«Украинский скандал» в США продолжает неумолимо разрастаться, засасывая все новых и новых фигурантов. Уже четко видны первые пострадавшие. Под большим вопросом карьера экс-спецпредставителя Госдепа США по Украине Курта Волкера. Закончилась карьера бывшего посла США в Украине Мэри Йованович. Однако, самым главным следствием скандала является резкое ослабление позиций ключевого оппонента Дональда Трампа на президентских выборах — демократа Джо Байдена.
Трамп повалил Байдена на землю и безжалостно добивает, вновь и вновь нанося удары в самое больное место – украинский кейс Burisma. На фоне скандала рейтинг Байдена среди представителей Демократической партии опустился до 26,2%, тогда как в мае его показатели достигали 41,4%.
Трамп не придумал ничего нового, он методично вдалбливает избирателю три основных месседжа: Украина, коррупция, Байден. В одном из последних Twitter Трамп сообщил, что «выброшенный из армии» Хантер Байден получал ежемесячно доход в $100 тыс. в украинской газовой компании Burisma, «не имея опыта работы в энергетике». Сам по себе факт работы в частной компании даже с такой зарплатой ничем не примечателен. Формально сын Байдена не нарушал законы и частная компания имеет право платит ему какую-угодно зарплату, но здесь важен контекст. А он стал очень токсичным.
Украина в этой грязноватой политической бойне с определенного времени используют как статиста. Но нам еще предстоит получить свою порцию помоев, версия Трампа о нечистоплотности и продажности семьи Байденов должна подкрепляться картинкой о насквозь коррумпированной Украине, населенной «ужасными людьми». Этот тезис Трампа появился с легкой руки Курта Волкера, который пересказал слова Трампа в одном из разговоров.
Эта картинка, как не парадоксально, выгодна и демократам, чтобы показать, что негатив в отношении Байденов рожден продажными украинскими высшими чиновниками, которые таким образом хотели «прислужить» Трампу.
Для создания картинки «продажной Украины» американским СМИ не придется напрягать фантазию, гиперболизировать, подбирать примеры. Им будет достаточно перебрать по косточкам одного из драйверов байденовского скандала — экс-генпрокурора Юрия Луценко и некоторых членов его команды. Чем они собственно уже и начали заниматься.
В своей последней статье, посвященной Украине, Нью-Йорк Таймс во много посвятил фигуре Луценко, который стремился наладить связи с ближайшим окружением Трампа, обещая дать ценную информацию на Байдена. Команда Трампа, в частности его личный адвокат Рудольф Джулиани, видели в Украине потенциальный источник информации, которая могла бы быть выгодна Трампу и навредить его оппонентам. Фактически, как утверждают американские журналисты, Луценко рассчитывал, что Джулиани сможет сохранить его на должности генпрокурора, а он что-то придумает на Байдена.
Однако, Луценко не сохранили, и теперь он считает себя ничем не обязанным Джулиани и Трампу. И говорит журналистам о том, что изначально пояснял Джулиани, что у него ничего нет на Байдена, но «мэр иногда увлекается». В ответ Луценко получил публичную оплеуху от Джулиани и обвинение во лжи.
Луценко и в самом деле лукавит! Дело в том, что марте этого года экс-генпрокурор в интервью The Hill действительно намекал, что увольнение бывшего генпрокурора Виктора Шокина связано с делом компании Burisma, где в совете директоров с 2015 года работает сын Джо Байдена — Хантер. По его словам, после событий 2014 года Генпрокуратура начала расследовать возможные уголовные нарушения Злочевского, в том числе компании Burisma. В последние дни работы Шокина, рассказывал Луценко, одно из трех дел ГПУ относительно Burisma «в самый горячий момент» передали в Национальное антикоррупционное бюро. Но в НАБУ, которое с первых дней существования получало поддержку посольства США, дело закрыли. То есть Луценко очень четко давал понять, что при наличии политической воли и сохранении его на посту дело компании Burisma можно довести до конца, чтобы понять – знали или нет члены правления компании, что выплаченные им 17 миллионов долларов имеют «сомнительное происхождение».
Теперь же Луценко заявляет, что Джулиани погорячился! Для Украины подобные политические приступы амнезии норма – здесь принято считать аудиторию аквариумными рыбками с короткой памятью. Но на Западе за такие вещи тебе надолго могут прикрепить клеймо лжеца и конъюнктурщика. Что собственно с Луценко и происходит.
В Нью-Йорк Таймс, впрочем, не обратили внимание, что Луценко пытаясь торговаться с Джулиани, работал не один. Вслед за Луценко интервью The Hill в апреле этого года дал заместитель начальника Департамента международно-правового сотрудничества Генеральной прокуратуры Украины Константин Кулик. Он выдал абсолютно сенсационные вещи: якобы близкие к Януковичу предприниматели выводили из Украины средства через фонды с использованием операций по отмыванию денег. «Мы располагаем информацией о том, что к этим платежам была привлечена американская компания, связанная с одним или несколькими видными представителями Демократической партии США», — сказал украинский прокурор. Передать информацию американским властям якобы мешала посол Мари Йованович.
И после этого Луценко хочет сказать, что Джулиани что-то не то почудилось?
К слову, Луценко и Кулик работали «разводящими» не только с американцами. Точно также они выстраивали отношения с другими центрами влияния, о которых зависело их «сохранение» на должностях. Например, с Коломойским. С нынешним олигархом №1 Юрия Витальевича связывают давние теплые и интересные отношения. Эти отношения не прекратились даже когда Коломойский вошел в клинч с президентом Петром Порошенко. Достаточно вспомнить о «случайной встрече» Коломойского и Луценко в феврале 2017 года в Амстердаме. Гуляли Юрий Витальевич и Игорь Валерьевич по прекрасному городу и одновременно решили зайти в кафе, где продают пирожные с легкими наркотиками😊
Оновлено соціальні норми споживання газу: що тепер мають знати споживачі
Ашан, Метро та Варус показали свіжі ціни на гречку, рис та макарони: як змінилася вартість
Пенсіонери отримають автоматичні доплати: кому нарахують надбавки
Ціни на пальне знову злетять: названо причини та терміни подорожчання
Поэтому было забавно наблюдать, как перед первым туром президентских выборов Константин Кулик выбросил подозрения Гонтаревой, Стеценко, Филатову… Луценко сделали вид, что поступок подчиненного стал для него неожиданностью. Генпрокурор даже устроил спектакль с роспуском прокурорской группы Кулика. Но спустя несколько месяцев группа чудесным образом возродилась. И подозрения, которые Луценко назвал необоснованными, вдруг стали обоснованными… Ну бывает такое в Украине….
Правда, после того, как и второй центр влияния не помог Луценко и Кулику удержаться в ГПУ, история с подозрениями стала в очередной раз никому не нужной.
За Куликом тянется шлейф разных странных историй. Но для зарубежных СМИ наверное наиболее показательным будет факт, что он засветился в деле Михеила Саакашвили, которого перед тем, как лишить украинского гражданства обвинили в работе на бежавшего в Россию криминального олигарха Курченко. Американские журналисты могли бы поинтересоваться у экс-президента Грузии Михаила Саакашвили, что за личность Кулик и можно ли верить его сенсационным заявлением и обвинительным заключениям. Саакашвили на этот вопрос уже ответил в своем фейсбуке (11 апреля 2019 года). В частности, он заявил, что «Кулик — это самый отвратительный прокурор, против которого НАБУ завело дело о незаконном обогащении, и которого использовали для самых грязных дел. В том числе и для фабрикации обвинений против меня».
Но самое интересное, что давний соперник Луценко в игре за симпатии американцев Артем Сытник выглядит не лучше! Как бы Сытник не уверял, что и в мыслях не имел вмешиваться в выборы США, в 2016 году НАБУ зачем-то проинформировало «Нью-Йорк Таймс» о том, что в черной бухгалтерии Партии регионов встречается фамилия Манафорта. Нет сомнений в том, что он подыгрывал демократам, пользуясь поддержкой посла Мари Йованович. А как только Йованович сняли начал добиваться благосклонности другого центра принятия решений и включился в игру по троллингу нынешнего руководства Приватбанка, организовывая спецоперации по выемке документов. Понятно, в чьих интересах.
Вчера в эту сумасшедшую гонку «стань полезным американцам» включился бывший народный депутат Андрей Деркач, который выступил инициатором уголовного дела о вмешательстве в выборы США. Деркач обнародовал документы, из которых следует, что первый заместитель директора Национального антикоррупционного бюро Гизо Углава в течение нескольких лет предоставлял посольству США в Киеве информацию, которая негативно повлияла на ход событий в Украине и США. Деркач заявил, что у него есть документы о давлении на экс-генпрокурора Виктора Шокина в рамках расследования дела о компании «Burisma.
В частности, Деркач ссылаясь на журналистов-расследователей утверждал, что «первый заместитель директора НАБУ Гизо Углава через свою помощницу Полину Чиж долгое время оказывал посольству США информацию, которая влияла на события в Украине и США. НАБУ сливало информацию сотрудникам посольства США и координировало свои действия по ряду резонансных дел».
Это заявление показывает, что Деркач пошел по пути Луценко, Сытника, Порошенко и других украинских политиков, пытаясь быть актуальным в контексте президентских выборов в США. И похоже, что мало кто из украинских политиков сделал надлежащие выводы из ошибки Порошенко, который бесцеремонно поддерживал демократов в 2016 году, а потом несколько лет пытался отстроить отношения с Трампом.
В этом плане Владимир Зеленский сейчас взял правильную линию. Сегодня на пресс-конференции президент Украины достаточно четко заявил, что не намерен делать заявления и действия, которые можно будет трактовать как вмешательство в американские выборы. Это единственно верная линия, чтобы уйти от картины, что властный Олимп Украины населен «политическими животными», готовыми спекулировать, торговать и менять позицию на прямо противоположную, если это можно будет использовать к свое выгоде.
Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, на канал «Хвилі» в Youtube, страницу «Хвилі» в Facebook