Петр Порошенко сдает власть и на публику подчинился воле международных партнеров после резонанса в оборонпроме, при этом пытаясь продолжать вести с ними двойную игру.
Высокое назначение Сергея Кривоноса на место Гладковского-Свинарчука в СНБО, похоже, продиктовано в США для страховки рисков в связи с будущей сменой президента Украины, вероятность которой крайне высока.
Именно после посещения полковником Кривоносом Вашингтона, Петр Порошенко пригласил кандидата в президенты на диалог. Последствия диалога известны — снятие с выборов и вовлечение его в команду РНБО на должность, которая должна дать карт-бланш на контроль за всеми оборонными предприятиями.
Какую задачу могут решать в США таким образом?
Первое — легитимность хотя бы одного государственного института. Устранение Гладковского и замена его на Кривоноса хотя бы частично, но способно восстановить доверие к РНБО.
На фоне абсолютной коррумпированности всех остальных государственных институтов, включая СБУ, ГПУ, САП и даже НАБУ, при смене президента может возникнуть хаос. Которого нельзя допустить в первую очередь в армейской вертикали.
Можно предполагать, что в случае непрохождения Петра Порошенко во второй тур возникает кризис легитимности, когда становится предельно ясно, что приказы главкома, его начгенштаба и министра обороны могут игнорироваться и не выполняться. В этот момент Кривонос может дать понятный сигнал равнения на себя, что предотвратит хаос и сохранит вертикаль подчинения в армии, каким бы ни было дальнейшее развитие событий.
Второе — контролируемость и прозрачность оборонных предприятий. Как минимум сам Кривонос явно высоко оценивает собственные полномочия. И публично говорит о том, что всех крыс, ворующих на армии, поймает. При этом свое назначение полковник оценивает, как значительное достижение политической цели. С предварительной ссылкой на визит в США. Что говорит само за себя без особых пояснений.
У него есть шанс продемонстрировать, как это будет. Изменения нужны очень быстрые, желательно до финала первого тура. В закупках, поставках, производствах нужно явно наводить порядки и сам Петро Алексеевич справился плохо, как это стало очевидным западным партнерам. Более того, есть серьезное подозрение, что был в теме. А потому доверия нет, надо с этим что-то делать и Порошенко демонстрирует, что согласен на все.
О важности этого назначения именно для международных партнеров сказал и сам Кривонос, и президент. Таким образом Порошенко транслирует сигнал своей вертикали — решение не его собственное. А Кривонос транслирует сигнал армии, что его назначение на должность — победа с помощью США добровольческого движения, представленного в армии.
Любые реверансы Кривоноса в сторону президента следует рассматривать, как сигнал, что Порошенко готовы отпустить с уважением к заслугам и шагам навстречу западу. Они, безусловно, существуют и даже при полной утрате доверия, ему дадут возможность сохранить лицо.
Поэтому не стоит рассматривать снятие Кривоноса с выборов, как решение в пользу Петра Порошенко.
Это скорее свидетельство изменения игры Петра Порошенко. Стоит уже не просто вопрос выхода во второй тур — туда Петр Алексеевич с большой вероятностью не попадет.
МВФ спрогнозував, коли закінчиться війна в Україні
40 тисяч гривень в місяць та понад рік на лікарняному: названі ключові зміни у соціальному страхуванні
Банки України посилять контроль: клієнтам доведеться розкрити джерела доходів
"Київстар" змінює тарифи для пенсіонерів: що потрібно знати в грудні
Нет, на кону стоят куда большие вопросы. Личной свободы Петра Порошенко и сохранения страны в условиях смены личности президента.
Очевидный факт — вероятность избрания на пост президента Владимира Зеленского крайне велика. С ним публично встречаются в посольстве США, международные СМИ общаются с ним, как с потенциальным победителем.
При этом терпение США в отношениях с Петром Порошенко исчерпано, а надежды в связи с коррупционными скандалами не оправдались. Это создает высокий риск и потому новый, понятный и равноудаленный кадр в армии, с большим авторитетом среди военных — необходимость. С победителем президентской гонки будет возможно легко договориться о сохранении Кривоноса на посту.
Если кто успел забыть, чем Петр Алексеевич явно разочаровал западных партнеров, кроме коррупционного резонанса в оборонном заказе с элементами контрабанды из России и отмыванием денег через президентские предприятия, то я напомню еще и отмену конституционным судом нормы о «незаконном обогащении», а также полный провал идеи антикоррупционных органов.
На западе иллюзий нет. Там понимают — нужно пользоваться моментом здесь и сейчас и решать институциональные вопросы. Откладывать нельзя, иначе после 31 марта все назначения Петра Порошенко могут уже восприниматься обществом, как мертвому припарки.
Потому требования к Петру Порошенко происходят оперативно и носят конкретный кадровый и процедурный характер. Уволить Холодницкого, назначить Кривоноса, открыть оборонпром, принять новую статью о незаконном обогащении. Очевидно всё, что и так понятно, становится конкретным в общении с западными партнерами, когда они слышат невнятные объяснения Петра Алексеевича в ответ на резонные вопросы.
Раз ты говоришь, что ты надежный партнер США, то почему твоя политика противоречит этому? Раз ты говоришь, что готов устранять все противоречия, то сделай кадровые назначения, измени необходимые процедуры. Раз ты говоришь, что нет кадров, готовых нести ответственность, мы тебе скажем, кто это будет. Нам они известны и мы считаем, что эти люди — нормальный вариант. В этот момент и пригодился Кривонос, которого приняли в США в качестве кандидата в президенты и политического лидера, который представляет партию людей, принимавших участие в боевых действиях на территории Донбасса.
Теперь внимание!
Значит ли это всё, что Петр Алексеевич прекратил двойную игру с западными партнерами?
Абсолютно нет.
Наоборот. Он вынужден намного больше играть чужими руками. Выпускать на публику бестолкового Игорька Свинарчука, пользоваться историями про подкупы кандидата-марионетки Юрия Тимошенко. Рассеивать внимание и создавать еще интриг. К ним в последние дни добавился со своим маразмом про коды и диски генпрокурор Луценко и руководитель НАБУ Ситник, которые забавляют публику глупыми отговорками, видимо в надежде, что этот скандал рассосется, как и предыдущие.
Одна из тактик противостояния на публике от имени глашатаев (Бирюкова в частности) — сводить коррупционные скандалы к уменьшенным масштабам в несколько десятков тысяч долларов. Типа там не сотни миллионов гривен было присвоено на оборонзаказе, а мелочь пацанам на карман, чуть ли не «обычный» заработок, можно разве что попробовать обвинить их в недостаточной уплате налогов. Обязать по суду заплатить миллион долларов в казну и вопрос закрыт.
Мол, всего-то делов. Не масштаб Петра Алексеевича, отдавшего на армию сотни миллионов своих гривен. Который не жалея голоса своего сорванного орет на тыловых генералов-коррупционеров. Хотя уже очевидно, что схемы торговли запчастями по завышенным стоимостям могли принести всем участникам явно более миллиарда гривен. А это кусок, который и самому президенту интересен. С учетом того, что деньги надо отбивать и на выборы тоже желательно не доставать из заначек.
Без сомнения вся двойная игра Петра Порошенко западным партнерам в любом случае ясна. Слишком много своих наблюдателей здесь и очевидна полная картина происходящего. Но вызов номер один — это сохранить полноценную контроллируемость армии нормальными кадрами даже в случаях смены власти. И обеспечить эту самую смену власти мирно, оперативно и без сильных потрясений.
В общем, я бы не стал рассматривать действие Петра Порошенко по назначению Сергея Кривоноса, как сильный ход действующего президента.
Это президентское действие похоже не от силы как раз, а от слабости. Петро Алексеевич в углу и пытается всеми силами остаться на плаву, делая каждый раз хорошую мину при плохой игре.
Ну, а что еще ему делать остается?
Фото: facebook.com/pg/sgkryvonos
Подписывайтесь на автора в Facebook, канал «Хвилі» в Telegram, страницу «Хвилі» в Facebook.