Была бы власть, а сторонники найдутся»
Взгляд из Киева
Обходя ряды демонстрантов на последнем из праздничных советских парадов и вглядываясь в лица людей, я повсюду в глазах читал опустошенность и отчаяние. Безвинно пострадавшие массы были покараны еще и нищетой духа. Эти люди уже ни во что и никому не верили. Популизм и ура-патриотизм записных комагитаторов вызывали отвращение. Партийную элиту ненавидели люто и открыто, как корень зла. Униженное, полуголодное советское прошлое уходило, казалось бы, безвозвратно.
На смену партократическим бонзам при шли напористые горлан –главари из самодеятельных организаций. В их политических программах упор делался на возвеличивании национального фактора в стратегии укрепления государственности, достижения реального суверенитета, преодоления экономического кризиса. Подобный феномен противостояния двух сторон наблюдаеся и в наши дни.
Кто в тот период мог предположить, что после коллективного осуждения злодеяний коммунистического режима коммунистам удастся в Молдове не только вернуть себе власть, но и внедрить заклейменную позором прошлую бюрократическую систему, концентрирующую всю полноту власти у партии, а точнее, в руках лидера-тирана, дополнившего ее реалиями дикого капитализма диктаторского пошиба. Вина за это полностью ложится на предшественников – демократов из числа перекрасившихся коммунистов, периоды правления которых характерны бессовестным обманом избирателей и грабежом бывшей соцсобственности.
Однако, такого разгула беззакония и вседозволенности, какой продемонстрировал воронинский режим, не могли себе представить даже видавшие виды партократы – нынешние депутаты из фракции ПКРМ. Пример подал коммунист №1 – вождь ПКРМ Воронин. Для сравнения возьмем два аналогичных случая с подделкой дипломов о высшем образовании.
Буквально недавно в Украине разразился скандал на эту тему, связанный с именем замглавы СБУ Кислинским. Немедленно президент Ющенко уволил фигуранта и приказал провести расследование обстоятельств происшедшего. Нормальная реакция главы государства, как гаранта Конституции.
Другой подход у Владимира Воронина. Когда в 2001 году в аналогичном подлоге обвинили министра внутренних дел Папука, он немедленно присвоил ему звание генерал-майора, демонстративно проигнорировав мнение общественности, преступив закон и право.
В нормальном государстве достаточно было одного этого факта для президентского кризиса.
В еще большей степени вопиющ факт укрывательства Папука главой государства в случае с задержанием в Кишиневе большой партии героина, «крышеванием » которой занимались высшие чины МВД РМ. Специального расследования требуют и обстоятельства, за что Папук содержался в СИЗО Кабардино-Балкарии, кто его оттуда вытащил и на каких условиях, чтобы тот возглавил ОПОН в Молдове.
Неспроста мои киевские коллеги стали рассматривать Молдову, как маленькое, проблемное государство, которому, несмотря на все декларации, еще предстоит доказать свое право на государственность. К сожалению, великие господари-государственники, подобные Штефану чел Маре, рождаются не каждое тысячелетие, в последнее время все большую известность получают политические авантюристы.
Українцям виплатять 6500 гривень допомоги: хто отримає гроші за програмою "Тепла зима"
Виплати добігають кінця: що відбувається з фінансуванням пенсій, субсидій та лікарняних
Українці щодня демонструють свій незламний дух - Трюдо
Ціни на пальне знову злетять: названо причини та терміни подорожчання
Однако, правы ученые, утверждающие, что не принимать в расчет фактор ментальности при оценке политических перспектив той или иной страны, – все равно что не признавать влияния исторического пути, пройденного народом в целом. Неправильно также характеризовать ментальность вне времени и социального строя.
По этому случаю уместно напомнить высказывание Иона Друцэ (хотя у меня лично противоречивое мнение о его литературном наследии, состоящем из разностильных произведений), что «величие» молдавского народа состоит в том, что он, будучи правым, всегда склонял голову перед сильными. И в этой характеристике молдавского менталитета я с Ионом Пантелеевичем, пророком родного отечества с московского «холма», согласен на все сто процентов.
Мирослав Попович пишет, что менталитет представляет украинца покладистым, неспешным, добрым, рабочим волом все потому, якобы, что Украина много лет не имела собственной государственности.
Что же тогда говорить о Молдове, стране на пути всех бед, у которой судьба порой складывалась таким образом, что та же добрая, покладистая Украина одалживала ей территорию, чтобы на безвозмездной арендной основе обозначить элемент государственности молдавской нации. А если вспомнить, сколько раз только за последние сто лет менялась столица… Сегодня это Кишинев, а в памяти всплывают названия, кроме Балты, Тирасполь, Сороки, Бирзула (Котовск), а какое-то время и Бельцы…
Сплошные проблемы у молдавского народа не только с территорией, и сегодня разорванной по-живому, но и в целом с этнической идентичностью, с родным языком, его названием – румынский, или молдавский, с соседями. Слева — не желающими окончательно признать границы по Пруту и упорно настаивающими на названии «Бессарабия», что автоматически предполагает ее протяженность в составе Великой Румынии до самого Черного моря, и справа, сделавшими дискриминационную попытку ввести для граждан Молдовы высокий денежный ценз платежеспособности при пересечении границы с Украиной.
Но самую большую, фатальную ошибку, стоившую Молдове доброго имени, молдавское сообщество совершило, когда позволило Воронину совмещать пост президента и главы ПКРМ после второго пришествия коммунистов, чему способствовали беспринципность и продажность оппозиции.
Изменилось ли что в молдавском менталитете преклонения перед властью за последние восемь лет?
Начиная с 1995 года я посвятил немало публицистики развенчиванию антинародной, оппортунистической сущности ПКРМ под водительством Воронина и его окружения, среди которых, по моему мнению, наиболее доказательные: политический портрет Воронина «Карьера авантюриста», «Воронье», «На бочке с «замороженным конфликтом», «Шобла» и другие. Хочу подчеркнуть, что ни сам Воронин, ни купленные им вассалы от СМИ не осмелились опровергнуть хотя бы что-то из моих прямых обвинений. В условиях абсолютной вседозволенности тиран предпочел действовать с помощью спецслужб, костоломов из ведомства Папука и холуев из судебной системы. К примеру, решением экономического суда по политическим мотивам они закрыли газету «Коммерсант Молдовы», которую я представлял на суде в качестве соучредителя, запугивали, организовывали нападения на моих близких, включая детей.
За это время утекло немало воды, но я не изменил своей позиции в отношении зловредности для будущего страны и ее народа воронинского режима, маскирующегося под союзника России и выставляющего себя благодетелем самой уязвимой категории населения – ветеранов, пенсионеров, хотя Майя Лагута сделала для них значительно больше, чем воронинская власть за все годы своего безраздельного гоподства.
В данный момент, когда сложилась очень ответственная ситуация, разрешение которой во многом зависит от здравомыслия наиболее ответственной части фракции ПКРМ – поддержать, или нет кандидатуру Лупу, я бы хотел изложить свои соображения почему, на мой взгляд, другой альтернативы, кроме положительного решения, быть не может.
Для того, чтобы подобное решение состоялось, свою ответственность должны осознавать и представители либерально – демократического Альянса, малейшие промахи представителей которого немедленно раздуваются, тиражируются и распространяются подвластными Семье СМИ. «Независимая» Молдова», NIT и им подобные составляющие пропагандистской машины «Семьи», в значительной степени влияют на формирование общественного мнения, по крайней мере, 700 тысяч человек, голосовавших за ПКРМ. Новая власть пока не в состоянии противодействовать этому постоянному, хорошо притертому прессингу. А недооценка творческой элиты может дорого обойтись.
Пока не видно и профессиональной, целеустремленной работы по кадровому формированию руководящего костяка правоохранительных, прокурорских и специальных органов, способных расследовать преступления воронинского режима. Этого ждут сотни и тысячи пострадавших, потенциальных симпатизантов новой власти.
Не знаю нового Генпрокурора Валерия Зубко, его деловых и личных качеств. Надеюсь, его назначение не пролоббировано Плахотнюком и иже с ним в интересах «Семьи», которая ради спасения награбленного готова на многое. Следует учесть, что и в России, и в Украине имеются ее коммерческие партнеры, весьма влиятельные, которым, отнюдь, не все равно какова будет судьба их капиталов, вложенных под гарантии «Хозяина».
Одна из основных причин долгожительства Папы – президента, что он «крышевал» нужным людям их коммерческие интересы. Прибыв из Москвы в Кишинев на «девятке» Воронин за годы президентства на виду всей Республики умудрился создать под предлогом предпринимательского таланта сына и его компаньона Плахотнюка целую империю с миллиардными оборотами за счет нищающего народа и ослабления госссистемы, по причине чего не стало промышленности. А это уже не уголовное преступление, а государственное, причем в особо крупных размерах. Теперь если украденное – наличное и безналичное, движимое и недвижимое, опять же гласно, согласно Законодательству не будет возвращено державе, этот дерибан будет продолжаться и далее.
Есть данные, что даже здания, принадлежащие Правительству, были проданы иностранным фирмам. Я уж не говорю о сомнительных сделках с санаторием «Молдова» в Одессе, базой отдыха «Голубые дали» в поселке Морском (то, что мне известно) и другими молдавскими объектами на территории Молдовы, «уплывших» неизвестно кому и на каких условиях. Таковы итоги единоличного правления вождя ПКРМ.
Законно конфискованные немалые средства очень помогут подлатать сильно прохудившийся госбюджет.
Именно этого бывшая верхушка, замаранная с ног до головы, боится больше всего. Они-то и распускают слухи, что, мол, у бывших глав государств особый иммунитет, якобы, их нельзя привлекать к уголовной и другой ответственности. Все это не так. Надо хорошо знать отечественное и международное законодательство, ибо перед Законом все равны – от президента до рядового гражданина, иначе это — не государство. Понятно, что Воронин готов на все ради спасения неправедно нажитого состояния. Разрушитель — бедоносец уже не раз доказывал это в процессе своей карьеры, провоцируя разгром и сожжение то здания МВД, то Президентуры и Парламента.
Должны же оставаться в этой стране ответственные люди, радеющие за Державу. Будем надеяться, что 7 апреля – это последний символический парад уходящего навсегда политического авантюриста.
Однако, чтобы говорить о прошлой власти в прошедшем времени и законченной форме для начала надо избрать нового президента вместо врио Гимпу. Для этого осталось сделать совсем немного: лидерам АЕИ Лупу, Филату, Гимпу и Урекяну доказать, что они – реальная власть. Они стараются. Более того, сам факт, что президент Медведев, наконец-то признал и повернулся лицом к оппонентам ПКРМ просто обязывает их оправдать доверие главы великой державы.
Признаться, мне было приятно с легким уколом гражданского самолюбия, когда Серафим Урекян, разговаривая по тлефону с Киевом, сказал не без гордости: «У вас в Верховной Раде запросто полсотню голосов «организовывают», а у нас и одного коммунисты не могли купить!». И я не мог не согласиться с ним. Это добрый признак скорой и окончательной победы АЕИ.
Моя уверенность в благополучном разрешении вопроса в назначении Лупу зиждется на том, что не все депутаты во фракции ПКРМ – зомбированные автоматы для голосования, безропотно обслуживающи по семейный бизнес вождя . Никто из этих, так называемых «коммунистов», в первую очередь, главный «идеолог» ПКРМ Ткачук, идейно не «озабочен». Большинством движет трезвый, меркантильный расчет, зачастую, как в случае с Ткачуком и Рейдманом, пополам с цинизмом.
Где были эти, так называемые идеологи и деловые люди, когда преследуемая и нищая ПКРМ в середине 90-х только начинала свой путь к достижению власти?! «Истинными друзьями» Владимира Николаевича такие известные предприниматели, как Мишин, Колесниченко, Микулец, Киртока, отчасти Моложен, стали только после того, как убедились, что у коммунистов в руках реальная власть. Вот тогда практически все они стали резко вспоминать о своем глубоко запрятанном «серпастом» партбилете — пропуске в элитный клуб по интересам ПКРМ. Другое дело, что на каждого из «друзей» Воронин всегда собирал «компромат», который для него более надежная гарантия, чем бесплодные взывания к совести и чести современных бизнесменов. Однако, бывший генерал от МВД знает и то, что компромат действен, когда у тебя в руках властные вожжи, на которые моментально реагируют суды, и прокуратура, а СИБ и МВД только и ждут команды, чтобы наперегонки выполнить любую команду Хозяина.
По моим личным наблюдениям, во властных структурах постсоветских государств за редким исключением превалируют прагматики. Будучи в Грузии и много времени проводя в дружеских беседах с председателем Правительства Аджарии Леваном Варшаломидзе, я получал прямые ответы на многие свои «неудобные» вопросы, раскрывающие истинные причины, почему, несмотря на сугубо отрицательный настрой против Саакашвили России и активность оппозиции, (с тей я тоже встречался) он продолжает оставаться при власти, хотя экономическая ситуация в стране очень тяжелая.
Меня удивило, что в Батуми владелицей отеля «Марина», где нас разместили, является гражданка Абхазии, а среди инвесторов преобладают россияне и казахи. Леван объяснил мне, что хотя они с Мишей (Саакашвили) закадычные друзья, он никогда не вмешивается в его политические разборки, а тот предоставляет ему полную свободу в экономической сфере.
«Ситуация не из простых и меня спрашивают в Тбилиси за конечный результат, а не за доказательство личной преданности или за патриотические лозунги.
Вот ты удивился моей, якобы, молодости, на таком ответственном посту, а ведь в сравнении с другими руководителями на местах я – старик, поскольку тридцатилетие минуло еще несколько лет тому назад»,- заметил Варшаломидзе. – «Впрочем, ни одно ответственное решение без совета со старейшинами у нас не принимается».
В связи с вышеприведенным примером из реальной жизни сегодняшней Грузии хотелось бы соотнести увиденное с аналогичными процессами в Молдове. И там, и тут вперед вырывается европейски образованная молодежь. Будущее за ними.Доказательством тому успех в политике и карьерный рост Владимира Филата. Уверен, что когда в Молдове экономическая ситуация стабилизируется, о воронинщине быстро забудут, как о кошмарном сне.
Разумный прагматизм должен побудить наиболее здравомыслящих депутатов из фракции ПКРМ поддержать кандидатуру Лупу вопреки всем усилиям воронинского круга до конца сохранять твердолобость. Подобное упрямство, скорее уперство, по крайней мере не патриотично и просто убыточно для собственного бизнеса, если задумываться о перспективе. Российская карта бита, а европейскую разыгрывать просто бессмысленно.
В принципе, я предсказывал бунт против воронинщины задолго до того, как это осуществил Мариан Лупу. Жаль, что на подобный революционный шаг не решился Василий Тарлев, тогда бы его политическая карьера совсем по-иному сложилась.
При оценке кандидатуры АЕИ на пост президента в предыдущих своих выступлениях я отмечал образованность, кругозор и аналитические способности Лупу. Кроме того, очень важно, что он из порядочной, заслуженной семьи, что очень важно во всех аспектах.
По этому поводу известный социальный психолог изложил мне свою теорию, суть которой в том, что воспитание в неполной семье наносит психике ребенка травму на всю жизнь. В дальнейшем это сказывается во взаимоотношениях с людьми: для компенсации комплекса неполноценности человек старается насытиться властью, унижая других, демонстрируя свое всемогущество, хамство и т.д., чем отличался прошлый президент Молдовы. Отсутствие культуры, нужного воспитания у Воронина также негативно влияло в целом на стиль его руководства, общения на самом высоком уровне при реализации внешней политики.
В этом плане Лупу – очень подходящая кандидатура. Однако, идеальных людей не бывает и потому среди главных его недостатков я бы отметил два. Основной – это Дьяков, приближенность которого к будушему главе государства чревата большими рисками повторения прошлых ошибок, предательств и катастроф. Дьяков – не состоявшийся журналист и псевдополитик, интриган и подковерник, которому бы никогда в жизни «не подняться», если бы не поддержка Петра Лучинского. Чем все закончилось известно. Теперь очередная попытка. Она-то и страшит, поскольку уж очень многое поставлено на кон – судьба по сути всей страны.
Второе обстоятельство, это определенная оторванность Лупу от земных проблем и витание в высших сферах, где он действительно хорош и в своей тарелке. Однако, лидер не всегда на трибуне, порой ему надо снизойти до общения и с простым смертным. И если уж дал слово, то надо его держать, невзирая на то, что у кого-то иное мнение. Подверженность чужому влиянию – большущий недостаток.
Что касается в целом Альянса «четырех», то за последнее время, надо сказать, хорошо себя проявили и Гимпу, и Урекян, и особенно Филат, который как «государственник» растет прямо на глазах.
Что касается депутатской массы ПКРМ, которую привычно заслоняет бесцеремонная фигура вождя, то каждому из народных избранников следует задуматься о том, что история штука жестокая и приговор ее окончательный и бесповоротный. И ход ее не остановить. Прокрутим еще раз хронику прошедших выборов – как ни «старались Лавров, Хазанов и другие «помощники», а вышло так, как и надо было. Ход истории идет своим чередом, а вы стоите у нее на пути. Подумайте, что скажете детям, внукам, за какие идеалы вы стояли горой. Защищали капитала отца и сына Ворониных?
Из тех вопросов, что предстоит незамедлительно решать и давать ответы на поставленные вопросы, это возвращение в страну интеллектуальной элиты для качественного восполнения кадрового потенциала страны и проведение национальной политики, что очень волнует русскоязычный электорат численностью порядка одного миллиона. На эту тему недавно делали запрос Игорь Пивовар и Иван Дементьев, который предлагал национальным меньшинствам политически самоорганизовываться. В этой связи я хотел бы опереться на опыт Румынии, у которых эффективно работает Департамент межэтнических отношений, а национальные общины представлены в Парламенте избранными представителями. Среди них, кстати, мои друзья – депутаты Игнат Мирон, представляющий общину русских-липован Румынии и Степан Бучута – Союз украинцев Румынии.
Владимир ЛУПАШКО для «Хвилі»