На протяжении последних нескольких лет я постоянно возвращаюсь к одной неприятной мысли – у украинского народа отсутствует чувство исторического. Потеря этого сентимента, являющегося отличительной чертой всякого здорового общества, началась в 1917 году, когда революционные силы развязали войну за право диктовать собственное видение истории массам.

Поистине, ужасны последствия данного конфликта: в наши дни граждане Украины вынуждены бессмысленно блуждать между различными руинами минувших эпох, а также безропотно наблюдать, как корыстолюбивые вандалы XXI века, подвергают окончательному разрушению ветхие остатки местного культурно-исторического наследия. Варварам нет числа – сообразно логике текучего зла, они уверенно обосновались в разнообразных частях украинского социально-политического организма. И, пожалуй, наиболее яркими представителями этого «племени» являются адепты «школы национальной памяти» – мифоманы, которые успели довести страну до конфликта с соседними государствами, а само общество – к расколу вокруг сензитивных вопросов истории и состоянию исторической амнезии.

Что же сотворили с прошлым украинцев вышеозначенные субъекты? Ответ на сей вопрос таков: они измельчили, фрагментировали его до самых примитивных форм.

В качестве иллюстраций я позволю себе дать краткую характеристику представлений этих господ о Первой мировой и Гражданской войнах. Для них события 1914-1918 годов ограничиваются боевым путем малотысячного Легиона УСС, между тем как о ратных делах миллионов солдат-украинцев (тогдашних «малороссов», если оперировать более строгими категориями) Русской императорской армии они решили нагло забыть. Абсурдность данной ситуации очевидна: история небольшого боевого соединения, которое не имеет почти ничего общего с деятельностью предков миллионов граждан современной Украины, легла в основу «украинского измерения» Великой войны.

Аналогичное явление мы наблюдаем и в случае с Гражданской войной 1917-1921 годов. Для адепта «школы национальной памяти» этот подлинный Армагеддон предстает в виде «національно-визвольних змагань», обильно сдобренных героическими сюжетами вокруг сражений «українського війська» – начиная от битвы под Крутами и заканчивая II-м Зимним походом армии УНР. Однако историю повседневной жизни в революционные годы – будь то крестьян Богодуховского уезда или дворян Киевской губернии – они предпочитают обходить стороной, всячески игнорируя потребность в ее популяризации. Мы снова видим, как «хроники тысяч» возвеличиваются, тогда как «хроники миллионов» – предаются забвению.

Но к чему устремлены эти сетования и негодования? Я бы сказал, что их главная цель – указать на необходимость преодоления фрагментарно-героического взгляда на прошлое.

Именно это позволит гражданам Украины приблизиться к подлинному пониманию их истории. Под «пониманием» я подразумеваю умение ныне живущего помыслить себя в рамках природы и картины мира некогда творившего. В свою очередь, привести в движение данный механизм нам помогают элементарная пытливость и здравый смысл, которые, если, например, мы говорим о двух упомянутых конфликтах, могут поставить перед нами следующие вопросы: За что боролись солдаты-украинцы Русской императорской армии? Как они смотрели на своих противников в лице украинцев-галичан? Что двигало украинским крестьянством, кое в 1917 году начало массово жечь и разграблять помещичья экономии, делить землю, рубить леса, а также учинять самосуды? Действительно ли новоблагословенные деятели УНР, Украинской Державы и УНР (Директории) были выразителями чаяний народных масс? Почему человек превращался в профессионального чекиста – иначе говоря палача, чья жестокость не находит аналогов в животном мире?

Можно без труда продолжать этот список, но, как показывает практика, постановка подобного рода вопросов и попытка найти на них сколь-нибудь приемлемые ответы рано или поздно позволят нам осознать неоднозначность нашего прошлого, в котором, соответственно, отсутствуют условные «герои» и «антигерои». Попытка понять «демона» приведет нас к осознанию его реальной душевной и моральной слабости, тогда как детальный разбор фигуры «ангела» может показать нам откровенно банальную и посредственную натуру.

Чем же полезно такое просветительское по духу «расколдовывание прошлого»? По глубокому моему убеждению, утрата иллюзий способствует обретению упомянутого во вступлении чувства исторического.

Именно оно позволяет человеку здраво подходить к оценке собственного места в мире и избегнуть впадения в околодонкихотское состояние. Обращая свой критический взор на прошлое, личность может с должным хладнокровием использовать исторический опыт –первоклассный каталог ошибок и успешных решений – для недопущения тех или иных просчетов в самых разнообразных сферах своей жизни.  С другой же стороны, когда человек воспитывает в себе данное качество, он становится более восприимчивым к истории «другого», к его переживаниям о прошлом – именно это открывает путь к конструктивному диалогу и позволяет избегнуть отвратительнейших «войн памятей», пользующихся особой популярностью в условиях современности.

Из всего вышесказанного можно заключить, что процесс избавления от исторических иллюзий есть одно из оснований, необходимых для эффективного функционирования любого социума. Когда общество перестает критически осмысливать собственное прошлое, оно неумолимо приходит к состояниям мифо- и мегаломании, за которыми следует социально-политический крах. В XVIII веке таковой настиг погрязшую в «сарматском мифе» Речь Посполитую, в ХХ веке – развращенную «арийским мифом» Германию, а в XXI может настигнуть Украину с ее хаотичной исторической мифологией.

Все эти размышления подводят нас к последнему, наиболее важному вопросу: как уберечься от описанных тлетворных построений больных украинских умов?

Мне необходимо сразу указать на то, что ныне историки и всевозможные «любители древностей» должны защищать общество от распространения исторических мистификаций, причем без возведения этого благородного дела в рамки «великого инквизиторства». Не столь важно, где будет вестись такая деятельность – в органах печати или в аудиториях университетов. Главное, дабы исследователь ставил перед обществом неудобные вопросы о прошлом, и вел его к непопулярным ответам.

Популярні новини зараз

Зеленський дорікнув депутатам Верховної Ради за "вихідний" 22 листопада

ГУР розкрило деталі про нову балістику, якою Росія вдарила по Дніпру

Водіям пояснили, що означає нова розмітка у вигляді білих кіл

Водіям нагадали важливе правило руху на авто: їхати без цього не можна

Показати ще

Помимо этого, сам гражданин Украины может защититься от деятельности извратителей прошлого, начав изучение истории собственной семьи. Установив, кем были его предки, погрузившись в их повседневность, узнав их моральный облик он сможет лучше отделять то, что составляет его личную область истории от того, что в эту область не входит. В сущности, самые разнообразные темные силы нашей страны стараются использовать отсутствие столь важной способности для достижения собственных корыстолюбивых целей – и в этом они являются абсолютными наследниками большевистского детища 1917 года. Их излюбленная «национальная память» стремится лишить человека его подлинной, живой истории и оставить оного с откровенно вздорными образами прошлого.

Поэтому никогда не жалейте сил, времени и ресурсов на Историю, а также никогда не совращайте ее, поскольку в противном случае она просто не пощадит вас.

Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, на канал «Хвилі» в Youtube, страницу «Хвилі» в Facebook,  на страницу Хвилі в Instagram