Сначала правоконсервативное правительство ФИДЕС в Венгрии принимает контраверсионные поправки к Конституции страны, фактически ликвидирующие парламентський контроль за деятельностью Центробанка и  ставящие его в прямую зависимость от исполнительной власти.

 

Данное решение всерьез испугало брюссельскую евробюрократию и банковские круги, небезосновательно усмотревшие в таком шаге Будапешта попытку выскользнуть из удушающих объятий неолиберального диктата Еврокомиссии и финансовых институтов ЕС, успешно навязавших Греции антисоциальную политику, отвергаемую большинством народа. Против Венгрии открыли процедуру расследования и потребовали вернуть статус-кво.

Парадоксально, но евробюрократы, открыв второй – внешний — фронт давления на режим Виктора Орбана,  оказались ситуативными союзниками венгерской левой оппозиции, организовавшими массовые протесты против политики фашизации страны. На фоне таких страстей уже почти все, кажется, забыли, что триумф ультраправых в Венгрии оказался возможным не в последнюю очередь потому, что его предшественник, социалистическое правительство миллиардера Дюрченя проводило такую же неолиберальную политику, что и ФИДЕС, и к тому же погрязло в масштабной коррупции.

Следом за Венгрией «рвануло» в Румынии, где на прошедшей неделе прошли самые массовые со времен падения режима Чаушеску массовые протесты. Детонатором взрыва послужили планы правого правительства Эмиля Бока  приватизировать медицинский сектор, что оставляло миллионы румын без доступа к какому-либо здравоохранению вообще. Оскорбительные эпитеты правительственных чиновников и провластных депутатов, сравнивших демонстрантов с «червями» и «террористами» только усилили общественный гнев и общий  негативный настрой к власти, демонстрирующей откровенный социальный расизм.

 

Еще одной знаковой точкой в череде бурных событий  были хорваты, которые в минувшие выходные  провалили референдум о вступлении в ЕС. Однако поскольку все было решено уже наперед, мнение народа никого не интересовало- и страну в ЕС втащили за уши. «За» проголосовали 66,27% от пришедших на участки 44 % (самая низкая явка за 10 лет). При этом каждый третий- 33,13% высказался против. Но их мнение никому не интересно. Вот такая вот европейская «демократия». Буквально накануне референдума в Загребе прошли массовые протесты против вступления страны в ЕС, вылившиеся в силовые столкновения с полицией и забрасывание яйцами местного МИДА. Интересно, что протестующие держали в руках плакаты, ставившие знак равенства между ЕС и бывшим СССР, открыто намекая на то, что уйдя из прежнего «советского блока» страну теперь заставляют менять «шило на мыло».

Наконец, Болгария повторила классический жест Понтия Пилата, заявив, устами свого премьера Николая Младенова об отказе брать на себя финансовые обязательства, связанные с перспективами усиления позиции евровалюты. Фактически этот демарш стал ответом на недавние предложения со стороны неформальных лидеров ЕС Франции и Германии, чьи лидеры, Саркози и Меркель выдвинули «новую идеологию» евросообщества, частью которой является введение налога на банковские трансакции. Болгария дала понять своим партнерам, что не планирует вносить изменения в свою налоговую политику, сохраняя самую низкую налоговую нагрузку на бизнес среди стран ЕС. В ожидании,  когда коллеги по еврозоне решат вопрос долгового кризиса и что из этого получится, осторожная София отложила и переговоры о переходе на евровалюту.

Все эти знаковые события происходят на фоне отчаянных усилий украинской дипломатии и правящего класса в целом  добиться подписания документа об ассоциации с ЕС.  Худшего бэкграунда для евроинтеграционной пропаганды внутри Украины придумать трудно. Тем не менее, Банковая делает хорошую мину при крайне плохой игре и своим упорным нежеланием  видеть мир таким, каков он есть, загоняет Украину в еще более глубокую яму, чем нынешняя.

 

Фактически, по состоянию на начало 2012 года украинский выбор сузился до двух альтернатив: либо продолжать самостоятельное сползание в третий мир, либо продолжить его в качестве зависимой полуколониальной периферии Евросоюза. К сожалению, вопрос о модернизации страны с опорой на собственные силы на повестке дня просто не стоит ввиду полного отсутствия на политической сцене тех сил, которые могли бы его поставить.

В связи с этим до конца года можно прогнозировать полный дефолт украинского целеполагания во внешнеполитической сфере. Произойдет это после выборов в парламент и предсказуемой негативной реакции на их результаты со стороны ЕС. И если сегодня часть украинского общества и элит еще может себе позволить иллюзии относительно того, что «правильное» поведение  гарантирует нам бонус в виде перспективы еврочленства, то в ноябре-декабре эти иллюзии окончательно  станут материалом для раздела «Внешняя политика» в книге о нереализованном потенциале проекта «Украина».

Популярні новини зараз

За кермо не можна: з якого віку водіям заборонили керувати авто

40 тисяч гривень в місяць та понад рік на лікарняному: названі ключові зміни у соціальному страхуванні

На водіїв у Польщі чекають суттєві зміни у 2025 році: торкнеться і українців

Це найдурніша річ: Трамп висловився про війну та підтримку України

Показати ще