Вообще с будущей армией совсем все непросто, и А.аль-Кибу здесь необходимо проявить свои лучшие качества политика. Назначение на этот пост триполитанца будет означать возникновение очень независимого министра обороны, который будет вмешиваться в абсолютно все процессы. В противном случае, он просто не сможет руководить абсолютным большинством будущей армии, которая его не признает. Легче обойтись совсем без армии, ведь недаром же Каддафи уповал на всеобщее вооружение народа.

Отношения внутри многочисленных «милиций» и «отрядов самообороны» тоже далеки от идеала. Между ними продолжаются вооруженные стычки, ареной которых в основном стали центральные и западные районы страны, что, в принципе, абсолютно логично: идет выдавливание «чужаков» из традиционных зон своего обитания. Тем самым, страна, если не географически, то формально стремительно децентрализуется. Динамика этого процесса будет напрямую зависеть от того, насколько внятный баланс интересов и распределения долей от экспортной выручки углеводородов сможет предложить основным племенным группам новое правительство.

Пока такой баланс, несомненно, нарушен. Восточные племена (обейда, харуба и др.) имеют в Переходном национальном совете (ПНС) более двух третей мест. В этой связи дальнейшие вооруженные межплеменные стычки абсолютно естественны и их основной целью станет установление контроля над тем или иным нефтяным бассейном или трубопроводом.

Крупнейшее племя варфалла уже начало процесс объединения своих вооруженных отрядов, который получил название «западное объединенное командование». Племенная верхушка пользуется поддержкой алжирских властей, которые рассматривают эту племенную группу как естественный буфер на своих границах по предотвращению расползания «исламисткой экспансии». В этой связи отряды племени уже начали активное вытеснение исламистски ориентированных вооруженных отрядов ливийских повстанцев на юг. Одним из проявлений этой деятельности стали бои в середине октября с исламистами в регионе Западных гор, в результате которых они были вынуждены уйти. Основная цель варфалла (и стоящего за ними Алжира) – сохранение контроля над нефтяным бассейном Гадамеса. При этом, скорее всего, возникнет племенной союз варфалла с еще одной племенной группой магариха, которая будет стремиться установить контроль над самым южным нефтяным бассейном Элефант. С учетом промышленной «связки» этих двух месторождений такой союз будет абсолютно логичен и взаимовыгоден.

{advert=4}

 

«Проигравшее» племя бывшего ливийского диктатора кадаффа предпримет попытки перегрупироваться и заявить свои права на часть нефтяных месторождений сиртского бассейна. С большой долей вероятности, это вызовет неприятие со стороны «восточных племен», прежде всего бенгазийцев, которые категорически отрицают любой компромисс с кадаффа. Как следствие, можно будет прогнозировать возникновение очагов перманентной партизанской войны именно в районе Сирта. При этом варфалла и магариха будут сочетать, как минимум, «видимый» нейтралитет с активной поддержкой кадаффа. В качестве их основной «тыловой базы» станет Нигер, где сейчас находятся бежавшие сторонники бывшего диктатора, а промежуточным узлом – «треугольник» Брак-Гира-Сибха, а также Хум. Союз с магариха будет обусловлен и абсолютной досягаемостью для партизанских рейдов каддафистов из Нигера месторождения углеводородов Элефант, неприкосновенность которого для магариха жизненно важна.

Племена Киренаики сохранят видимое спокойствие. При этом Дерна фактически живет по автономным правилам «самопровозглашенного исламского халифата». В руководстве этого анклава преобладают фигуры из т.н. «Ливийской исламской боевой группы» (ЛИБГ), большинство которых было амнистировано Каддафи в 2007 году. Стратегическое значение Дерна важно с точки зрения бесперебойной логистической цепочки с Египтом, и здесь может быть заложена «мина», поскольку шейхи Дерна без сомнения будут устанавливать «собственные таможенные сборы» для грузовых фур. Содержать себя и своих единомышленников им более не на что.

Племя мисурата несомненно обескровлено боями с каддафистами и серьезного влияния на расклад политических сил пока не оказывает. Будут предприниматься попытки ряда фигур в ПНС «стравить» их с кадаффа. При этом отметим, что триполитанцы активного участия в боях на заключительном этапе гражданской войны не принимали и активно «копили» силы. Их представителем выступает Али Саллаби, который позиционирует себя как представителя «братьев-мусульман». Он претендует на три министерских места в будущем правительстве А.аль-Киба и пользуется при этом поддержкой племени зинтан и берберов Нефуза. Последние жестко выступают против главенства в военной области сторонника «Аль-Каиды» и уроженца Мисураты А.Бельхаджа, что привело к столкновениям в столице 31 октября с.г. Тогда бойцы племенного ополчения даже хотели ликвидировать отряд Бельхаджа в районе столичного госпиталя. В результате последний был вынужден вывести свои отряды из столицы в Аль-Джедайду, убрать лояльную ему охрану городской тюрьмы, а также пообещать в скором времени разоружить своих боевиков. Судя по боям к западу от Триполи, обещание свое он не сдержал. Напомним, что Бельхадж номинально является главным военным координатором ПНС, а все происходящее скорее напоминает классический военный мятеж. Примечательно также, что Саллаби, который подчеркивал ранее тесную идеологическую и военную связь с Бельхаджем, был вынужден пойти на условия, которые продиктовали ему шейхи племен. В этой связи претензии Бельхаджа на пост губернатора Триполи оказались несостоятельны. Смеем предположить, что в такой ситуации пост главнокомандующего в новом правительстве он также потеряет.

Источник: Институт Ближнего Востока

{advert=1}

Популярні новини зараз

ТЦК роз'яснив, як поступити з повісткою, якщо є бронь або відстрочка

ПриватБанк, Ощад, ПУМБ: банки різко скоротили кількість відділень

Українців переведуть на спецтариф: скільки доведеться заплатити за кіловат електроенергії

Зачепить усіх при обміні 100 доларів: українців попередили про можливі проблеми

Показати ще