События минувшего месяца дают все основания утверждать, что «минский процесс» по урегулированию конфликта на Донбассе в нынешнем виде приближается к финишной черте. Дата «финиша» устами официальных спикеров определена – август 2020 года. Какие события последуют за этим?

Пунктирно восстановим главные вехи минувшего года и обозначим возможные сценарии развития ситуации вокруг «Минска».

От стадиона до Парижа

Кандидат в президенты Владимир Зеленский, как и кандидат в президенты Петр Порошенко, обещал своим избирателям завершить войну на Донбассе. С той лишь разницей, что Порошенко обещал быструю победу, а Зеленский – быстрый мир.

Результатом правления Порошенко стала не победа, а тупик. И извинения за изначально невыполнимые обещания. Зеленский начал искать выход из этого тупика. Главным продюсером сериала «мир от Зеленского» был назначен действующий руководитель ОП Андрей Ермак.

После формального истечения сроков, указанных в «комплексе мер» по исполнению «Минска» (с 1 января 2016 г.), тактика Порошенко заключалась в том, чтобы игнорировать взятые обязательства, подчеркивая агрессивные действия России. Зеленский поначалу задекларировал противоположный подход, основанный на исполнении того, что гарантировал Порошенко. Разведение войск, обмены пленными, мост в Станице Луганской и т.д. Всё упомянутое, как и «формула Штайнмайера» - это обещания Порошенко.

Но в Париже Зеленский отбросил согласованную политическую декларацию (о которой договорился или сделал вид, что договорился, Ермак). А к завершению первого года каденции российские марионетки на Донбассе уже начали истерично заявлять, что Зеленский – хуже Порошенко. Что при нём Украина якобы ведёт себя агрессивнее.

Россия также крайне недовольна. Из Москвы уже летят прямые угрозы в сторону Киева о грядущем выходе «Одессы, Николаева, Херсона и Запорожья», о готовящейся эскалации на Донбассе и т.д. На эту тему высказывались лично Путин, его «рот» Песков, министр иностранных дел Лавров, экс-спикер Госдумы Грызлов и другие персонажи помельче.

Таким образом, за год произошла заметная трансформация. Но обратите внимание: несмотря на явную смену позиции Зеленского, Запад не пытается загнать его в стойло. Наоборот – то и дело звучат реплики в поддержку Украины и с критикой России.

Сумма действий Украины за минувший год привела к тому, что бесперспективность «стойла» («минского процесса») в нынешнем виде стала очевидной всем. Новый формат диалога с Россией из абстрактного пожелания стал для здравомыслящей массы вовлечённых необходимостью, которую нужно воплотить.

«Физиологические отличия»

Некоторые «эксперты», особенно – в России, вбрасывают тезис, что Зеленский в переговорах с РФ за год оббежал круг и вернулся на точку, на которой закончил Порошенко. Но это не так. Ситуация принципиально другая, о чём красноречиво свидетельствует реакция из европейских столиц и Вашингтона.

Отказы Порошенко и демонстративные попытки Зеленского выполнить соглашения – это внешне сходный процесс с отсутствием конечного результата в виде устойчивого мира. Однако по итогам эти действия формировали принципиально разную международную конструкцию.

Популярні новини зараз

Пенсіонери ризикують залишитися без прав: що загрожує водіям похилого віку

В Україні спростили процедуру отримання та продовження відстрочки від мобілізації

Українці можуть отримати 40 тисяч гривень: кому і коли виплатять допомогу

В Україні скасували понижувальні коефіцієнти до частини пенсій: кого торкнеться

Показати ще

Порошенко с 2016 года саботировал выполнение «Минска», при этом кум Путина Виктор Медведчук концентрировал в своих руках целые украинские отрасли и медиаактивы. На фоне войны происходил банальный передел. Что вызвало закономерную реакцию Запада: почему наши налогоплательщики должны финансировать этот банкет? И дало возможность занять позицию: «прошло уже 5 лет, договаривайтесь с Путиным, или договоримся мы». От фиксации дипломатического поражения Порошенко «спасло» фиаско на выборах.

Зеленский же наглядно показал, что исполнение «Минска» ничего не меняет и никак не «умиротворяет агрессора». Потому что цель России – не мир, а контроль над Украиной и превращение Украины в угрозу для Европы. Что уже де-факто произошло с Крымом, который используется для проекции силы на Средиземноморье и Ближний Восток.

Без Крыма поддерживать кампании в Сирии и Ливии Россия просто не смогла бы. В этой связи попытка «умиротворить» Москву, заставив Украину идти на неприемлемые уступки – это лучший способ дестабилизировать весь восточный фланг НАТО, от Балтийского до Черного и Эгейского морей. С мультипликацией рисков и затрат на их нейтрализацию.

Осознание этого факта, казавшегося очевидным, только сейчас происходит у многих лиц, принимающих решения в Европе.

Альтернативы и сценарии

К моменту визита в Париж и риторика Зеленского, и его взгляды на конфликт с Россией изменились. Скорее всего произошло следующее.

Изначально был искренний настрой на быстрый мир. Ясно, что ни Зеленский, ни Ермак (как и Порошенко в своё время) не имели представления о том, с чем придётся столкнуться, чтобы достичь мира на приемлемых для Украины условиях. А когда через 3-4 месяца после инаугурации был осознан масштаб проблемы, они начали задумываться, а что делать, если быстрый мир не получится?

Частота употребления слова «сценарии» применительно к Донбассу резко возросла в октябре. В декабре РНБО даже какие-то утвердил. Но суть в том, что осенью за кадром подготовки к парижскому саммиту параллельно началась работа над поиском альтернатив «минскому процессу». Например, представитель Украины в политической подгруппе ТГК и будущий вице-премьер Алексей Резников говорил о необходимости «модернизации Минска» с момента своего подключения к переговорам в сентябре 2019 г.

Известно, что именно Ермак «подтянул» Резникова. Возможно, ему изначально ставили задачу проработать альтернативы, пока сам Ермак держал удар и боролся за «быстрый мир». Судя по всему, к началу декабря некий набор альтернатив был представлен Зеленскому, и он счёл их реалистичными. Именно поэтому он отбросил согласованную повестку, чем раздосадовал не только Путина, но и Макрона с Меркель. В особенности – Макрона, который не смог заполучить лавры эффективного миротворца.

Главным неудачником оказался советник Путина Владислав Сурков. Именно он выстраивал схему (с инфильтрацией оккупированного Донбасса в тело Украины, с федерализацией и многим другим), которую отверг Зеленский. План Суркова потерпел крах, а через месяц он сам был вынужден заявить об отставке. Но его влияние на процесс не исчезло.

Между «башнями»

Зимой 2020 г. Путин назначил нового куратора на украинское направление – им стал заместитель главы АП РФ Дмитрий Козак. Именно связка Козак – Ермак стала основным каналом коммуникации между Киевом и Москвой, оттеснив на второй план других игроков.

Если в Украине по этому поводу нервничают бойки, медведчуки и другие новинские, то и в России ситуация подобная – схватку между «башнями Кремля» никто не отменял. Там достаточно людей, заинтересованных в провале миссии Козака. Сурков (который считает, что Ермак его «кинул», а Козак «подвинул») – в первую очередь.

Лично Сурков от переговорного процесса формально отстранен. Однако в Трёхсторонней контактной группе продолжают работать те лица, которых он отобрал. Его выдвиженцы занимают руководящие посты в российских оккупационных администрациях на Донбассе. Т.е., «план Козака», по сути, должны выполнять люди Суркова. И вот тут начинается интересное.

По имеющейся информации, именно люди Суркова в переговорном процессе «слили» в украинскую прессу документы о проекте «Консультационного совета» при политподгруппе ТКГ. Ни украинская сторона, ни представители Франции и Германии не успели дать никаких пояснений, вследствие чего данный проект мгновенно превратился в «зраду». Таким образом, Сурков умножил на ноль инициативу, на которой стоит виза Козака «согласен».

Но торможение «Минска» на том этапе и в таком виде было невыгодно Украине, потому что блокировало её инициативы. Например, украинская сторона (Зеленский впервые об этом сказал в октябре 2019 г.) давно заявляла, что собирается пригласить на заседание ТКГ переселенцев с Донбасса, чтобы разрушить монополию российских марионеток. По данным наших источников в ОП, в апреле несколько вариантов списка таких людей были подготовлены, офис вице-премьера Резникова провёл с ними собеседования.

Также ещё в марте началось обсуждение формата повышения статуса украинской делегации в Минске, который в апреле официально анонсировал Ермак. По одному из вариантов делегацию должен был возглавить министр иностранных дел, что было бы понятно Западу. В итоге решили оставить связку «политический тяжеловес Кучма – мобильный переговорщик Резников».

Тактической задачей украинской стороны, которая совпадает с интересами Козака, стала очистка процесса переговоров с Россией от «сурковских». И наши серьёзно к ней подошли.

14 мая Резников обнародовал на заседании ТКГ российский паспорт «представителя Луганска» от России Владислава Дейнего. Что существенно подорвало российский дискурс о «внутреннем конфликте на Украине», а также стало ещё одним доказательством того, что Россия контролирует оккупированные территории (это важно для последующего трибунала).

Но Резников не просто «спалил» представителя т.н. «ЛНР» – он загнал российскую делегацию в «вилку»: Москва либо должна была признать наличие российского гражданства и у «представителей ДНР», либо могла уйти в отрицание, что обострило бы внутренние конфликты между колаборантами.

К такой подаче со стороны Украины оппоненты оказались не готовы, поэтому выбрали самый худший вариант: сначала «глава МИД ДНР», представляющая в «минском процессе» «Донецк», Н.Никонорова признала наличие росгражданства у себя «и других членов делегации» (в которую, кстати, входит её родной брат). А затем в наличии гражданства России сознался «глава» российской оккупационной администрации в Донецке Денис Пушилин.

Из России попытались было запустить нарратив, что раздача паспортов РФ на Донбасе «это не секрет». Но вышло очень уж неуклюже, особенно – в глазах Запада. На этом фоне прилетела ещё одна «подача».

В российских СМИ появились документы, указывающие, что упомянутые главари «ДНР» Пушилин и Никонорова, состоящие в «особых отношениях», в конце декабря 2019 г. были зарегистрированы по одному адресу в Выборгском районе Ленинградской области РФ. Были опубликованы справка о регистрации лица по месту пребывания и техпаспорт купленного в России автомобиля. Т.е., это не паспорт гражданина, который достаточно часто «светят» и он может легко «утечь». Это достаточно локальные бумаги, которые могли «слить» только из России.

Буквально днём позже были обнародованы документы, дискредитирующие ещё одну «представительницу Донецка» в «Минске» - Дарью Морозову. У всех трёх «представителей Донецка» есть подготовленные варианты отхода в России. И теперь они мучаются выбором: как с ними поступят, если они решатся-таки эвакуироваться в РФ?

Очень похоже на то, что кто-то в России из своих соображений решил помочь Украине выдворить «сурковских» их процесса. В итоге Дмитрий Козак получил основания для «чистки» и российской делегации в ТКГ, и верхушки «ЛДНР» от людей Суркова, потому что их наличие в переговорах будет лишь подчеркивать роль РФ как государства-оккупанта.

На этом фоне мы подходим к главному вопросу – что будет с «Минском» и выборами на Донбассе?

Украинский сценарий

Основные контуры украинской тактики представители власти уже не скрывают. Во-первых, Зеленский чётко озвучил необходимость пересмотра «минских соглашений», подписанных Порошенко. Но выходить из них Украина не будет, как минимум - ради обмена пленными.

Во-вторых, существуют параллельные сюжеты, которые отрабатывают Ермак и Резников. Ермак публично и настойчиво борется за проведение выборов 25 октября 2020 г. на оккупированной части Донбасса одновременно с местными выборами по всей стране. Резников защищает условия Украины для таких выборов: без особого статуса для ОРДЛО в Конституции, на основе украинского законодательства, вывод войск и контроль над границей до выборов, украинские СМИ, украинские партии, и т.д. Украинская позиция относительно выборов базируется на Копенгагенском документе ОБСЕ 1990 г. Причём оба назвали срок принятия решения – июль – август 2020 года.

По украинскому законодательству внеочередные местные выборы (для ОРДЛО они будут именно такими) должны быть объявлены в конце августа (за 60 дней). За 3-4 недели до объявления выборов (в конце июля) в Украину должна приехать миссия БДПИЧ ОБСЕ, которая огласит вердикт – соблюдены ли критерии «Копенгагенского документа» для проведения выборов в ОРДЛО (в первую очередь – критерии безопасности)? Т.е., в августе мы получим формальный ответ – быть выборам в оккупированных районах 25 октября или нет. И это будет ответ, который никто не сможет оспорить.

По состоянию на сейчас все вовлечённые стороны прекрасно понимают: с вероятностью 99,9% никаких выборов в ОРДЛО в октябре на украинских условиях не будет. Вопрос только в том, кто будет признан виновным в срыве политического урегулирования? Потому что от этого зависит в том числе и формат снятия санкций с России.

Например, в ближайшие месяцы ЕС будет рассматривать вопрос продления санкций трижды - в июне, июле и сентябре. Если, например, сентябрьский пакет будет отменён, это послужит началом лавины отмен. Если же нет, санкции могут сохраниться ещё на один цикл.

Пока Украина достаточно убедительно выстраивала линию, что Киев хочет выборов и всё для этого делает. Меняется пленными, разводит войска, подготовил всю инфраструктуру для КПВВ в Золотом и т.д. Задумка с вовлечением в диалог переселенцев уже получила молчаливое одобрение Запада, даже у России нет повода для открытой критики. Возмущаются только вожди «ЛДНР» и «пятая колонна», которая разгоняет по Интернету однотипные и плохо аргументированные тексты из серии «почему участие переселенцев опасно для Украины».

Благодаря эпопее с российским гражданством вождей «ЛДНР» Украина выиграла целый месяц: переселенцы должны были появиться на переговорах в начале мая, а теперь они появятся не ранее 10 июня. И сохраняется высокая вероятность, что люди Суркова устроят демарш - просто встанут и уйдут. Что даст Украине ещё немного времени, счёт которого идёт буквально на дни.

В конце июля – начале августа ОБСЕ будет вынуждена признать, что выборы на Донбассе невозможны из-за несоответствия критериям безопасности. И выглядеть будет так, что виновата во всём Россия. По всей видимости, украинская сторона просчитала этот сценарий ещё осенью 2019 г. и последовательно его воплощает. После чего будет жестко поставлен вопрос о пересмотре «Минска».

Что в этой ситуации может сделать Кремль?

Подконтрольные Суркову лица в «ЛНДР» показали один вариант – начали открыто угрожать эскалацией, привели войска в боевую готовность, Пушилин лично сдал кровь и т.д. Часть «кремлёвских башен» публично отметила, что «понимает» подобные шаги «республик». У России на руках будет очень важный козырь – стратегические учения «Кавказ 2020», которые состоятся как раз в сентябре (а подготовка начнётся в августе). Т.е., в случае чего она сможет оперативно организовать и эскалацию на Донбассе, и вторжение, например, в направлении Крыма. Дестабилизацию Юга Украины уже «анонсировал» сенатор и по совместительству генерал ФСБ В.Джабаров.

Однако это невыгодно лично Козаку и группам российской элиты, которые против углубления конфликта с Западом на фоне экономического кризиса. Сигналы из США, начиная от СП-2 и заканчивая недавним перехватом напечатанной в России валюты для ливийского маршала Хафтара, указывают, что поблажек Москве не будет. «Маленькой победоносной войны» точно не получится. Плюс эскалация уже не вызывает энтузиазма у населения России.

Поэтому есть второй вариант – 25 октября Россия при участии лоялистов типа Сербии, Армении, агентов влияния из стран ЕС и т.д. организует «выборы» в ОРДЛО и попытается навязать их результаты политико-дипломатическими методами с элементами военного шантажа. На этот и подобные сценарии на днях отреагировала Ангела Меркель: Запад интересует реальный прогресс, российские имитации ни на кого впечатления не произведут.

Таким образом, Кремль оказался перед выбором: 1) новая война, которая может привести к перенапряжению и коллапсу режима; 2) имитация, которая сохранит status quo; или 3) реальные договоренности по мирному урегулированию. Что вызовет некоторые имиджевые потери и критику со стороны разношерстой «партии войны» а-ля Сурков, Гиркин и т.д. Но и подарит шанс выйти из клинча.

После «Минска»

В общем, положение на 1 июня выглядит следующим образом.

Зеленский показал Западу, что выполнение соглашений Киевом ничего не меняет, потому что цель России – не урегулирование, а сохранение возможностей для дестабилизации Украины и удержания её в своей орбите.

Поэтому единственный вариант – сменить формат диалога на такой, который позволит Украине получить мир без политических уступок, а России и Западу – сохранить лицо и снизить взаимные издержки от конфликта. Почва для нового формата в идеале должна быть подготовлена к августу.

Если этого не произойдёт, то наиболее вероятным сценарием является сохранение тлеющего конфликта с риском эскалации. Что невыгодно никому.

Западные политики (в первую очередь – из ЕС) могут найти предлог для снятия санкций под давлением своего бизнеса и как-то объяснить это избирателям. Но дестабилизация Украины (неизбежно случится либо в случае истощения ресурсов на ведение войны, либо вследствие снижения популярности власти из-за отсутствия мира) принесёт для Европы значительно большие потери, чем из-за текущих санкций против России. Поэтому для всех сторон выгодней если и воевать – то в судах.

В этой связи важен только один аспект, которым будет заниматься Резников с его декоративным «министерством реинтеграции» - это межведомственная координация «юридической войны» против РФ. То, что поставлена именно такая задача, не афишируется, но просматривается из функционала, который прописан этому министерству и самому вице-премьеру. Если там вдруг произойдёт ещё что-то позитивное – это будет приятный бонус, потому что о существовании предыдущих вариаций этого же министерства догадывались немногие. Настоящая реинтеграция оккупированных территорий – это вопрос будущего, которое ещё предстоит сформировать.

Главное, чтобы Ермак и Резников эффективно отработали задачу выхода из «минского тупика» до конца 2020 г. Тогда у Зеленского появится шанс выполнить своё ключевое обещание – обеспечить мир.

А дальше время покажет…

Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, на канал «Хвилі» в Youtube, страницу «Хвилі» в Facebook