым удобным вариантом. Подразделения СОА в основном действуют на севере Сирии, и доставка в их лагеря оружия через всю сирийскую территорию с юга на север, минуя усиленные патрули, выглядит весьма рискованной затеей. По данным же правительственных источников этой страны, Иордания не намерена производить поставку оружия в Сирию или разрешать транспортировку вооружений через подконтрольную территорию. Что тем более логично, учитывая активные контакты Иордании с Ираном и значительное количество совместных проектов.
Куда правдоподобнее было бы, если бы поворотным пунктом маршрута выступала Турция. Путь оружия к «конечному потребителю» был бы значительно короче, к тому же, премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган 16 марта дополнительно объявил, что его страна рассмотрит возможность создания на севере Сирии «буферной зоны», защищенной от юрисдикции центрального правительства.
Таким образом, несмотря на подчёркиваемую «прогрессивность» так называемой сирийской оппозиции, последняя готова для захвата власти буквально на все, вплоть до призывов к бомбардировке собственного государства и использования контрабандного оружия. При этом, данная деятельность не встречает никакого осуждения со стороны США, хотя по всем параметрам подходит под определение «поддержка терроризма».