17 марта польские спецслужбы задержали гражданку РФ, обвиняемую в разведывательной деятельности в пользу России. Актуально ее готовят к экстрадиции на родину. Вместе с этим Агентство Внутренней Безопасности (АВБ) Польши закрыло въезд для еще 4 граждан России. Насколько известно, главным заданием задержанной и ее коллег было «насыщение враждебности между Польшей и Украиной на общественном и политическом уровне в совместных спорных исторических вопросах, а также замена польской исторической политики на российский нарратив» плюс попытка «консолидации пророссийских групп в Польше вокруг этой проблематики».
Что следует заметить в данной новости, так это слово «насыщение», поскольку оно отлично вписывается в рамки «гибридной войны», которая по словам советника «АВБ» Станислава Жака велась российской шпионкой. Насыщение – это действие, направленное на временное удовлетворение потребностей, например, голода. А в нашем случае, информационного голода.
В чем суть проблемы?
В самом факте выдворения гражданки РФ. Скорее всего, доказать ее прямую связь с российской разведкой, служба безопасности не может, а потому решает просто «вышвырнуть» ее из страны. Ведь, если она предлагала организацию протеста под Сеймом, например, за поддержку для исторической политики «ПиС» против Украины или ее незначительную модернизацию, то является ли это шпионажем или саботажем? Уж точно не в правовом поле.
Является ли экстрадиция решением проблемы?
Нет, поскольку пророссийские группы влияния, т.е. самые разнообразные националистические и нео-нацистские группировки польского происхождения остаются в стране и с их предводителями максимум ведется профилактическая беседа. При этом они проводят свои митинги, как и другие неправительственные организации, т.е. правительство Польши фактически не только признает их, но даже более, заигрывает, ведь для «Права и Справедливости» это потенциальный электорат (политика ПиС частично совпадает со взглядами правой молодежи).
Например, «Oboz Narodowo-Radykalny» (ОНР) является нелегальной организацией в Польше, но при этом получает разрешение от городских властей на проведение протестов. Протест в Ополе, в Белостоке, в Гданьске.
А вот запись с сайта польских правых, где автор статьи радуется тому, что правительство «Права и Справедливости» вновь легализировали «Фалангу» являющуюся главным символом ОНР, а также организации «Фаланга» организовавшей нападение на представительство венгерского меньшинства в Украине.
Их активизация связана не только с войной в Украине, волной мигрантов из Украины, и в последствии с активизацией российских спецслужб, но с самой политикой «Права и Справедливости»:
Во-первых, ее трудно назвать проевропейской или хотя бы евро-реалистичной, а для ослабления образа ЕС внутри Польши не нужно космических усилий со стороны российской разведки. Достаточно просто дать «ПиС» поддержку со стороны заряженных правых парней.
Во-вторых, историческая политика Польши изначально обречена на заинтересованность со стороны РФ, в связи с направленностью на нацио-строительные процессы за счет создания внешних врагов (одним из которых потенциально является Украина из-за антагонизмов в прошлом).
Для сравнения, последняя новость о российском шпионе в Польше поднималась в марте 2018 г., когда был задержан польский чиновник, обвинявшийся в сотрудничестве с российской разведкой. Его заданием был сбор информации о энергетической безопасности Польши, а также о планируемых действиях польского правительства для противодействия постройке «Северного Потока-2».
Судьба задержанного осталась неизвестна, а сама история быстро забылась. Именно такой результат может быть свидетельством того, что польские службы безопасности сумели его «расколоть», или же «перевербовать», после поместив под государственную охрану.
"Велика угода": Трамп зустрінеться з Путіним, у США розкрили цілі
Маск назвав Шольца "некомпетентним дурнем" після теракту у Німеччині
40 тисяч гривень в місяць та понад рік на лікарняному: названі ключові зміни у соціальному страхуванні
Українцям доведеться реєструвати домашніх тварин: що зміниться з нового року
В 2011 г. на территории Польши находилось около 300 российских шпионов. Эти цифры возникают из отчетов АВБ за 2010 г. На сегодняшний день нам неизвестно, как много российских шпионов находится в Польше, но было бы нелогичным падение их кол-ва во время нарастания правых взглядов в Европе, и эскалации конфликта в Украине начиная с 2014 г.
Борьба с российской разведкой в Польше определенно усилилась за последние полгода. Об этом свидетельствуют и участившиеся задержания, и проведение закрытого парламентского собрания АВБ в марте 2018 г. При этом, не следует расслабляться, поскольку слово «насыщение» подходит также и к действиям польских спецслужб, они утоляют голод масс-медиа в новостях, касающихся влияния РФ, но это непосредственно расходится с действиями польской власти в отношении право-радикалов, которые продолжают свою деятельность на полулегальной основе.
В заключении добавлю, что задержанная гражданка находилась в Польше с 2013 г. Вспоминая о том, что существует еще несколько дел о российских шпионах в Польше, раскрытых в 2013 г. (Матеуш Пискорский, Александр Саможнев), как раз перед началом войны на Донбассе. Можно сделать вывод, что действия российской разведки имели комплексный характер, были нацелены на подрыв международных отношений, образа Украины и планировались до начала агрессии. Хотя, свои корни российские спец. службы запустили в Польшу значительно раньше, чем началась война с Украиной. Для российских агентов есть даже специальное название «нелегалы», обозначающие их деятельность под прикрытием, другой личностью. «Потоп» из российских шпионов в Польшу начался еще в 90-х годах, когда жители бывших социалистических республик начали женится на польках для получения Вида на жительство, или подавать заявления о репатриации. Таким образом, сюда просочилось множество персон «нон-грата», проживающих сегодня под польскими именами.
Вам понравился текст? Вы можете отблагодарить автора на карточку Приватбанка 4149 4391 0519 0437. Сердюк В.В.
Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, страницу «Хвилі» в Facebook.