Короткая «скамейка запасных»

Первое, что бросается в глаза при новых назначениях – это все та же территориальная прописка новых назначенцев. Скамейка запасных у главы державы невелика. Наибольшим доверием неизменно пользуются члены донецкого землячества. При этом ни Виталий Захарченко (новый министр внутренних дел), ни Александр Клименко (ставший главой ГНС) из «ниоткуда» не появились – до этого они проходили «стажировку» на значимых постах в налоговой сфере: Захарченко трудился начальником всеукраинской Налоговой, а Клименко – его заместителем.

С самого начала правления нынешнего президента сбору налогов уделялось приоритетное внимание. Прошлогодняя попытка реформировать налоговый кодекс привела к предпринимательскому майдану. И хотя Виталий Захарченко пришел на пост начальника ГНС уже после окончания этого майдана, тем не менее, жизнь предпринимателей в Украине легче не стала. Разве что действовать стали с меньшим напором, но это следствие того, что предприниматели смогли отстоять некоторые свои права, а не «гуманистического» подхода руководства ГНС.

Нынешний же глава всех налоговиков Украины, Александр Клименко, и вовсе «прославился» еще в должности председателя ГНС в Донецкой области: именно при нем имели место вопиющие случаи, когда у инвалидов и стариков отбирали за неуплаты коммунальных услуг телевизор и холодильник. То, что апробацию методов сурового давления на должников начали с Донбасса, только убавило в этом регионе симпатий к «своей власти».

Однако теперь господин Клименко руководит ГНС, а его бывший начальник отправлен исправлять (говоря словами президента – развивать) реформы МВД, начатые при Анатолии Могилеве. Каковы последствия этих назначений, и чего ждать от новых руководителей, чье назначение поколебало статус-кво между различными группами влияния, сложившееся было в окружении президента?

Дорогу «молодым»!

Новых назначенцев Януковича характеризуют как «молодых технократов». При этом Виталий Захарченко не столь молод – ему 48 лет. Александр Клименко, напротив, стал самым молодым руководителем в истории ГНС – ему только 31 год. Но характеристика этих назначений – вкупе с назначением Сергея Арбузова и некоторых финансовых и налоговых чиновников меньшего масштаба – как «молодых технократов», оправдана. Это новое поколение пришедших во власть имеет шанс остаться в ней надолго – и в силу возраста, и в силу близости к семье президента.

Отныне поступления налогов находится в руках доверенных лиц главы государства. Таким образом, доступ к бюджету регулируется на самом высшем уровне, и не исключено, что в достаточно закрытом кругу. Представителям олигархических групп, равно как и «старым донецким», с которыми в былые годы Янукович слушал «Золотые купола«, партийной бюрократии ПР, отрезается возможность манипулировать доходами бюджета без того, чтобы это стало известно Гаранту.

Таким образом, полномочия президента, закрепление в нынешнем варианте Конституции, получают еще и неформальное, но фактически существенное, подкрепление – путем расстановки нужных кадров, контролирующих поступления (ГНС), аккумуляцию и расход (Нацбанк) денежных средств и охрану существующего порядка (МВД).

{advert=4}

Конечно, такая схема выглядит несколько упрощенно, но она вполне логична. И также логично предложить, что в ближайшие годы будет происходить постепенное вытеснение со значимых постов (СБУ, Минэнерго, Минтранс, Счетная палата, КРУ) лиц, не связанных с «семейной группировкой» президента.

Популярні новини зараз

Пенсія з травня 2024 року: які зміни передбачені у виплатах українцям

Города-хартии: Революционный подход к экономическому восстановлению Украины

Языковой вопрос и украино-российские отношения через призму "серебряного правила" по Нассиму Талебу

Українські пенсіонери за кордоном можуть залишитись без пенсії: що робити

Показати ще

Три задачи президента

Назначения в МВД и ГНС также решают три задачи – стратегическую, тактическую и оперативную – в процесс укрепления власти президента и «внутривидового замещения» в вертикали власти.

Первая тенденция – обозначившаяся концентрация силовых и фискальных ведомств в руках лиц, знакомых с сыновьями президента – Александром и Виктором. То есть, глава государства работает на перспективу. В связи с этими назначениями уже даже заговорили о том, что в Украине может появиться проект «Янукович – младший» и чуть ли не состояться передача власти в 2020 году по наследству. Представляется, что данное утверждение выдвигать пока преждевременно, но в перспективе идея о передаче власти кому-либо из молодой поросли вполне реалистична.

Вторая цель – тактическая: нужно корректировать изрядно подпорченный во времена Могилева имидж такой силовой структуры, как МВД. Незамысловатые методы силового давления по-прежнему сохраняют свою актуальность, но при новом руководстве речь будет идти больше об «обрезании» любых финансовых потоков, идущих к оппозиции, и формирования под кураторством МВД «ручной» оппозиции, призванной демонстрировать демократический процесс и плюрализм в Украине. Реальным оппозиционерам теперь будет еще сложнее заявить о себе.

Наконец, третья тенденция — оперативная. Отныне МВД и Налоговая будут работать в единстве, что особенно важно не только из-за усиливающихся сложностей с наполнением бюджета, но и в преддверии выборов 2012 и 2015 годов. Теперь деньги из среднего класса начнут «выжимать» еще сильнее, а, возможно, вскоре дело дойдет и до более крупных «денежных мешков». И неудивительно — бюджет имеет огромные прорехи, «гайки» нужно снова «завинчивать», и постоянно требуется изыскивать все новые методы пополнения казны. Так что требуется единство силовиков. Так что предпринимательскому сословию опять придется плохо – и хуже, чем ранее.

Укрепление «слабых мест»

Говоря о назначениях и ротациях в системе МВД и ГНС, нельзя обойти вниманием и связанное с ними назначение экс-министра внутренних дел Анатолия Могилева председателем Совета министров Крыма. Стоит вспомнить и прошедшие в начале ноября отставки губернаторов Львовской и Запорожской областей. Крым, остававшийся несколько месяцев без руководства, Запорожская область, где ведутся войны внутри различных групп местной элиты (принадлежащей, все, как один, к Партии регионов), и Львовщина, являющаяся «чужой территорией» для «донецких» — это были те административно-территориальные единицы, где власть ПР нуждалась в срочном укреплении.

{advert=6}

С назначением Могилева в Крым все тамошние проблемы будут снова приглушены. И это – не только взаимоотношения с крымскими татарами. Это намного более важные вопросы регулирования доступа к собственности, особенно на Южном берегу Крыма. Это продолжение политики давления на местную элиту, которой вряд ли дадут поднять голову на предстоящих выборах. Наконец, это обеспечение Партии регионов безусловной и убедительной победы в Крыму, где бороться бывшему главному милиционеру предстоит с «русскими» и коммунистическими организациями всех мастей. Можно быть уверенным: если поступит команда из Киева, местных «патриотов» и поклонников Москвы «зачистят» показательно жестко.

Новоназначенные губернаторы во Львовской и Запорожской областях также должны будут решить очень сложные задачи – утихомирить вражду внутри местных элит (Запорожье) и договориться о сохранении статус-кво с теми из них, кого «задавить» будет сложно (Львов).

Для Западной Украины последнее тем более важно: на предстоящих парламентских выборах партия власти не наберет там даже того процента голосов, который был на выборах местных. Потому новому губернатору Львовщины будет очень важно заключить «пакт о ненападении» с проходными кандидатами от оппозиционных партий. Цель – получить их лояльность в будущем парламенте, вовремя сделав им «предложения, от которых невозможно отказаться».

А подтвердить губернаторскую аргументацию на переговорах можно будет по линии МВД и Налоговой, которые станут активно мониторить финансовую ситуацию кандидатов в будущие нардепы…

* * *

С сожалением приходится констатировать – кадровая колода во власти по-прежнему тасуется с учетом принципа личной лояльности, нежели с учетом компетентности и профессионализма чиновников. Политическая конъюнктура текущего момента и борьба за власть продолжают быть базовыми критериями в кадровых вопросах. И поневоле задумываешься – а, может, дело здесь не в кадрах?

От перемены чиновников ситуация не меняется, если не меняется сам принцип функционирования государственной машины. А он в нынешней Украине остается, увы, старым, советским, построенным на принципах, заложенным еще в сталинскую эпоху. Разве что ротация элит проводится слава Богу, без репрессий. О пользе таких пертурбаций в среде высшего чиновничества для маленького украинца» и благосостояния страны в целом «наверху» даже не задумываются.