В этот (опять-таки, очередной) раз о необходимости срочно уволить Ежеля заявил экс-министр обороны, глава Комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны Анатолий Гриценко. Последний уверен, что с точки зрения развития армии текущий год утрачен, так же, как прошлый и позапрошлый годы, бюджет на 2012 год составлялся без таких программных документов, как Стратегия национальной безопасности, Военная доктрина, программа развития Вооруженных сил. При этом принятый недавно внеблоковый статус государства означает другие подходы, в частности — увеличение бюджета для армии в два-три раза.
Аргументация необходимости отставки министра обороны проста: развитие армии сегодня фактически определяет не высшее военное руководство страны, не министр обороны и даже не Генштаб, а Министерство финансов. Сколько денег оно дает на армию, столько и хватает, поскольку Минобороны де-факто не участвует в формировании военного бюджета. Более того: действующий министр обороны Михаил Ежель на заседаниях Комитета по вопросам нацбезопасности и обороны ВР не позволяет себе роскоши критиковать ни низкий уровень финансирования, ни тот факт, что мнение Минобороны о необходимых объемах финансирования армии в правительстве никого не интересует.
Опуская последние политические приключения Гриценко в оппозиционных дебрях, признаем, что в данном случае возразить ему нечего. Господин Ежель, только придя на пост министра в 2010 г, если чем отличился как политическая фигура (а в Украине по примеру западных стран глава Минобороны именно таковой и является — для чего и потребовалось несколько лет назад сделать эту должность гражданской, и разделить полномочия «политико-административного» Минобороны и «чисто военного» Генштаба), так это всяческим ублажением Януковича и Азарова. У министра что ни слово — так воспевание мудрости Верховного Главнокомандующего в лице президента и премьера. И — ни слова критики или малейшего проявления недовольства.
Это чистой воды лакейство, лизоблюдство и пресмыкание изначально вызывало недоумение. Министра обороны для того и сделали гражданским, чтобы погоны не мешали ему открыто лоббировать интересы Вооруженных сил, выгрызать из правительства ресурсы на развитие армии и флота. Чего в переживающей перманентный кризис Украине невозможно делать без ссор и иных форм жесткой конфронтации с премьером, Минфином, отдельными партийными фракциями в парламенте.
Ежель эту свою главную задачу сразу безнадежно провалил. Убогую реальность и то убожество, в которое превратилась украинская армия, трудно игнорировать, а потому министр обороны едва ли не ежедневно совершает чудо: умудряется констатировать вопиющее недофинансирование армии, и тут же петь дифирамбы президенту и правительству, без устали «заботящимся» о судьбе людей в погонах и «переживающих» за глобальные армейские проблемы, как за свои собственные.
{advert=4}
Как и следовало ожидать, министра, которому всего хватает, никто особо не спешит ублажить. Хватает Ежелю тех бюджетных крох, которые ему кидаются с барского стола, радуется он им, как ребенок, лижет руку, их кидающую, — и слава Богу. Самое гнусное в этой ситуации то, что речь-то не о Ежеле Михаиле Брониславовиче как гражданине и министре, а о тех сотнях тысяч солдат и офицеров, которые стоят за его спиной. Речь — о Вооруженных силах.
Ситуация с военным бюджетом-2012 — ярчайшая иллюстрация. Само же украинское военное руководство в 2010 году заявляло, что самый «минимальный минимум», который бы позволил ВС Украины не просто поедать свой бюджет, но и как-то развиваться, должен составлять не менее 19 млрд грн. Далее случилось чудо — цены в стране за год выросли, но в момент формирования бюджета-2012, т.е. осенью 2011 года, Ежель и его команда почему-то стали утверждать, что «армейский минимум» теперь составляет 18 млрд грн. В итоге военные получили 16 млрд. 387 млн. 515 тыс. грн. Но этого военному руководству хватило с лихвой!
Каждый желающий может погуглить и узнать, как руководство Минобороны отреагировало на принятие военного бюджета-2012. И не найдет ни намека на критику. Все счастливы и довольны, просто идиллия. Хотя с 2010 года цены явно поднялись на все товары и услуги, а Минобороны получило на 3 млрд меньше самого возможного минимума двухлетней давности. Ну не чудо?
В этой ситуации господина Ежеля и его команду можно смело брать под белы ручки и вести в кутузку. Потому как при любой трактовке его поведения получается очень гадкая картина. Во всех двух возможных вариантах.
1. Если Ежель не врет, и 16 млрд ему хватает с лихвой, то откуда ранее взялся «минимальный минимум» в 18-19 млрд? В этом случае компетентным структурам стоит разобраться, на что именно Ежель собрался кинуть «ненужные» 2-3 млрд грн в кризисный для Украины момент, когда денег в бюджете не хватает на пенсии, а зарплаты учителей и врачей похожи на жалкие подачки. Тогда Ежеля надо судить за обман державы и злоупотребление служебным положением в корыстных целях.
2. Если Ежель врет, и выделяемые ему в 2012 году 16 млрд не позволят поддерживать деградирующую армию в каком-то приемлемом боеспособном состоянии, то его надо судить за государственную измену. Поскольку такие действия (точнее — обман) прямо подрывают обороноспособность государства.
Но это все теория. Практика — в том, что на фоне полной любви и согласия с правительством Минобороны уже не отделимо от коррупционных скандалов. Коррупцией в Украине никого не удивить, но согласимся, надо быть слишком большим фанатом этого дела, чтобы даже глава насквозь коррупционного Кабмина в лице старого опытного воротилы Азарова (вспомнить хотя бы его похождения в налоговой) публично отметил это реноме господина Ежеля, заявив, что последний больше занимается организацией скандалов, нежели армейскими проблемами.
За кермо не можна: з якого віку водіям заборонили керувати авто
Київстар оновив тарифи на зв'язок та інтернет: абоненти зможуть заощадити
Українцям нагадали про важливу заборону на новорічні свята: загрожує штраф
Українцям загрожують штрафи за валюту: хто може втратити 20% заощаджень
А отсюда истекает интересная закономерность. Чем громче громыхают скандалы вокруг Минобороны, чем больше шатается кресло министра под Ежелем, тем клятвеннее заверяет он Януковича и правительство в любви и преданности, и тем «лучше» дела в армии (с его слов, понятно). Мотивы Ежеля понятны: продержаться на теплом месте как можно дольше. Но вот какой ущерб эта ситуация несет самой армии — можно только догадываться.
{advert=1}
Но подойдем к главному постулату, который изложил Анатолий Гриценко в качестве аргумента к отставке Михаила Ежеля: Министерством обороны руководит Минфин. Собственно, как мы указали выше, так оно и есть: сколько денег Минфин даст военным, столько и будет. Об их объективных потребностях речь не идет — они никому не интересны.
Но вот сменилось руководство Минфина, сюда пришел вчерашний глава СБУ Хорошковский. Какой расклад мы наблюдаем в таком случае?
А в этом случае видим мы весьма неприглядную картину. Ведь в то время, когда господин Ежель развивал бурную деятельность на финансово-хозяйственном поприще в военном ведомстве, господин Хорошковский возглавлял СБУ, которая весьма активно занималась скандальной финансовой деятельностью Минобороны.
В конце 2010 — начале 2011 гг, когда вокруг МО громыхали «продовольственные скандалы», когда Ежель усиленно выталкивал с рынка «чужие» компании, занимавшиеся организацией питания военнослужащих, когда скандал довел до того, что не только солдатиков и курсантов, но и больных военнослужащих в госпиталях и детей-лицеистов посадили на сухой паек (что строжайше запрещено ведомственными инструкциями), именно СБУ доложила: «пропихиваемые» фирмы имеют прямое отношение к родственникам руководства Минобороны.
Но — доложила СБУ, и стихла. Видать, включились какие-то мощные рычаги, или же Ежелю удалось договориться с Хорошковским. Факт остается фактом: для Минобороны эта ситуация осталась без малейших последствий. Кроме того, конечно, что «свои» фирмы таки были удачно всунуты в систему дерибана бюджетного бабла.
А вот еще случай. В апреле 2011 г вскрылась масштабная коррупционная афера в сфере закупок медицинского оборудования для Минобороны. Напомним: в конце 2010 года военное ведомство провело торги по закупке медоборудования на 71 миллион гривен. Почти половина этой суммы досталась по предоплате ООО «Эмансис», которое было определено поставщиком оборудования, в т.ч. томографа LightSpeed VCT, за который чиновники Минобороны умудрились переплатить «Эмансису» почти 4,5 млн. гривен бюджетных средств. Тогда СБУ быстро вскрыла схему контрабандного ввоза томографа, который предназначался Минобороны.
В расследовании «Зеркала недели» говорилось: «…Как оказалось, в документах указано, что ввозится не сам томограф, а…запасные части к нему. СБУ возбудила уголовное дело и приобщила контрабандный груз в качестве вещдока, опечатав все ящики, в которых в страну завезли комплектующие томографа. Санкция контрабандной статьи предполагает конфискацию предмета контрабанды в доход государства. Соответственно, фирма-поставщик должна была вернуть Минобороны предоплату за томограф в полном объеме. Но этого не случилось. По странному стечению обстоятельств СБУ передала опечатанные ящики в Минобороны. А военное ведомство спокойно приняло их на баланс, даже не вскрывая ящики и не описывая то, что находится внутри, руководствуясь лишь данными СБУ…».
Это, понятно, лишь некоторые примеры. Но общий вывод очевиден: Ежеля и Хорошковского давно объединяет теплое и полное взаимного участия «сотрудничество». Рука руку моет. Кроме взаимной любви, Ежеля безумно тянет к Хорошковскому еще и потому, что у последнего, вне всяких сомнений, — куча компромата на нашего «стратега». И никуда ему не рыпнуться.
В этой ситуации большие финансовые странности Минобороны, очевидно, переходят из области армейской самодеятельности на сугубо «научную» основу. То есть уже на стадии планирования военного бюджета в Минфине можно закладывать в него механизмы дальнейшего «распределения». И в помощь — как богатый опыт Минобороны, так и мощный аналитический потенциал и бухгалтерия Минфина. Гениально, не так ли?