donbass
donbass

Ранее считалось, что обеспечение безопасности и обороны страны является исключительно функцией государства. Но события, связанные с российской агрессией доказали обратное. Добровольческие и волонтерские движения, поддержавшие армию в 2014 году, сделали весомый вклад в укреплении обороноспособности Украины. Не стоит недооценивать и действия волонтёров по укреплению коммуникационной безопасности Украины. Сегодня гражданские инициативы продолжают бороться с российской агрессией в информационном поле.

8 июля вступил в силу Закон Украины «О национальной безопасности». В документе отмечается, что сектор безопасности и обороны состоит из четырех взаимосвязанных компонентов: сил безопасности, сил обороны, оборонно-промышленного комплекса, а также граждан и гражданских объединений, которые добровольно принимают участие в обеспечении национальной безопасности.

Если с одной стороны новый закон даёт активным гражданам возможность для вовлечения в сектор безопасности Украины, то с другой – важно понимать готовность самих граждан участвовать в этом процессе, как на национальном, так и региональном и местном уровнях.

По результатам масштабного социологического исследования, проведённого в рамках эстоно-украинского проекта «Стійка Україна», 49% жителей Харьковской, Донецкой и Луганской области готовы содействовать обеспечению безопасности в своем городе. В разрезе областей больше хотят вовлекаться на Харьковщине, меньше – на Луганщине.

Люди готовы заниматься волонтерской деятельностью (25%), помогать в госпиталях (21%), организовывать мероприятия (19%) и противодействовать враждебной пропаганде в соцсетях (18%). Важная роль отводится местным властям – 35% граждан готовы выполнять работу по безопасности, которую определят городские органы управления.

«Это – значительный потенциал, который при правильном вовлечении способен укрепить безопасность на всех уровнях, – считает руководитель проекта «Стійка Україна» Дмитрий Теперик. – Для этого необходимо задать вектор и полноценно развивать сотрудничество между государственным и гражданским сектором. В ходе исследования мы установили пять пробелов, которые препятствуют их сближению: разрывы в ценностях, возможностях, целях, мотивациях и коммуникациях».

По мнению исследователей, последний разрыв является приоритетным для устранения. «Эффективное взаимодействие и коммуникация между государственными и гражданскими институциями способствует повышению доверия, которое является основой для формирования стойкого общества», – отмечает член проектной команды Григорий Сенькив.

Результаты соцопроса по Донецкой и Луганской области свидетельствуют о дисбалансе доверия к институциям. Высокий уровень доверия имеет патрульная полиция, волонтерские организации, Национальной полиция и Государственная службе по чрезвычайным ситуациям. Больше всего не доверяют областной государственной администрации, СБУ и Национальной гвардии. Примечательно, что чем ближе к оккупированным территориям, тем меньше уровень доверия граждан к украинским институциям и большая неопределенность в ответах респондентов.

Подобная негативная закономерность прослеживается и в отношении населения к событиям на востоке Украины. К примеру, в Краматорске, который находится дальше от линии соприкосновения, местные жители склонялись к определениям: «гибридная война России против Украины» (22%), «новый бизнес олигархов» (20%) и «война России против Запада» (10%). В Мариуполе отдавали предпочтение вариантам: «новый бизнес олигархов» (38%), «гибридная война России против Украины» (15%) и «война России против Запада» (10%). В Марьинке и Красногоровке, которые расположены вблизи фронта, респонденты называли происходящее: «гражданской войной в Украине» (38%), «новым бизнесом олигархов» (22%) и «антитеррористической операцией» (18%).

«Мы условно разделили области на три зоны. Приближенность этих зон к линии столкновения и границе с РФ является фактором негативного влияния на взгляды населения и отношение граждан к украинским институциям, что несет угрозу национальной безопасности», – отмечает член проектной команды Евгений Онищук.

Исследователи акцентируют внимание на необходимости повышения уровня осведомленности среди населения. По данным соцопроса 2/3 респондентов считают себя недостаточно информированными о деятельности институций на уровне города по вопросам безопасности. Неэффективная коммуникация порождает недоверие, которое последовательно понижает мотивацию граждан заботиться о безопасности страны в целом.

Исследователи акцентируют внимание на необходимости повышения уровня осведомленности среди населения. По данным соцопроса 2/3 респондентов считают себя недостаточно информированными о деятельности институций на уровне города по вопросам безопасности. Неэффективная коммуникация порождает недоверие, которое последовательно понижает мотивацию граждан заботиться о безопасности страны в целом.

Популярні новини зараз

Битва двох найобок: чому українці повертаються на окуповані території

Оновлено соціальні норми споживання газу: що тепер мають знати споживачі

В Україні можуть заборонити "небажані" дзвінки на мобільний: про що йдеться

АЗС знизили ціни на бензин та дизель на початку тижня: автогаз продовжив дорожчати

Показати ще

60% жителей исследуемых областей получают информацию об угрозах безопасности через телевидение, 49% доверяют родственникам и друзьям, 43% используют интернет источники, 31% потребляют контент в соцсетях, еще 17% и 14% читают газеты и слушают радио.

«Несмотря на популярность телевидения, объединив категории «интернет» и «социальные сети», суммарно имеем 75%. Украинские институции могут активнее использовать этот канал коммуникации, чтобы быть ближе к гражданам и нивелировать влияние вражеского идеологического контента», – считает Григорий Сенькив.

Исследовательская команда также провела глубинный анализ публичных записей и комментариев пользователей трёх социальных сетей (Facebook, ВК, ОК) в трёх областях. Выяснилось, что Facebook наиболее популярен на Харьковщине, а Одноклассники – на Луганщине. Аудитория ВК – самая молодая (86% пользователей моложе 34), а в Одноклассниках больше всего пользователей женского пола (71%). Проанализировав при помощи компьютерных алгоритмов более чем 590 миллионов публичных записей от 2,8 миллиона пользователей, исследователи пришли к выводу, что через упомянутые социальные сети на востоке Украины распространяется враждебная пропаганда. Около 5% из всех публичных постов в ВК и 16% в ОК имели идеологическую окраску, зачастую про-кремлёвскую и антиукраинскую.

«Мы обнаружили, что запрет ВК и ОК в Украине имеет вполне измеряемый эффект на так называемый идеологический поток информации, который в мае и июне 2017 снизился до уровня 2013 года, – приводит аргументы Григорий Сенькив. – Тем не менее, не стоит переоценивать этот эффект, он имеет ограниченное действие, так как многие пользователи, настроенные против Украины, мигрировали теперь в Facebook, где продолжают распространять враждебную пропаганду».

Дмитрий Теперик отмечает, что заметна разница в направленности дискуссий, как по социальным сетям, так и в разрезе областей. «Например, в ОК больше всего идеологических обсуждений было связано с темами безопасности и критикой Украины. Пользователи ВК более активно дискутировали о социальных и экономических проблемах и продвигали положительный образ России. А в Facebook’e преобладали темы безопасности и благосостояния. Если рассмотреть ситуацию по областям, то на Харьковщине наиболее обсуждаемые темы были связаны с антизападной риторикой, на Донетчине – с положительным образом России и антиукраинскими настроениями, а на Луганщине – вопросы безопасности волновали пользователей больше всего», – резюмировал Дмитрий Теперик, добавив также, что в информационном потоке соцсетей была отмечена сильная корреляция с идеологическими событиями, происходившими в реальной жизни, которые использовались для нагнетания обстановки и создания информационного шума.

Проектная команда отмечает позитивную оценку жителями востока Украины изменений в секторе безопасности и обороны, в сравнении с 2014 – 2015 годами: 54% респондентов видят улучшения, 13% – отмечают ухудшения.

Закон Украины «О национальной безопасности» дает четкое определение гражданскому обществу, как неотъемлемой составляющей сектора безопасности и обороны. Это исчерпывает дискуссии об отсутствии законодательной базы для добровольного вовлечения граждан в обеспечение национальной безопасности», – подытожил Евгений Онищук.

По оценкам исследователей, в сравнении с другими категориями респондентов, больший потенциал для вовлечения имеют переселенцы, молодёжь, люди с высшим образованием, предприниматели, украиноязычные и семейные граждане.

Эстоно-украинский проект «Стійка Україна» продолжит работу с сентября 2018. «Министерством иностранных дел Эстонии принято позитивное решение в рамках программы развития сотрудничества. Планируем сосредоточиться на развитии человеческого капитала на региональном уровне в сфере информационной, коммуникационной и кибербезопасности. В фокусе программы окажутся Мариуполь, Северодонецк, Николаев и Херсон», — рассказал о планах Дмитрий Теперик.

С веб-версией отчета об исследовании можно ознакомиться здесь.

* Проект «Стійка Україна» реализуется с 2016 года Международным центром обороны и безопасности (ICDS) при поддержке Министерства иностранных дел Эстонии. Результаты исследований в регионах были представлены: 27.06.2018 в Харькове на медиаплощадке «Накипело», 3.07.2018 в Мариуполе на базе свободного пространства «Халабуда».