Карантин в Украине, введенный из-за эпидемии коронавируса, оказался крайне жестким и пагубно влияющим как на экономику страны в целом, так и на «экономику» миллионов ее граждан. Об этом трубят все аналитики, эксперты и даже в правительстве признают, что ситуация плачевная, а дальше будет только хуже. Из-за этого возникает логичный вопрос, почему карантин не снимают, если все настолько плохо?
Начать следует с вполне очевидного определения того, чем являются такие вещи как коронавирус в представлении общества и государства. И, вполне очевидно, коронавирус – это угроза. Однако характер этой угрозы необыкновенен. Речь идет не только о репутационных потерях, не только об экономике или политике. Речь идет об экзистенции, которая является как самим существованием, так и его способом.
Государство (представители власти) и общество осознают прямую угрозу их экзистенции и потому стремятся к одной цели – выжить. И в данном случае выживание следует понимать буквальнее, чем обычно. Однако пути достижения этой цели, субъекты представляют по-разному. Более того, они представляют их настолько по-разному, что конфликт между ними практически неизбежен (примером такого конфликта являются протесты против карантина, возникающие в разных точках мира: США, Германии или даже Украине).
Если власть видит свое выживание через призму введения жесткого карантина, то граждане считают иначе. Выживание сегодня связано с платежеспособностью, которую необходимо постоянно поддерживать, если твои запасы не позволяют тебе обратного. Однако запасы большинства граждан, очевидно, иссякают, если уже не иссякли. Чего не скажешь о представителях власти. У них еще есть немного фантиков в запасе и рассуждать о целесообразности вложения этих остатков в карантин дело неблагодарное и бессмысленное, поскольку у нас нет никакого влияния на ситуацию. Поэтому просто подчеркнем, что запасы граждан иссякают, а карантин не позволяет им их восполнять.
Когда власть в Украине вводила карантин из-за COVID-19, она руководствовалась несколькими моментами:
- Старалась не нагрузить систему здравоохранения большим кол-вом заболевших (по официальной версии);
- Заранее предупредить высокое количество заболевших/умерших (также по оф. версии);
- Следовала примеру других, более развитых и просто соседних стран;
- Редуцировала риск попасть под шквал критики из-за возможных последствий от коронавируса.
Утверждать о том, удалось ли власти этого достичь, трудно из-за низкого количества тестирований (было 5000 в сутки, станет 10 000, но этого все равно мало для того, чтобы увидеть реальную картину). Однако ей точно удалось достичь негативных последствий от несоразмерных угрозе, жестких карантинных мер. Почему «несоразмерных»? Да потому что власть (интервью замглавы Минздрава Виктора Ляшко) сама признает, что они скорее хотели всех «напугать», чтобы загнать по домам. Что меры принимали с расчетом на некий «психологический эффект», а не опираясь на твердые данные.
Однако погоня за «психологическим эффектом» загнала ситуацию в «глухой угол». Власть осознаёт наличие протестного потенциала и растущего недовольства населения и из-за этого старается оттянуть момент полного освобождения общества из-под ограничений, рассуждая с точки зрения ежесекундной выгоды. Кризис, возникший из-за эпидемии, вносит элемент значительной непредсказуемости. Непредсказуемость развития кризиса утрудняет создание четких средне- или долгосрочных планов не только отдельным людям, но и целым государствам. Ввиду этого некоторые правительства как бы отказываются от планирования и принимают ошибочное решение жить «сегодняшним днем», чтобы упростить себе задачу и тем самым лишь сильнее отягощает свое и без того туманное будущее. Альтернативой такому поведению могла бы быть административная гибкость. То есть нахождение в постоянной динамике и ответ на отдельно возникающие вызовы на пути к твердо определенным финишным точкам. Но не стоит забывать, что чудес не бывает, а потому все идет по заранее предопределенной логике поведения наших властей, кто бы там ни был у штурвала.
Стоит понимать, что этот текст написан не для сторонников и не от сторонника версии о том, что «коронавирус – это глобальный фейк, а карантин ввели, чтобы контролировать массы». Карантин безусловно и стопроцентно был необходим, однако он нужен в кардинально иной форме, гибкой и человечной. Карантин должен спасать людей, а не губить их. Карантин делается для людей, а не от них, - однако по той форме, в которой он был введен в Украине, можно предположить, что это далеко не для всех является аксиомой. И об этом говорят отдельные действия, предпринимаемые нашим правительством, например, запрет на выезд трудовых мигрантов. Зачем оставлять на территории Украины безработных людей, у которых к тому же заканчиваются денежные запасы – известно лишь одному правительству. И своими наработками оно делиться с нами очевидно не хочет.
Увы, в правительстве этого еще не понимают, но удар по доверию к власти уже нанесен. Просто эффект растянется во времени и эхо карантина услышат, когда он закончится, как это часто случается с разнообразными кризисами. Более того, можно аккуратно предположить, что попытки правительства ограничить права и свободы людей в условиях карантина также не уйдут бесследно, а вынудят граждан (сознательно или бессознательно) провести анализ произошедшего и сделать выводы, куда (в какие сферы) государство пускать стоит, а куда нет.
Прочитав та засуджую
Після розмови із Сі Цзіньпіном Трамп оголосив несподіване рішення
Долари не обміняють: працюють жорсткі заборони купівлі та продажу валюти
Це не допоможе: Попенко розповів, як кинули українців на світлі та теплі
Все эти возможные изменения имеют характер тектонических сдвигов, которых можно было бы избежать при продумывании политики, а не выстрелах «наобум». Но кого это вообще интересует, когда правительство реально не знает, что их ждет через месяц-два?
Вам понравился текст? Вы можете отблагодарить автора на карточку Приватбанка 4149 4391 0519 0437. Сердюк В.В.
Подписывайтесь на страницу автора в Facebook, канал «Хвилі» в Telegram, на канал «Хвилі» в Youtube, страницу «Хвилі» в Facebook