Теория цивилизационной смуты замедления была опубликована в 2009 году. По ближайшему историческому аналогу, я назвал предстоящую смуту Второй Тридцатилетней войной. Предполагалось, что в результате повода, который принципиально не прогнозируется, произойдёт мегаобвал и начнётся фаза цивилизационной смуты. При этом первые 3-6 месяцев мегаобвала будет наблюдаться массовая паника, предельные уровни волатильности и вихревая, не просчитываемая турбулентность. После этого паника исчезнет, турбулентность никуда не денется, но станет более прогнозируемой. Образно говоря из вихревой станет волновой. Мегаобвал состоялся, Вторая Тридцатилетняя война началась. Паника, рекорды волатильности и вихревая турбулентность сейчас в самом разгаре. Человек открывает социальные сети и читает, что если он ещё не заразился, то коронавирус буквально стучится в его двери.

До этого времени мои прогнозы можно считать полностью реализовавшимися по содержанию, но не полностью совпавшими по времени. Я прогнозировал, что смута начнётся ранее. Но властям всех уровней, используя все возможное ресурсы, удалось удержать ситуацию до начала 2020 года. С одной стороны, хорошо, что смута началась позже. С другой стороны, обвал давно перезрел, резервы практически исчерпаны и сейчас смута пойдёт по гораздо более острому сценарию, чем если бы она началась, условно в 2015 году. По многим параметрам обвал уже более быстрой и глубокий, не только чем в 2008, но и чем в 1929 году. Часть скептиков, уже из ноналармистов стала гипералармистами и мне всё чаще приходится заниматься рациональной психотерапией. Рассказывать, что Украина не умерла, массовое мышление не деградировало до уровня пингвинопитеков, мировая война сейчас невозможна по определению, сингулярности не будет, а земной цивилизации в целом ничего серьёзного не будет угрожать ещё три века, как минимум. Просто непонимание часто приводит к крайностям – от ноналармизма через панику прямо в эсхатологию. Но если коронавирус - это лишь повод и фаза цивилизационной смуты уже началась, что будет после завершения эпидемии? Сейчас уже можно опубликовать прогноз.

С долгосрочной точки зрения развития цивилизационных процессов погружение в смуту будет происходить через осознание, что знакомый мир навсегда ушел в историю. После завершения эпидемии он не вернётся ни по господствовавшим стереотипам, ни по измеряемым показателям, ни по уровню стабильности.

В краткосрочном, по цивилизационным меркам плане можно сделать следующие прогнозы:

  • Карантин завершится до начала лета, а может ещё до начала мая. Причем завершится в любом случае. Либо эпидемия отступит в результате сезонного повышения уровня ультрафиолетового излучения. Либо убытки для экономики и здоровья населения превысят убытки от эпидемии, и будет принято решение о запуске производств до завершения эпидемии. В общем, победа в любом случае будет за нами, и будет объявлена следствием блестящей политики власть предержащих.
  • Залить кризис ликвидностью по примеру 2008 года не получится, даже если каждому американцу раздать по 100 тыс.$.

Во-первых, зарегулированные рынки давно находятся на искусственной вентиляции лёгких и одновременно давно подсажены на стимуляторы спроса. В этих условиях любая эмиссия быстро будет аккумулироваться в гипертрофированном финансовом секторе, оказывая минимальное воздействие и на потребление, и на производство.

Во-вторых, огромные объёмы количественного смягчения, т. е. эмиссии подорвут стабильность доллара. Размер пузырей, надуваемых десятилетиями слишком велик, чтобы США и дальше могли проводить эмиссию без последствий для курса. То же самое можно сказать об уровне доходности американских гособлигаций.

В-третьих, рекордные объёмы стимулирования запустила не только ФРС. В этих условиях следует ожидать резкого обострения валютных войн.

В-четвёртых, всё более реальной альтернативой разбухающим фиатным валютам становится золото. Пока его удаётся удерживать масштабными интервенциями металлического золота, проводимыми США, Японией, Британией, а может уже и ЕС. Но золотые запасы не просто не бесконечные, а тают на глазах. Проводить всё более масштабные интервенции металлического золота для контроля панического спроса, становится всё сложнее, а привлечение к ним золотых запасов других стран весьма проблематично. В общем, побочные действия применяемых лекарств способно навредить больше, чем болезнь, от которой лечат мировую экономику. Не берусь прогнозировать, какой из ограничителей бесконечной эмиссии сработает, но когда сработает хотя бы один, то это взорвёт финансовую систему. А резервов, как мы помним, практически не осталось – все ушли на удержание ситуации любой ценой до начала 2020 года. Почему возникла иллюзия всесильности программ количественного смягчения? Генералы, как обычно готовились к минувшей войне, т.е. к повторению кризиса 2008 года.

  • Когда рынки столкнутся с ограниченной эффективностью беспрецедентной программы количественного смягчения, то начнутся такие перекосы, которые превзойдут уровень 1929 года. Массовые банкротства крупнейших корпораций в условиях невозможности государств помочь всем. Рост цен при падении объёмов производства.
  • Государства столкнутся с резким ростом бюджетного дефицита и необходимостью самых масштабных секвестров в своей истории.
  • Транснациональные корпорации будут банкротится сотнями, а государства объявлять дефолт десятками. Это старое и верное средство для обнуления задолженности.
  • Можно сказать, что во время смуты пострадают все те отрасли и страны, которые пострадали во время кризиса 2008 года, но учитывая, что это не циклический экономический кризис, не рецессия и, даже не депрессия, а начало полноценной цивилизационная смуты, проще сказать какие из них уцелеют. Всё будет намного драматичнее.
  • Естественной и рефлекторной реакцией государств станет резкое усиления протекционизма, закрытие границ и другие чрезвычайные, эмоциональные и нерациональные меры. С другой стороны, государствам больше не надо будет поддерживать иллюзию ускорения многочисленные символы ускорения в виде проектов Илона Маска, лунной программы и квантовых компьютеров, которые первыми попадут под секвестры. Финансирование науки государством и корпоративным сектором резко сократится. Процесс заката науки является наименее прогнозированным, но в тоже время не является уникальным. В истории такой временный закат наблюдался много раз.
  • В большинстве стран с неблагоприятными перспективами, в т.ч. в ещё вчера внешне благополучных странах, ко власти придут радикалы.
  • Остатки международных организаций и международного права рухнут под совместным натиском регионализации и смуты. Как и остатки единых мировых цен. Разница цен на сырьевые товары на разных рынках вырастет в разы.
  • Ограниченные возможности беспрецедентных программ стимулирования и их непропорциональные побочные эффекты станут очевидными до даты президентских выборов в США.
  • Единственный способ предотвратить распад по постсоветскому центробежному сценарию заключается в консолидации за счет жесткого внешнего противостояния. Некоторые страны к нему уже фактически готовы. Некоторые будут готовы, а другие не смогут консолидироваться, распадутся и станут полем боя грядущего противостояния.

Кто кому будет противостоять во время смуты? Попробуйте самостоятельно определить это на примере Тридцатилетней войны 1618-1648 годов. Чем больше вы будете вникать в детали, тем быстрее придёте к выводу, что это не была религиозная война между католиками и протестантами. Это была вообще не война, а смута. Цивилизационная смута инерционного замедления после завершившейся фазы быстрого научного, технологического и культурного развития известной как Реформация, Возрождение и время великих географических открытий. И противостояние было между странами, оказавшимися в благоприятных внешних условиях/перспективах и странами с не благоприятными внешними условиями/перспективами. То же самое будет и сейчас. Поэтому, по большому счету, заранее было известно не только кто кому будет противостоять, но и кто выйдет победителем из этого противостояния. Вот такой дремучий и прогнозно проверяемый детерминизм без конструктивизма и принципиальной невозможности осмысления рациональным путём.

В заключении можно дать оценку эффективности карантина с точки цивилизационного анализа. Карантин из-за коронавируса это… репетиция. Репетиция перед следующими гораздо более разрушительными эпидемиями. Сейчас у людей не только был максимальный уровень беспечности, но и максимальный уровень иммунитета и сытости. Эту войну можно остановить, а цивилизационную смуту не остановишь. В 1630 году, т.е. через 12 лет после начала смуты в Европу пришла чума. И Тридцатилетняя война не остановилась на карантин – эпидемии всегда были в числе основных поражающих факторов любой смуты. Поэтому коронавирусный карантин и следует оценивать с точки зрения предстоящих гораздо более разрушительных эпидемий. Оценивать, как бесценный опыт подготовки к ним.

Вывод – свой базовый сверхдолгосрочный прогноз 2009 года «Вторая Тридцатилетняя война» подтверждаю. Будут вопросы – читайте многочисленные детализирующие прогнозы, опубликованные ранее.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------Рекомендуем к просмотрую беседу Юрия Романенко с Владимиром Стусом о глобальной смуте, сделанную двумя неделями ранее.

Популярні новини зараз

Мобілізація в Україні лише за згодою: кого не чіпатиме ТЦК

Обережно, шахраї: українців попередили про аферу з "тисячою Зеленського"

Пенсія у листопаді 2024 року: що зміниться для українських пенсіонерів

Помер народний депутат України

Показати ще

Иллюстрация- Джованни Баттиста Тьеполо – «Заступничество святой Фёклы за город Эсте во время чумы 1630 года» (фрагмент) 1758.

Кафедральный собор, Эсте

Подписывайтесь страницу Владимира Стуса в Facebook, на канал «Хвилі» в Telegram, на канал «Хвилі» в Youtube, страницу «Хвилі» в Facebook, страницу «Хвилі» в Instagram.