Эпоха президента России Дмитрия Медведева как равноправного партнера Владимира Путина в газовых вопросах закончилась. В украино-российских газовых отношениях «медведовский период» запомнился пятью вехами:
— «Газовой войной» в 2009 г.
— Яростным сопротивление самого Дмитрия Медведева попыткам Юлии Тимошенко на пару с Владимиром Путиным выдавить с газового рынка компанию Дмитрия Фирташа RosUkrEnergo AG. Напомним, что долговременный исполнительный директор RosUkrEnergo AG Константин Чуйченко все время проработал в администрации президента Медведева.
— Подписанием «харьковских соглашений» о продлении пребывания Черноморского флота в обмен на 100-долларовую скидку на газ.
— Завершением строительства первой очереди газопровода «Северный поток» в 2011 г, который по замыслу России должен сократить транзит российского газа территорией Украины.
— Популяризацией идей обходных газопроводов, в частности строительства «Южного потока», который позиционируется как газопровод, что «отберет» абсолютно весь транзитный газ Украины.
Возвращение Владимира Путина на пост президента — это также возвращение к нему полного контроля над вопросами украино-российских газовых взаимоотношений, которые раньше приходилось делить с Медведевым.
Фактически после того как в сентябре 2011 года Медведев и Путин официально огласили о своем «обмене» должностями «президент-премьер», газовые переговоры Украины и России вошли в глубокий ступор. Все осенние и зимние всплески информации о якобы договоренностях Украины и России не соответствовали действительности. И не только потому, что в России шла президентская кампания, а и потому, что Владимир Путин пресекал любые попытки группы переговорщиков (Николай Азаров, Юрий Бойко) достигнуть новых договоренностей до российских выборов.
Симптоматичным стала очень правильная оценка процесса газовых переговоров главой правления «Нафтогаза» Евгением Бакулиным: «На своем уровне мы, к сожалению, исчерпали свои возможности».
Соответственно, газовые переговоры продолжаться на уровне президента Виктора Януковича и новоизбранного президента России. Не трудно догадаться, что фамилия у него будет Путин. Правда, возникает резонный вопрос, почему же еще и Азаров, и Бойко, и тот же Бакулин не подали прошение о увольнение, если они не могут договорится с «Газпромом»?
В контексте сказанного Бакулиным особенно важным будет выстраивание политических отношений Виктора Януковича и Владимира Путина.
Вопреки сложившемуся общему мнению, что в газовом вопросе Путин будет проводить исключительно жесткую политику по отношению к Украине, то это немного преувеличено. Юлии Тимошенко удавалось же договорится с Путиным. Другой вопрос, конечно, какой ценой. К тому же победа Путина на выборах добавит ему уверенности и это не будет его толкать на кардинальные действия против Украины. С другой стороны и спешить Путин не будет, что не устраивает Украину.
Как может измениться процесс газовых переговоров, отношений в других сферах энергетики во время «путинского периода»:
ВС РФ завдали ракетний удар по поліцейських в Харкові: 1 людина загинула, ще 30 поранені
КМДА повідомила неочікувані дані щодо підключення опалення у столиці
Паспорт та ID-картка більше не дійсні: що тепер робити українцям
Червоний Хрест розпочав виплати допомоги до зими: хто може отримати до 21 000 гривень
1) Переход вопроса газового консорциума из «застоя» в более практичную стадию.
Путин является сторонником совместного управления ГТС Украины и считает себя автором и идеологом концепции формирования газотранспортного консорциума в треугольнике «Украина-Россия-ЕС». Именно Путин с Леонидом Кучмой в 2002-2003 гг. продвигали идею консорциума. Поэтому не исключено, что Украина выиграет от желания Путина все-таки реализовать идею консорциума самостоятельно без Медведева. С этой целью Путин может пойти на встречу Януковичу в вопросе цены на газ.
2) В контексте первого пункта Путина нельзя назвать однозначным или большим сторонником «обходных» газопроводов — «Северного» и «Южного». И это также может оказаться удобным для Украины.
Очень показательным является последнее заявление посла России в Украине Михаила Зурабова, что если Украина быстро проведет оценку стоимости ГТС и опередит решение по «Южному потоку», то цена ГТС Украины будет высокой.
Если до строительства «Северного потока» Путин относится лояльно, то «Южный поток» у него вызывает больше вопросов, чем ответов. Ровно год назад Путин давал поручение министру энергетики Сергею Шматко рассмотреть возможность разделения «Южного потока» на две части: трубопроводную и завод по сжижению газа на берегу Черного моря. На самом деле Путин понимает, что буде тяжело найти более 20 млрд. долл. на реализацию «Южного потока» и лучше модернизировать и развивать ГТС Украины.
3) При президенте Путине продолжится процесс оттеснения группы RosUkrEnergo AG и Дмитрия Фирташа от газовых переговоров, а также их вытеснение с газового рынка Украины.
Виктор Янукович может воспользоваться борьбой Путина против RosUkrEnergo AG и выторговать в газовых переговорах лучшие условия взамен на понижение роли группы RosUkrEnergo AG в украинской политике.
Сейчас в орбиту этой группы входят Дмитрий Фирташ, министр энергетики Юрий Бойко и министр иностранных дел Константин Грищенко. Глава администрации президента Сергей Левочкин и первый-вице-премьер Валерий Хорошковский находятся на некоторой дистанции, но все равно сохраняют близость к группе.
4) Путин будет проявлять активность в вопросе достройки двух атомных блоков на Хмельницкой АЭС и выделении Украине кредита на сумму 4-5 млрд. долл.
После предварительных договоренностей Украины и России о достройке двух блоков Хмельницкой АЭС на суму 4-5 млрд. долл., так и не было сделано ни одного шага в направлении реализации этого проекта. Россия заинтересована в том, чтобы поставлять Украине свои реакторные установки. Украина предлагает решать этот вопрос в пакете с газовым вопросом и фактически приостановила обсуждение условий кредита.
Конечно, все вышеизложенные моменты будут усиливаться политическими факторами воздействия России на Украину. В первую очередь это касается «вечных» идей присоединения Киева к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству.
В ключе политических изменений в России и возвращение Владимира Путина к полноценной власти у Виктора Януковича, как ни странно, появляется возможность найти компромисс с Путиным. Президент Янукович может воспользоваться тремя советами.
Во-первых, все таки обратиться в Стокгольмский арбитраж с требованием изменить систему ценообразования на природный газ для Украины. Сильный шаг Януковича должен вызвать более ровное отношение и уважение Путина. Во-вторых, заменить газовую переговорную группу Азарова-Бойко-Бакулина, которые и сами неоднократно признавали свою несостоятельность вести переговоры. В-третьих, возобновить политические переговоры с ЕС, что позволит усилить позицию Украины в газовых переговорах с Россией.
Автор — эксперт Института энергетических исследований