На прошлой неделе в Тбилиси, на проспекте Монаха Габриела Салоси, прошла масштабная антитеррористическая спецоперация, в ходе которой арестовали гражданина России Саида Дудаева, а трех иностранцев ликвидировали. По данным грузинских СМИ, среди ликвидированных был известный террорист Ахмед Чатаев и выходец из Панкисского ущелья Грузии, ранее воюющий в Сирии на стороне ИГИЛ, Адам Гумашвили.
Несмотря на первоначальные сомнения, можно считать установленным, что чеченец Ахмед Чатаев — организатор теракта в аэропорту Стамбула в 2016 году, по прозвищу «Однорукий», был убит в Тбилиси в ночь с 21 на 22 ноября в ходе операции грузинского спецназа. Об этом 28 ноября сообщила Reuters со ссылкой сразу на три источника.
«Мы подозреваем, что один из вооруженных людей, убитых во время спецоперации в Тбилиси, это Ахмед Чатаев» — сказала заместитель председателя службы госбезопасности Грузии Нино Гиоргобиани.
По ее словам, окончательные выводы по этому делу будут сделаны после завершения совместной с экспертами из США работы. Два других источника издания на условиях анонимности также заявили, что во время операции скорее всего погиб Чатаєв.
В начале официальные власти Грузии воздерживались от комментариев. Впрочем, вскоре СМИ опубликовали фотографию предполагаемых останков Чатаева. По предварительным данным, в ходе боя он подорвал сам себя, а опознали его прежде всего по остаткам протеза ноги.
Погибший был человеком с довольно интересной биографией, внесенным с октября 2015 года в санкционные списки ООН и Министерства финансов США в качестве лица, причастного к деятельности ИГИЛ и «Аль-Каиды».
Но ранее, с ноября 2003 года, Чатаев, вместе с семьёй, пользовался правом убежища в Австрии, как лицо, пострадавшее в период боевых действий на территории Чечни. Одновременно, с 2003 года Чатаев был занесен Россией в список особо разыскиваемых преступников — как представитель Доку Умарова в Западной Европе.
Стоит отметить, что в январе 2010 года, еще до начала «Арабской весны», волнений и гражданской войны в Сирии, а также за четыре года до появления ИГИЛ, его задержали в Ужгороде. Что делал в Ужгороде Чатаев остаётся загадкой. Его должны были выдать России — напоминаю, это был 2010 год, но под давлением правозащитников его отпустили.
В 2016 году, после теракта в Стамбуле, этот вопрос уже комментировал сопредседатель гражданской инициативы (ГИ) «Правое дело» Дмитрий Снигирев, когда российские спецслужбы и пропагандисты в авральном порядке попытались нарисовать в этом теракте «украинский след», основываясь на вышеуказанном посещении Чатаевым Украины в 2010 году и его не экстрадиции по запросу российской стороны.
По словам Снигирева, тогда выяснилось у Чатаева действительно был статус беженца. Более того, на основании включения Чатаева только в базы федерального розыска, Россия не имела права требовать его экстрадиции. Нахождение же Чатаева в международном розыске в базе Интерпола не подтверждалось.
Таким образом, заявления представителей российских спецслужб о неоднократных обращениях РФ об экстрадиции Чатаева имело чисто пропагандистский характер и использовалось как один из элементов в информационной войне.
Также, по мнению сопредседателя гражданской инициативы «Правое дело», непосредственными заказчиками и исполнителями провокации по задержанию Чатаева и требований его экстрадиции были именно российские спецслужбы. Здесь стоить отметить, что россияне прекрасно понимали, что, согласно международным нормам Чатаева никто и не выдаст, но нужный «осадочек» останется.
Но это давало россиянам следующее, тактически — сиюминутный информационный эффект о поддержке/защите «оранжевой» украинской властью (события происходили во время выборов президента Украины, на которых в дальнейшем победил В.Янукович) чеченских террористов, которые убивали и взрывали россиян, а стратегически – заложить на будущее определенные аспекты в информационном поле и в биографии Чатаева, что позволяло их в критически необходимый момент использовать с «переводом стрелок» в нужном направлении, чем в Москве и занимаются по сей день.
У Раді підтримали посилення контролю за роботою ТЦК: що зміниться
АЗС Київщини показали, що відбувається з цінами на бензин, дизель та автогаз
Як відрізнити підробку: головні ознаки фальшивої 100-доларової купюри
Сирський прокоментував скандал навколо переведення авіаційних фахівців у піхоту
Впрочем, тогда не только Украина отказала РФ в экстрадиции Чатаева. В 2011 году Чатаева, по данным «Немецкой волны», при прохождении пограничного контроля на границе Болгарии и Турции снова задержали. Сначала суд болгарского города Хасково принял решение об экстрадиции задержанного в Россию. Позже вердикт отменил апелляционный суд Пловдива, также ссылаясь на статус беженца и угрозы расправы с ним. Суд постановил, что статус беженца, который Чатаев получил в 2003 году в Австрии, действует во всех странах, подписавших Женевскую конвенцию, в том числе в Болгарии. Кстати, удивляет почему в 2016 году россияне не вспомнили о «болгарском следе» в деле Чатаева и не обвинили болгарские спецслужбы в подготовке теракта в Стамбуле?
В сентябре 2012 года Чатаев был задержан при неясных обстоятельствах в ходе проведения МВД Грузии операции в ущелье Лопота, по блокированию вооруженной группировки, шедшей из Дагестана. 18 января 2013 года Тбилисский городской суд полностью оправдал его и выпустил на свободу. После этой истории Чатаев перебрался обратно в Турцию.
Затем, по сообщению чеченских, то есть кадыровских, силовиков, в феврале 2015 года Чатаев уехал в Сирию где воевал на стороне ИГИЛ командуя отрядом численностью в 200-250 человек, сформированным из выходцев с Северного Кавказа, а в январе 2016 года появилась информация, что «Однорукий» является вербовщиком ИГИЛ, и занят поиском людей для совершения терактов в России и Западной Европе.
Как сообщают российские СМИ, протекцию в ИГИЛ Чатаеву сделал министр войны террористической группировки Тархан Батирашвили, более известный под именем Абу Умар аш-Шишани.
При этом, что касается самого Тархана Батирашвили, то его путь в ИГИЛ и превращение в Абу Умара аш-Шишани под руководством российских спецслужб, не менее интересен, чем у Ахмеда Чатаева – «Однорукого».
Но, здесь ничего странного нет, а СМИ уже неоднократно писали, что Чатаев изначально был российским агентом. В его прошлом, а именно в России, до отъезда в Австрию, остались некоторые неясности.
А ФСБ достаточно часто внедряло в поток беженцев и эмигрантов своих людей, снабжая их подробной легендой, включая доказательства преследования, как их самих, так и их родственников на родине, и даже газетные публикации о причастности к «незаконным вооруженным формированиям». Агента выводили за рубеж, давали время освоиться или затеряться, а затем активизировали. Иными словами, Чатаевым играли россияне и будут играть дальше даже после его смерти.
Громкое молчание
Стоит отметить, что фактически целую неделю, после появления информации о возможном уничтожении грузинскими силовиками Ахмеда Чатаева в Тбилиси, российские СМИ практически делали только перепечатки грузинских новостей, одновременно ставя под сомнение смерть «Однорукого», и выжидали.
Выжидали, наверное, подтверждения смерти террориста, потому что такой живой свидетель, который мог бы рассказать о российском «террористическом инструменте» не только на Ближнем Востоке, но и в Европе, однозначно был нежелателен в Москве.
Кроме того, новость о быстром подключении американского ФБР к расследованию инцидента в Тбилиси, вызывала дополнительную нервозность кураторов Чатаева в российских спецслужбах и в Кремле. Потому что появлении у американцев еще такого свидетеля, как «Однорукий», на ровне с российскими хакерами, которые уже дают признательные показания ФБР о проделках Москвы на территории США, которые поставили под угрозу вопросы американской национальной безопасности, не просто усугубило и так критическую ситуацию, а имело бы эффект разорвавшейся бомбы, которая бы просто накрыла Кремль «ударной волной».
Также, однозначно был бы пролит свет, как на организацию терактов ИГИЛ во Франции, Бельгии, Германии, Великобритании и Испании, так и формирования «спящих» ячеек террористов в Европе.
Но 30 ноября, российские СМИ, как по команде – то ли русские получили подтверждение смерти Чатаева, то ли наоборот имеют информацию, что он остался жив и находится уже в руках американских следователей, разродились уже «глубокой» аналитикой с «переводом стрелок» по всем направлениям, о чем частично упоминалось выше.
Приведем основные, нельзя сказать, что неожиданные, тезисы российской пропаганды:
«…он около 15 лет успешно скрывался от российского правосудия — не без помощи некоторых европейских стран. Но даже там периодически задерживался, а также в Турции. Тем не менее каждый раз его отпускали».
«Освобождению террориста способствовали и украинские националисты из «Тризуба», который позже на Евромайдане преобразуется в «Правый сектор». Его освобождения добивалась также Харьковская правозащитная группа и многие другие западные правозащитники».
«…у самой границы с РФ боевиков перестреляли грузинские силовики, однако Ахмеду удалось выжить. Хотя в тех боях он потерял ещё и часть ноги. Однорукого и уже одноногого отправляют под суд, но и он окончился освобождением Ахмеда. Такая неприкосновенность — или просто удача — легко объяснима: Ахмед Чатаев работал на грузинские спецслужбы».
Так что, как видим, заложенные ранее заготовки о «позитивном участии» в судьбе Чатаева европейских стран, украинских националистов, американских правозащитников и грузинских спецслужб пошли в полный ход и, как говорят, это еще не вечер.
Стоит отметить, что кремлевские пропагандисты упорно продолжают попытки заселить Украину призраками боевиков ИГИЛ и этим в дальнейшем пугать Европу на ровне с украинскими «радикальными националистами».
В 2015 году, например, была заряжена порция целенаправленных материалов о присутствии боевиков-исламистов в Украине. В частности, на передовой на Донбассе, где они вроде отлично ладят и беспрекословно подчиняются «украинским радикалам». Россияне очень активно «лепили», как для внутреннего российского пользования, так и для европейского, устойчивую связь между ИГИЛ и добровольческими батальонами, в которых, по их мнению, собрался весь цвет «фашизма».
То, что в контексте ИГИЛ русские опять начали вплетать и Украину, может говорить о трех вещах. Пропагандисты получили дополнительное финансирование на рубрику «Украина объединяет нацистов и исламистов после поражения ИГИЛ в Сирии», либо у русских спецслужб созрела какая-то глобальная заготовка, где Украина должна предстать в невыгодном свете на международной арене, или работают на упреждение и закрывают свой провал.
Российский след
На связь Чатаева с Россией указывает и то, что появление ИГИЛ в Грузии было проанонсировано именно российскими СМИ ещё полтора года назад. А нынешним летом они проанонсировали его вторично: «боевики ИГИЛ, являющиеся выходцами из Панкисского ущелья (Грузия), граничащего с Чечнёй, и некогда принимавшие самое активное участие в захвате российской части Северного Кавказа в 90-е и начале 2000-х годов, начинают массово возвращаться домой», уже со ссылкой на злодейскую руку ЦРУ- мол, супостат готовит базу для раскачки Кавказа.
По российской версии «в Грузию возвращаются террористы, получившие боевой опыт на Ближнем Востоке», которые способны выступить в роли инструкторов. Чатаев на эту роль подходил идеально. Понятно, что такие анонсы предполагают и предъявление хоть каких-то боевиков, и лучше известных, но мертвых, не способных наболтать чего-то лишнего, выходящего за рамки запущенной версии.
Итак, Чатаев мог прибыть в Тбилиси по приказу российских кураторов, возвращаясь в Россию с Турции через Грузию. И скорее всего уже находился тем определенное время, ожидая коридора домой. Потому что посылать в сравнительно небольшую страну с реальным заданием человека, который мало того, что находится там в розыске, ещё и имеет столь специфическую особенность как отсутствие руки и ноги, по меньшей мере, странно.
При каких угодно добротных протезах это всё равно заметно, к тому же сильно ограничивает мобильность. Остаётся один вариант, правда очень рискованный: россияне послали или выводили Чатаева через Грузию с единственной целью – «без права вернуться домой» и быть убитым там грузинским спецназом. Чтобы, одновременно зачистить ненужного свидетеля, а также использовать возникший шум и информационный фон в своих интересах.
Однозначно, можно сказать, что Москва, выводящая свой –русскоговорящий чеченский ИГИЛ из Сирии, решила использовать его не только в Афганистане и для провокаций в ЕС, а и в других местах, в том числе и в Грузии.
Какую именно комбинацию они разыгрывают? Вариантов несколько, поэтому рассмотрит два, которые просто лежат на поверхности.
Начиная с лета нынешнего года Россия возобновила на «границах» Грузии с Абхазией и Южной Осетией провокации, получившие название «бордеризации».
Суть их в том, что российские оккупанты самодеятельно передвигают проволочные заграждения, стоящие с их стороны, на 200-300 метров вглубь территории, контролируемой грузинами. Масштаб провокаций, с одной стороны, недостаточен, чтобы вывести его на международный уровень, с другой провоцирует Грузию на ответ.
Причём, любой из возможных ответов: и перенос ограждения на место, и устройство собственного заграждения может быть использован россиянами как предлог для открытия огня. А вооруженный конфликт с Грузией, пусть и небольшого масштаба россиянам нужен.
Москва встревожена тем, что Грузия психологически оправилась от войны 2008 года, и хочет нанести ей новый деморализующий удар, породив страхи сближения с ЕС и внутреннюю нестабильность.
Однако, опять-таки, передвижения забора туда-сюда для объяснения начала агрессии маловато. Нужны террористы, которые якобы лезут в Россию из Грузии, ломая пресловутый забор.
Иными словами, несмотря на гибель Чатаева, который, по навязчивому мнению российской пропаганды, «работал» именно на грузинские спецслужбы, может стать, с учетом уже фиксации присутствия бойцов Халифата в Грузии, точкой отсчета для такого обострения, а вернее его легализации.
Также, как вариант, в связи с приближением выборов Путина нельзя исключать, что российские спецслужбы готовят уже отработанные сценарии и уже на территории России руками реальных или мнимых боевиков ИГИЛ, которые-де только что вернулись из Сирии и Ирака.
В это будет легче поверить, если сначала промоют мозги и подготовят фактами и новостями о реальном возвращении боевиков ИГИЛ. Особенно будет удобно, если это будут боевики, например, с Грузии и стран Средней Азии – не будет спросу с ФСБ, потому как боевики сначала вернутся, к примеру, в родные Грузию, Таджикистан и Узбекистан, а уже потом приедут в Россию.
Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Телеграм, страницу «Хвилі» в Facebook