Для понимания широко употребляемого термина «семья президента Януковича» нужно конкретизировать, о чем идет речь. В узком смысле под бизнесом семьи гаранта нужно понимать бизнес-империю его сына Александра, которая пока еще не так уж и велика, по сравнению с состояниями крупнейших олигархов. В более широком плане, где уже открывается простор для слухов и домыслов, в эту бизнес-империю входит любое предприятие (государственной, частной или смешанной формы собственности), в котором можно проследить интересы семьи президента или близких к нему лиц. И это уточнение очень существенно.

Руководство ряда предприятий и компаний, которые в СМИ однозначно зачисляются в состав бизнес-империи Александра Януковича, естественно, не подтверждает официально свою работу на сына президента. Связи в таком случае прослеживаются косвенно — через учредителей либо соучредителей. Каждый из которых, в свою очередь, волен опровергнуть какую-либо связь с семейством Януковичей.

Что же касается демонизированной фигуры Юрия Иванющенко, которого называют «консильери» семьи президента, либо же ее «серым кардиналом», то его следует отнести, скорее, к «аффилированным» участникам президентской бизнес-империи. Во-первых, потому, что формально бизнес-интересы господина Иванющенко очень невелики. Во-вторых, потому, у главы государства есть и иные возможности пополнения собственной казны, чем сотрудничество с «великим и ужасным» Иванющенко.

И здесь находится третий круг интересов и возможностей президентской семьи: это диада «власть-собственность», когда контроль над аккумуляцией и распределением ресурсов становится источником обогащения. В этом аспекте предельно важен контроль ставленников президента над такими ведомствами, как Минфин, Налоговая служба, Нацбанк, и даже «Укроборонпром». А безусловную защиту власти и возможностей президента – равно от олигархических заговоров, оппозиционных поползновений и народных движений – осуществляют лично преданные ему силовики, сменившие своих предшественников – ставленников эпохи «олигархического консенсуса».

Таким образом, имеются три круга, в пределах которых растет и развивается президентский бизнес-клан. Каждый из них – как более широкий и размытый круг на воде, но охватывающий все большие сферы государственного и частного секторов. Начнем с узкого понятия: бизнес непосредственно семьи президента.

Круг первый: Ядро «семьи»

Еще до президентских выборов было известно о наличии у Виктора Януковича миноритарных пакетов компаний «Донецкавтотранс», Украинской страховой компании «Гарант-Авто» и Промивестбанка. Пакеты эти символические: по данным пресс-службы главы государства, в ООО «Донецкавтотранс» президент владеет 10160 акциями на общую сумму 2540 грн, в ОАО «Гарант-Авто» — 100 акциями на сумму 1000 грн, в Промивестбанка — 3027 акций на сумму 3027 грн. При этом в 2006 году в соответствии с требованиями закона «О выборах народных депутатов» принадлежащие Януковичу корпоративные права были переданы в управление другому лицу.

Однако если речь идет о бизнес старшего сына президента – Александра Януковича – тот тут мы видим то самое «ядро» новой бизнес-семьи в Украине. Из чего состоят активы президентского сына?

1. Строительная корпорация МАКО (Менеджмент Ассетс Компании). Уставный фонд — 55 млн грн. Известна строительством бизнес-центра «Столичный» в Донецке (через ООО ««Капитал Билдинг Корпорейш») и реконструкцией ряда зданий на набережной Балаклавы в Севастополе. Также ведет строительство на месте гостиницы «Дружба» в Донецке, что на начальном этапе (летом 2011 года) вызвало скандал с местными жителями и активистами.

В этой же компании до перехода на чиновничью службу был генеральным директором нынешний председатель Донецкого облсовета Андрей Федорук. Здесь мы впервые видим отсылку на связь бизнеса и админресурса.

2. Всеукраинский банк Развития (ВБР). Учрежден в апреле 2011 года. Ядро банковского капитала «семьи». Александру Януковичу принадлежат 100% акций банка. В 2011 г. ВБР показал 20-кратный рост прибыли. Председатель правления банка – Валентина Арбузова — мать нынешнего главы Нацбанка Сергея Арбузова.

3. ВБР был учрежден компанией «Донснабтара». Уставный фонд этой компании — 141,7 млн грн. 94% фонда принадлежит Александру Януковичу. Один из соучредителей (1,5% акций) – также Андрей Федорук. Еще 1,5% акций принадлежат Валентине Арбузовой.

4. ООО «Кэпитал Билдинг Корпорейш». Также занимается строительством. Уставный фонд составляет 50 млн грн. 97% акций принадлежит МАКО, 3% — все тому же Андрею Федоруку. Непосредственно занималось строительством бизнес-центра «Столичный».

Популярні новини зараз

МВФ спрогнозував, коли закінчиться війна в Україні

На водіїв у Польщі чекають суттєві зміни у 2025 році: торкнеться і українців

Паспорт та ID-картка більше не діють: українцям підказали вихід

Це найдурніша річ: Трамп висловився про війну та підтримку України

Показати ще

5. «Аквалайн Плюс» с уставным фондом в 37 тыс. грн – дочерняя компания «Кэпитал Билдинг Корпорейш». 99% принадлежит этому ООО, а еще около 1% акций владеет Павел Литовченко, «личному юристу» Виктора Януковича-младшего. Литовченко, 1980 года рождения, ныне депутат Киевского областного света, работал в «Кэпитал Билдинг Корпорейш» и в компании «ФПФП «Донбасский расчетно-финансовый центр» (ДРФЦ). Он же имеет доверенность на представление интересов Виктора Януковича-младшего до 2013 года. Он же — директор и акционер (хотя всего на 0,03%) фирмы «Танталит», официально владеющей угодьями Межигорья, где живет Виктор Янукович-старший.

6. ООО «Украинско-инвестиционный союз». Снова строительная компания. Уставный фонд – 4 млн грн. Основной собственник компании — «Кэпитал Билдинг Корпорейш» (99%). Именно «Украинско-ивестиционный союз» реконструировал балаклавскую собственность семьи президента – яхт-клуб и оздоровительный комплекс.

Круг второй. Сфера интересов

Еще несколько компаний считаются входящими в сферу контроля Александра Януковича. Это упоминавшийся выше «ФПТП «Донбасский расчетно-финансовый центр» (ДРФЦ), в собственности которого находятся контрольные пакеты акций ООО «Донбассуглепереработка», обогатительных фабрик «Калининская», «Узловская», Донбасского обогатительного комбината и завода «Востокуглемаш». Расчетно-финансовый центр потому и расчетный, чтобы контролировать денежные потоки, идущие практически от всех шахтоуправлений Донбасса. Так, недавно энергогенерирующая компания «Донбассэнерго» (85,77% акций принадлежат государству), заключила контракт ДРФЦ на поставку угля на 532 млн грн. Летом прошлого года с ДРФЦ заключило договор по обогащению 2 миллионов тонн угля (на сумму в 76 млн грн) ГП «Селидовуголь». И это – только некоторые контракты, прошедшие через эту компанию.

Также в настоящее время есть информация о возможной передаче под управление структур, связанных с Александром Януковичем, ГП «Шахтерскантрацит», включающего шахты «Шахтерская-Глубокая», «Иловайская» и «ЦОФ «Шахтерская».

Вообще-то, официальными владельцами ДРФЦ являются ООО «СПС-групп», основанное Александром Юрченко (имеет отношение к резиденции президента — Межигорью) и Михаил Добнев (соучредитель ООО «Веспром»).

Также к активам семьи Януковичей относят компанию «Київбуджитло». Примечательно, что ее учредителем является ООО «Дом лесника». Эта компания владеет землей в президентском угодье «Сухолучье», а ее соучредителем выступает упомянутый выше Александр Юрченко. Он же имеет доли в ООО «Дом охотника» и благотворительном фонде «Возрождение Украины», которые  владеют частью земли в Межигорье.

Вокруг множества прочих былых и нынешних активов президентской семьи вьется много слухов. Ко второму кругу бизнес-империи Януковича причисляют и значительное количество его былых и нынешних соратников – от Эдуарда Прутника до Антона Пригодского. Однако их собственный бизнес вряд ли входит в число сугубо семейной империи президента. Влияние и доля каждого из них различна в разный период времени. Самой известной в этом кругу фигурой, безусловно, является Юрий Иванющенко. Официально он владеет не так уж и многим: 25% (из 50% минус 1 акция) группы «Азовмаш» и 50% доли в компании «Мастер авиа», взявшей в аренду киевский аэропорт «Жуляны». Также он проявлял интерес к крупнейшему одесскому рынку «7-й километр». Все остальные «бизнесы» Иванющенко – из области предположений. Проссумируем то, что приписывается «серому кардиналу» на данный момент.

Считается, что территориально в круг интересов Иванющенко входят Одесская, Запорожская и Харьковская области, а отраслевые интересы находятся в сферах таможни, морских перевозок, торговли зерном (например, говорят об интересе к одному из крупнейших зернотрейдеров «Нибулон»), спиртовой монополии («Укрспирт») и добычи полезных ископаемых (часто называется Сахалинское нефтегазоконденсатное месторождение в Полтавской области). С именем Иванющенко связывают рейдерские атаки на харьковский рынок «Барабашово» (якобы теперь ему принадлежит 1/3 этого рынка, ранее контролировавшаяся вьетнамской общиной), на судоходную компанию «Укрферри» в Одессе, на одесский же завод «Стальканат» и т.п. Владельцы и менеджмент этих компаний не подтверждали свои проблемы с господином Иванющенко, мало того – ссылались на то, что зачастую его именем прикрываются иные рейдеры. Как бы то ни было, перечисленные сферы, где могут прослеживаться интересы Иванющенко, являются очень разветвленными, и многочисленные случаи перераспределения собственности в этих сферах вписываются в схему отъема активов у локальных игроков, не связанных с крупными ФПГ.

Даже если представить, что господин Иванющенко контролирует столь обширные сферы бизнеса, то не обязательно, что в этом принимает участие семья президента. Сейчас имеются слухи о размолвке между Иванющенко и президентом. В таком случае, его потенциальные активы могут перейти под контроль президента с помощью верных последнему чиновников. Именно они – «слуги государевы» – образуют третий круг бизнес-империи президента, выполняя фискальные и карательные функции.

Круг третий. «Молодые технократы» и «гвардейцы президента»

Чиновников, занявших ключевые министерства и ведомства Украины в последние полгода, можно разделить на две группы. Одни – ставленники лично президента, его, так сказать, «солдаты». К их числу относятся недавно назначенные глава СБУ Игорь Калинин, Минобороны – Дмитрий Саламатин, а также генпрокурор Виктор Пшонка. Сюда же, по факту, можно отнести и Валерия Хорошковского, но в его случае можно говорить, скорее, об «инкорпорации» специалиста из другой властной группировки – «РосУкрЭнерго» («газовиков»).

Вторая группа чиновников – это «молодая команда», ориентированная не только на президента, но и на его сына, и в той или иной мере связанная друг с другом. Это глава Нацбанка Сергей Арбузов, министр финансов Юрий Колобов, глава МВД Виталий Захарченко, глава ГНС Александр Клименко, начальник Киевской налоговой администрации Ирина Носачева.

У некоторых из этих чиновников есть свои бизнес-интересы. Прежде всего, это относится к Валерию Хорошковскому, однако включать его активы в бизнес-империю семьи Януковича неправомерно. Самым ценным в стратегическом плане является контроль Хорошковского над телеканалом «Интер» — самым популярным телеканалом страны. Интерес к медиа-активам проявляет и Сергей Арбузов. Его называют конечным владельцем телеканала ТОНИС, в числе соучредителей которого появились управленцы, связанные в Укрбизнесбанком, где начинал свою карьеру Сергей Арбузов. В первую очередь, это относится к ООО «Инвестиционные перспективы», владеющим 22,9% акций ТОНИСа. Его в мае 2011 возглавила Наталья Грищенко, ранее работавшая главой Киевского филиала Укрбизнесбанка.

С Укрбизнесбанком, помимо самого Арбузова, связана и Ирина Носачева – она работала там пять лет. Она же наряду с главой МВД Виталием Захарченко входит в т.н. «константиновскую группу» лиц, связанных местом рождения либо работы с городом Константиновка Донецкой области. Арбузов руководил в свое время местным филиалом Укрбизнесбанка, а Носачева и Захарченко в Константиновке родились.

Глава ГНС Александр Клименко, в свою очередь, также связан с Сергеем Арбузовым и Виталием Захарченко. Он является младшим братом Антона Клименко, который в свое время руководил донецкой ячейкой «Нашей Украины» и сделал ее членом Арбузова. А после перевода на работу в Киев Александр Клименко стал заместителем главного налоговика страны, которым тогда был Захарченко.

Что касается силовиков-«гвардейцев» президента, то основным их «активом» и ценностью для главы государства блестя именно безусловная лояльность и стремление выполнить любой приказ. Однако есть некоторые исключения: теперь в число сфер, из которых, теоретически, может получать «профит» президент, можно отнести деятельность «Укроборонпрома» и «Укрспецэкспорта», равно как и возможная торговля земельными ресурсами Минобороны. Бесконтрольная коррупция в военном ведомстве долгие годы была вопиющей, и назначение Дмитрия Саламатина позволяет говорить о том, что в орбиту интересов президента и его семьи теперь входит и международный оружейный бизнес, и земельная реформа.

Наконец, в связи с земельной реформой следует упомянуть о главе Госкомзема Сергее Тимченко, назначенном в июне 2011 года. Земельная реформа отложена на послевыборный период, однако наличие в этой сфере верного человека президенту более чем необходимо. Хотя бы из тех соображений, что иначе украинская земля будет раскуплена остальными ФПГ и международными игроками.

Строительство президентской бизнес-империи находится в самом разгаре. У главы государства есть для этого максимальные возможности. Пока что основные олигархические группы сохраняют и даже приумножают свое влияние параллельно с развитием бизнеса президента, хотя и вынуждены подчас постесниться в ряде сфер деятельности. Но это – временный процесс.

При отсутствии сырьевой ренты и внешних кредитов единственным источником пополнения капитала новой «семьи» становится прямой конфликт с олигархами, к которому Янукович подошел уже очень близко. Далее «вписывать» свою «семью» между иных кланов становится все трудней. У условиях предвыборного года и мирового кризиса у него нет иных способов увеличить семейное благосостояние, одновременно сохранив нужное количество электората. Следовательно, столкновение с олигархами неизбежно, и очень скоро мы станем его свидетелями.