Нет ни малейшего сомнения в том, что громко заявленная пять лет назад реформа полиции, с треском провалилась. Это аксиома, не требующая доказательств. Но главный вопрос сегодня – почему это произошло?
Люди, которые по тем или иным причинам сталкиваются в своей повседневной деятельности с полицией, часто говорят о проблемах кадровой политики. Без сомнения, они правы. Во многих регионах на руководящие должности назначают людей, чья служебная биография пестрит такими, мягко говоря, нарушениями, что их не только нельзя назначать на руководящие должности в полиции, но и просто следовало бы наказать, за совершенные деяния. Кроме того, неоднократно звучат слова о сложной система блата и связей, которая и определяет, на самом деле, назначения в полицейские структуры. Однако все эти проблемы являются не причинами, а следствиями тотального провала реформ. И вот о причинах надо сегодня поговорить.
Несомненно, главная причина краха реформ в полиции – г-н Аваков. Именно он стал инициатором превращения реформ в полиции – в создание силового института личной власти. Фактически, г-н Аваков, используя лозунги о реформе полиции, превратил МВД в сверх структуру, которая по многим параметрам превосходит даже МВД советского периода. Делалось это по вполне понятным причинам. Чем масштабнее структура, находящаяся в подчинении Авакова, тем выше его политический вес, тем сложнее его противникам нанести по нему политический удар. Характерно, что, будучи в течении четырех лет надежной опорой президента Порошенко, он в ходе избирательной кампании этого года вышел на тропу войны с ним, и Порошенко ничего ему не мог сделать.
Причины этой войны вполне понятны: Порошенко, который сумел к концу своего президентского срока полностью овладеть всей властью в стране, посчитал, что на посту главы МВД ему нужен не союзник, у которого есть свои планы на будущее, а исполнитель его воли. Авакову давно стало понятно, что сразу после переизбрания на пост президента, Порошенко планировал его убрать, заменив послушным человеком. Именно поэтому г-н Аваков и начал свою игру.
Нет, также, никаких сомнений, что, если бы не демонстративный вооруженный нейтралитет Авакова, Зеленский никогда не смог бы победить в первом туре. Понятно, что, став президентом, Зеленский не мог не ответить благодарностью на действия г-на Авакова. Однако сейчас вопрос стоит уже иначе: если немедленно не провести реальную реформу полиции, то ситуация в этой сфере окажется еще хуже, чем она была в годы Януковича.
Судя по всему, президент Зеленский это прекрасно понимает. Об этом, кстати, говорит его решение переподчинить Национальную Гвардию напрямую себе. Однако, если это и меняет расстановку сил на украинском Олимпе, к реформе полиции это имеет очень отдаленное отношение.
Два главных вопроса определяют судьбу реформы. Первый вопрос – децентрализация.
Для человека «советской» формации совершенно очевидно, что главная задача любой структуры – собрать максимальное количество ресурсов. И построить вертикаль власти. При этом все ссылаются на время СССР, где огромные монстры-министерства управляли чудовищными ресурсами. В том числе и МВД.
При этом для совковой философии остается почему-то незамеченной двойственная структура власти в СССР. На фоне громких лозунгов, существовала совершенно иная структура власти в реальности. Во-первых, каждое структура СССР была пронизана двумя система управления: хозяйственной (должностной) и партийной. Во-вторых, все основные операции в СССР контролировались двумя структурами. В том числе и силовые. Милиция и КГБ, КГБ и ГРУ. Даже в эпоху застоя, когда вся советская управленческая машина работала уже крайне неэффективно, именно конкуренция между ведомствами были главной движущей силой обновления.
То, что произошло с украинскими силовыми структурами после распада СССР, вполне закономерно. Главным механизмом подчинения силовиков в СССР оставался партийный контроль и конкуренция силовых ведомств. Именно благодаря этому были вскрыты чудовищные нарушения в системе. В Украине не было ни партийной системы контроля, ни конкуренции ведомств. В результате произошло именно то, что происходит со всеми большими иерархическими структурами: они начинают работать только на себя.
Аваков является единственным начальником огромной силовой структуры. В этой ситуации она НИКОГДА не будет работать на общество. Зачем? Ну, а все декларации из закона о полиции про сотрудничество с общественностью – это обычная ложь и пиар. Очень характерно, что первое, что сделал Аваков, когда убрал из полиции политических назначенцев из Грузии, которые могли противостоять ему, это превратил Общественный совет МВД – в пиар структуру личной власти. Ничего сложного в этом не было: политический вес Авакова позволял ему заткнуть рот и общественности, и СМИ, и тем немногим политикам, которые пытались выразить недовольство им.
В демократическом обществе наличие больших иерархических структур – это неизбежный путь к коррупции и произволу. Это как со строительством. Построить 3-4 этажное здание выгоднее, чем одноэтажное. Но если цена на землю не имеет значения, то очень быстро с ростом этажей эффективность высотного строительства падает. Каждый новый этаж требует гораздо больших усилий по укреплению здания, по его инфраструктуре, по его сетям и т.д. Точно так же с большими иерархическими структурами: с определенного этапа затраты на контроль и управление этими структурами значительно превосходят все преимущества объединения сил.
Обладая неограниченной полнотой власти в МВД, Аваков вынужден делегировать ее огромному числу людей, что неизбежно порождает сложную систему блата, которая сейчас существует при назначении любого начальника. Неизбежно возникают группы влияния, причем любая попытка их контроля извне через общественность и СМИ, будет обречена на поражение. Сам Аваков, даже понимая разумность той или иной критика, из чувства самосохранения будет делать все возможное, чтобы не прислушаться к критике, а уничтожить тех, кто его критикуют. Это неизбежное следствие любой крупной структуры. Также неизбежно – создание системы крышевания в рамках такой структуры, так как единственное, что может объединить эти группы влияния в МВД – это перераспределение денег.
Олександр Усик вдруге переміг Тайсона Ф'юрі: подробиці бою
Зеленський зустрівся з головою ЦРУ Бернсом: війна закінчиться
Банки України посилять контроль: клієнтам доведеться розкрити джерела доходів
Паспорт та ID-картка більше не діють: українцям підказали вихід
Крышевание бизнеса, «черных» рынков, уличной торговли и т.д. является не случайным элементом такой системы – а системообразующим началом.
Не случайно, отцы основатели США в свое время писали, что главной проблемой демократии является «узурпация власти». Не реставрация монархии, не нападение врагов, а узурпация правящей власти.
Именно поэтому главная задача реформы – не борьба с преступностью, а недопущения узурпации власти под лозунгом борьбы с преступностью.
И проблемой сегодня является не устранение г-на Авакова, а ликвидации аваковского МВД.
Во-первых, необходимо забрать у МВД все напрямую не свойственные полиции функции.
Например, не могут находиться в одной структуре система регистрации и выдачи паспортов, пограничники, пожарники, МЧС и полиция. Возможно вообще МВД, как например, в Израиле, должно заниматься исключительно вопросами выдачи паспортов и гражданства. Все! И, обязательно, полностью гражданская структура.
Во-вторых, все МЧС, или разделенное на отдельные структуры, должно быть абсолютно самостоятельным подразделением и не подчиняться единому министру.
В-третьих, то же самое и с пограничниками. В данной ситуации, возможно, надо воспользоваться опытом береговой охраны США.
В-четвертых, очень важно, чтобы полиция была устранена от права выдавать оружие, лицензии на деятельность охранных и детективных структур. Контроль за правом на оружие сегодня – главная политическая сила полиции. Именно это позволяет ей игнорировать мнение общественности и СМИ.
В-пятых, необходимы коренная реформа системы тюрем и изоляторов. Это вопрос не денег, а политической воли. Сегодня тюрьмы и изоляторы являются главным оружием полиции для устрашения несогласных с ней.
И, наконец, перейдем непосредственно к полиции. Разумеется, в стране нужна именно такая отдельная структура: Национальная полиция, которая никак не связана с МВД. Однако дальше перед нами встает другой вопрос. О ее централизации.
На мой взгляд единая централизованная полиция в наших условиях будет не эффективна. Слишком сильны у нас стремления использовать власть в целях создания собственных империй по крышеванию всего и везде. В силу этого, единственный путь для нашей полиции, это путь США.
Тотальная децентрализация. Существующие независимо друг от друга полиция города, района, области. Причем, на мой взгляд, руководство этих структур должно избираться на выборах. Американский принцип шерифов.
Разделение полномочий между ними – по рассматриваемым преступлениям. Как формально сейчас существует деление на прокурорские дела и полицейские. Точно так же должно быть и разделением полномочий, только реальным. Кражи и мошенничества, рассматривает город или район, тяжелые убийства – область и т.д.
Только наиболее тяжкие преступления должны рассматриваться общенациональными структурами. Которые, кстати, тоже желательно разделить: Национальное бюро расследований, бюро по борьбе с незаконным оружием, бюро по борьбе с наркотиками и т.д.
Максимальная децентрализация всех структур, чтобы они были прозрачны и подконтрольны. И ничего страшного в дублировании усилий нет – это мелочи по сравнению с проблемами управлениями крупными структурами.
Только таким путем можно перейти ко второй главной задачи реформы полиции –прозрачности и подконтрольности обществу.
Без сомнения, реальное участие общественности будет возможно только в том случае, если вся совковая система закрытости будет ликвидирована. Увы, многие люди существуют в условиях тотальной мифологии. Всем почему-то кажется, что чем больше тайн хранят в себе милицейские расследования, тем более успешно они проходят. Это, увы, одна из самых распространенных легенд. Вся эта система тайн сегодня существует лишь для того, чтобы работники силовых структур могли беспрепятственно торговать информацией. Обладая на нее монополией. Необходимо срочно организовать общенациональную дискуссию, чтобы определить границы служебных тайн. Ибо надо четко понимать: сегодня эти границы служат не для расследования, а для сокрытия ошибок следствия, непрофессионализма, а также во имя обыкновенной корысти следователей.
Не надо строить иллюзий. Мы опять вернулись ко временам Януковича, но на новом повороте истории – сегодня полиция существует не для того, чтобы бороться с преступностью. И если реформы не будут сделаны в ближайшее время, то ко всем нашим бедам нам добиваться еще и государственная система крышевания всего, что движется в гигантских масштабах.
Если вам понравилась статья поддержите ее автора 5168742222119400
Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, на канал «Хвилі» в Youtube, страницу «Хвилі» в Facebook