Надо ли было Владимиру Зеленскому публично в ультимативной форме требовать инаугурацию на 19 мая, если не было голосов за ее назначение и проведение по процедуре?
Однозначно — нет.
Владимир Зеленский поспешил и подобная поспешность несколько раз ему прощалась во время избирательной кампании, но уже после его избрания она вряд ли будет настолько же безболезненной.
Начав игру, направленную на шантаж парламента его роспуском, Зеленский рискует проигрывать в ней каждый раз. У него может не получаться действовать с позиции силы без реальной власти, но придется быть полноценным участником процедур, как бы ему не хотелось махнуть шашкой и пришпорить лошадей.
Почему? Тут ответ простой. Он не является опытным политическим игроком, не является шулером, но хочет выграть у всех сразу — и у откровенных недругов, и у тех, кто ведет с ним двойную игру, и у тех кто искренне и честно хочет у него выторговать что-нибудь взамен. И, самое главное — у него пока слишком мало реальной власти в понимании людей, которые в политике много лет.
Владимиру Зеленскому просто противопоказано играть со всеми этими персонажами.
Он избирался как лицо, способное вообще не вести какой-либо подобной игры, как человек, способный установить новые правила и задать новую систему координат.
Новому президенту стоит усвоить сегодняшний урок — он не должен ни о чем просить нынешний состав парламента или требовать что-либо.
Как у президента, у него будет право законодательной инициативы, и он должен готовиться воспользоваться ним в полной мере.
Но при этом свои усилия он должен направлять на главную цель — выиграть парламентские выборы, собрать самостоятельно большинство для того, чтобы иметь возможность реализовать все свои законодательные инициативы и формировать самостоятельно кабинет министров.
И тогда ему гарантированно не придется ничего просить у парламентариев.
Как он должен был поступить сейчас?
Ему явно стоит отделить вопросы прохождения процедур приобретения власти от вопросов избирательных кампаний. Придется смириться с тем, что ведение избирательной кампании и реализация власти (распоряжение властными полномочиями, включая их приобретение) — это очень разные сферы жизни.
Українці можуть отримати екстрену міжнародну допомогу: як подати заявку
Сніг, дощ, сильний вітер, а потім потепління: синоптик Діденко попередила про погодні "гойдалки"
Дрова зберігати не можна: українцям загрожують великі штрафи та навіть серйозні терміни
В Україні заборонили рибалку: що загрожує порушникам із 1 листопада
В отношениях с парламентом ему важно было бы заявить следующую формулу:
— Новый президент предлагает, но решают депутаты. Потому как пока что таков закон;
— Если депутаты считают нужным назначить любую дату инаугурации, то новый президент принимает ее, даже если не согласен, даже если не согласны все его избиратели. Потому что таков закон и пока партия «Слуга народа» не получит большинство в парламенте, очевидно, что законы не будут такими, как хотят избиратели;
— Новый президент не будет ломать парламент через колено, давать парламенту указания, как делали предшественники. Если парламентарии не будут поддерживать нужные народу законы, то народ уже к концу года изберет новых депутатов, которые будут голосовать только так, как хотят люди.
То есть Зеленский должен дать однозначный сигнал парламентариям, направленный в другую сторону, нежели шантаж роспуском парламента.
Ему скорее важно было бы сделать акцент на самоопределении депутатов, которое им было недоступно во времена президента Порошенко, но станет реальностью при президенте Зеленском.
Он должен продемонстрировать новое качество политической игры и задать новый стандарт, иначе рискует скатиться к обычным теркам, которые ни к чему хорошему не приведут, а будут только усугублять зависимость.
Потому Владимиру Зеленскому стоит сконцентрировать усилия сейчас исключительно на подготовке к проведении избирательной кампании в парламент, куда ему следует сформировать и провести свою сильную команду законодателей с рядом понятных инициатив.
Нужно перейти к системной трансляции меседжей обществу о том, что нынешний состав Верховной рады направлен только на защиту своих персональных интересов, за которые они так переживают, что не в состоянии быстро договориться о любом действии, включая простейшее назначение даты инаугурации.
В отношениях с действующим составом Верховной рады необходимо перейти к настойчивому формализму. Это исключит чрезмерное давление и позволит соблюдать все процедуры.
В США инаугурация Трампа, например, была проведена 20 января, при том, что выборы были проведены 8 ноября. Есть нечто в том, чтобы дать возможность своему предшественнику завершить все свои дела, наградить всех коррупционеров в своем окружении, уволить всех, кто хочет быть уволенным — добыть полноценно свой срок до конца. В конце концов, пока он занят всякой подобной ересью, новый президент сможет вполне спокойно готовиться брать власть, вести переговоры и формировать союзы.
И последнее. Ну не должен президент страны выступать с позиции силы, и вообще играть в сильного-слабого. Это проигрышная позиция, поскольку сама игра ущербная и примитивная. Предшественники в нее играли потому, что считали себя умнее всех, сильнее, хитрее, опаснее. И в итоге всегда проигрывали. Это не нужно. В наших условиях необходимо просто спокойно и энергично идти вперед и менять всё, что требует изменений. В Украине занимались имитациями, а не изменениями, потому любой, кто предложит стране реальные изменения, будет выигрывать легко. Все просто.
Рекомендуем посмотреть видео-обзор Юрия Романенко о том, почему Порошенко действует по принципу «после нас хоть потоп».
Подписывайтесь на страницу автора в Facebook, канал «Хвилі» в Telegram, на канал «Хвилі» вYoutube, страницу «Хвилі» в Facebook