Вкратце суть нововведений такова.  Целой серией поправок в тамошний Кодекс об административных правонарушениях белорусов обязали посещать   только те сайты, которые зарегистрированы в национальном сегменте сети Интернет в доменной зоне by. Нарушители  рискуют  стать обьектом пристального внимания КГБ, МВД и налоговой, а также  нарваться на целый букет штрафов: так, размещение информации о продаже товаров и услуг на небелорусских сайтах обойдется  белорусу в сумму от 40 до 125 долларов в эквиваленте;интернет-провайдеры, не отключившие запрещенные сайты  раскошелятся на штраф в 125 долларов, сталько же заплатят посетители таких сайтов за их просмотр;  Отсутствие в пунктах коллективного доступа контроля за посетителями (идентификация абонентских устройств и пользователей, хранение информации о них и посещенных сайтах), выльется в штраф  от 20 до 60 долларов в эквиваленте.

Впрочем, как свидетельствует статистика, данные ограничения вряд ли вызовут сколь  нибудь заметный ажиотаж в Синеокой, поскольку, например, доля белорусских пользователей  среди посетителей наиболее распространенных в стране российских интернет-площадок составляет всего 2-3%, а западных — и того меньше. Так что  основная масса белорусских любителей интернет-серфинга вовсе не почувствует себя отрезанной от мировой паутины. Другое дело, что заинтересованные в белорусском рынке крупные сайты и интернет-компании будут вынуждены зарегистрироваться в этой стране в соответствии с ее национальным законодательством и предлагать свои услуги посредством местных провайдеров, прозрачных для спецслужб государства. Конечно, остаются еще, как минимум, два пути: либо заблокировать у себя пользователей из Беларуси либо осуществлять работу нелегально. Однако первое грозит потерей пусть и небольшого, но рынка, а второе чревато неприятностями и скандалами, которые вряд ли повысят капитализацию  любой компании.

Новые правила действуют в Беларуси уже несколько дней и пока что никаких  эксцессов по этому поводу не возникало, что в целом подтверждает правоту приведенного выше мнения. Мотивация официального Минска  вполне понятна: пепел Триполи и Сирта  стучит в сердце Александра Григорьевича Лукашенко , а недавние подобные меры правительства партии БААС в Сирии  служат вдохновляющим примером.

Так что  использовать интернет для подрыва  страны изнутри у желающих повторить в Минске  опыт «бархатных переворотов»  вряд ли получится. И скорее всего эволюция минского политического режима пойдет своим путем, а альтернатива Лукашенко будет медленно и мучительно  формироваться внутри страны и вызревать на местной почве, без вмешательства зарубежных селекционеров от геополитики. Последние, кстати, признали тот факт, что благодаря независимой от внешних центров влияния политике, режим  Лукашенко,  практически неуязвим для давления извне. 

Весьма красноречиво в этом плане заявление главы МИД Литвы Аудронюса  Ажубалиса, сделанное  им в интервью литовскому информагентству. Политик с сожалением констатировал, что все усилия и санкции не оказывают никакого влияния на официальный Минск. «За этот год только по Беларуси я сделал 20 заявлений – не действует. То же самое мы слышим от коллег по ЕС. Недавно было сделано совместное заявление ЕС и США – не действует».

В чем же причина  столь сильной позиции  минского Давида в противостоянии с американо-европейским Голиафом?  Литовский министр  открыл завесу тайны. По его словам,  причина в том, что после появления Таможенного союза политика санкций, и раньше-то не особенно эффективная в виду устойчивой массовой поддержки Лукашенко внутри страны, и вовсе потеряла свою действенность. «Значит, что-то нужно предпринять новое», – полагает Аудронюс  Ажубалис.
А пока  европейцы с американцами выдумывают новое оружие для свержения ненавистного им Александра Лукашенко, давайте подумаем, какое все это может иметь значение для Украины, чего ожидать и ожидать ли украинским политикам, журналистам, бизнесменам, провайдерам и обыкновенным юзерам.

{advert=4}

Для Украины попытки  регламентировать деятельность интернетчиков не являются чем-то новым. Уже несколько лет подряд с подачи  СБУ в общество вбрасываются соответствующие мессиджи, периодически вносятся в парламент, а потом исчезают оттуда проекты соответствующего закона.  Буквально в этом году  предметом живого обсуждения были предложения регистрировать интернет-сайты наравне со средствами массовой информации. «СБУ устроит в интернете тотальный контроль!» – подняли крик правозащитники и журналисты.

Так ли это?

«Непосредственную угрозу для безопасности Украины представляют иностранные политические силы, разведывательные управления и экстремистские организации, способные направить ресурсы и возможности сети во вред нашему государству, – такую оценку рисков давал один из высокопоставленных чиновников СБУ еще в 2006 году. –  Через глобальную сеть можно спровоцировать сбой в работе важных стратегических объектов… Так, на АЭС, объектах энергетики, в системах координации транспорта – всюду, где в работе задействованы информационные системы, атака через Всемирную паутину приведет к разрушительным последствиям. Поэтому угрозы, исходящие со стороны Интернета, действительно опасны для экономического благополучия страны и безопасности граждан».

Теоретически звучит верно, но только до тех пор, пока мы не посмотрим на ситуацию в стране без розовых очков. Первое что бросается в глаза — абсолютная условность и размытость «образа врага». Кто он сегодня? Европейский союз, куда мы упорно интегрируемся?  Или страны СНГ, где мы стоим другой ногой? А, может быть, враг-это внутренние экстремисты? Почему мы не знаем о них ничего?  
Далее. О какой информационной безопасности можно говорить в условиях, когда отечественные СМИ превратились в банальный ретранслятор чужих смыслов?

Наконец, третье. Возможен ли в условиях тотальной коррупции ( а мы, смею заверить, не Беларусь) эффективный контроль за медиасферой и за интернетом, как ее составляющей? Ответ очевиден.

Популярні новини зараз

Київстар запустив вигідний тариф лише за 100 гривень: як підключити

Українцям додадуть 2300 гривень до пенсії: хто може розраховувати на доплату

Міноборони встановило нові правила проходження ВЛК: штраф сягає 25 тисяч

Як відрізнити підробку: головні ознаки фальшивої 100-доларової купюри

Показати ще

Но, может быть, обоснованны опасения тех, кто считает, что украинский интернет поставят под тотальный контроль  по политическим мотивам? Как по мне, такой поворот событий также сомнителен. И дело тут не в доброй воле украинской власти, которая, может, и хотела бы пойти по стопам минских коллег, однако если верно то, что Украина- не Россия, то уж и не Беларусь точно. Сама природа политических режимов Минска и Киева  абсолютно разная, как и источники их легитимации, силы и слабости.

Если правящий слой в Беларуси представляет собой достаточно однородную группу и формально беспартийную группу бюрократии  со схожими интересами, то украинская власть ( как та что при формальных рычагах и должностях, так и оппонирующие ей «бывшие»)  расколота на конфликтующие группы с различными политическими и бизнес-интересами.  Конкурентность в политике предполагает по умолчанию, что каждой из противоборствующих группировок нужны  не только рупоры, но и «бачки» для слива компромата на конкурентов,  что является наилучшей гарантией сохранения баланса мнений, по крайней мере, в интернете. Таким образом  все то, что принято ругать  наш политический класс — а именно, его расколотость, разновекторность, отсутствие единой субъектности и стратегии – именно эти минусы не дают повторить в нашей стране опыт соседей.

Несамостоятельтность украинской власти и ее неспособность проводить независимую политику —  вот, пожалуй, лучшая гарантия  спокойной жизни для отечественного интернет-пространства. В условиях, когда  любой чих с западного направления служит для наших «керманычей»  «дорожной картой», опасаться слишком уж крутых поворотов не стоит.

К тому же, не стоит забывать, что интернет-это всего лишь техническая площадка для донесения мессиджей до избирателя, но он сам не производит этих мессиджей. В стране беспрепятственно действуют сетевые структуры, осваивающие немалые грантовые бюджеты и готовящие гражданских активистов для осуществления политического переворота под ключ. У нас, в отличие от России, не ликвидировали  в свое время,  как класс, НГО, финансируемые на зарубежные деньги.  Робкая  же попытка, озвученная Ефремовым в начале минувшего года, насчет перерегистрации всех НГО  исключительно как общественных организаций с национальным статусом, и запрета на финансирование их от зарубежных фондов, так и осталась на уровне слов. В таких условиях закручивание гаек в интернете просто бессмысленно.

Так что украинские провайдеры и юзеры могут спать спокойно. А на поставленный в самом начале вопрос вполне можно ответить утвердительно. Свой Лукашенко Украине пока не угрожает. Здесь все останется, как есть.