Для большинства экспертов как Беларуси, так и Украины факт вмешательства России в наши двусторонние отношения очевиден, как и вполне очевидно желание РФ затормозить активизацию беларусской дипломатии на Западном направлении.
На фоне целой серии российских провокаций, против украинских журналистов, еврочиновников и западных журналистов во время весенних протестов, заявления министра иностранных дел РФ Лаврова
«Что касается процесса сближения между Беларусью и ЕС, у нас нет никаких аллергий, никаких ощущений ревности. Это естественное стремление любой страны, в том числе Российской Федерации, искать взаимовыгодные связи со всеми своими соседями»…
— звучат достаточно цинично.
Однако, столь бесцеремонное отношение россиян к беларусскому суверенитету не прошло для РФ даром и официальный Минск попытался компенсировать все свои репутационные потери по итогам весенних протестов поддержав антироссийскую резолюцию летней сессии ПА ОБСЕ.
Демарш беларусской дипломатии не остался незамеченным в Кремле. С тем же неумолимым цинизмом Кремль продолжил уничтожение западного вектора Беларуси, лишая Лукашенко любой потенциальной поддержки на Западе.
За последние полгода беларусского «забега в ширину», под громким названием «многовекторная политика», Минск фактически лишил себя хоть какого-то поля для маневра. Щедро розданные весной Западом авансы во время подготовки крупных международных ивентов типа летний сессии ПА ОБСЕ, переговорный процесс с МВФ уже растрачены.
Переговоры с МВФ, как и предполагалось закончились ничем, ведь получение этих денег требует внятной экономической политики, а так деньги в очередной раз без всяких реформаторских и либеральных обязательств взяли у Кремля. Успешное проведение сессии ОБСЕ, не снимает обязательств по соблюдению прав человека и далеко не факт, что на зимней сессии ОБСЕ вопрос снова не появится на повестке дня по итогам осеннего политического сезона. Особенно этому будет способствовать скандал с похищением украинца, информационная кампания по учениям «Запад-2017».
Таким образом, Минск дошел до предела на западном направлении, за которым начинается зона реальных действий по либерализации и демократизации страны, но на которые Лукашенко никогда не пойдет, а следовательно все, что было наработано в первом полугодии будет похоронено.
Прекрасно осознавая абсолютную беспомощность Минска в информационном пространстве, Кремль подставил Минск под очередной репутационный удар, фактически устранившись от информационного сопровождения подготовки учений «Запад-2017».
По итогу развернутой информационной кампании, реакциям и комментариям официального Минска, на Западе складывается устойчивое мнение, что Минск находится под тотальным контролем Кремля. Ведь никто из стран соседей так и не получил внятного ответа на главные вопросы:
Какие механизмы сдерживания россиян, с их агрессивной политикой, от возможных провокаций во время учений, созданы руководством РБ?
Готова ли Беларусь разделить ответственность за возможные провокации РФ в ходе учений?
Какова будет реакция Беларуси если Кремль решит во время учений повторить вторжение на Донбасс или на Юг Украины?
После ситуации с Крымом и действиями РФ на Донбассе словам лидеров в мире уже никто не верит. Ровно с илу этого обстоятельства мантры беларусских военных о мирном и контролируемом характере учений сегодня никого не устраивают. Заявления чиновников НАТО об отсутствии угроз, прозвучали только когда в Балтийское море вошли ВМС США и Британии, а в страны Балтии перебрасываются дополнительные авиа звенья.
Молчание официального Минска по поводу наличия/отсутствия механизмов сдерживания россиян, только укрепляет всех окружающих во мнении, что РБ сегодня уже не способна вести самостоятельную политику.
По сути само проведение учений, на фоне горячей стадии конфликта в Украине, роста военно-политической напряженности в Восточной Европе, создает контрверсийную позицию официального Минска в вопросах региональной безопасности, т.к. противоречит всем публичным заявлениям Президента Лукашенко и позиционированию Беларуси как «донора региональной безопасности». Согласно логике заявлений, для всех очевидно, что Минск как суверенное, ответственное государство мог перенести эти учения во времени или в пространстве, сославшись на социально-политическую обстановку в регионе. Мог снизить уровень конфликтности сценария и ограничить российский контингент немилитарной составляющей (медицина, инженерные подразделения и т.п.). Однако на это никто не пошел, что явно не способствует укреплению доверия к сегодняшним словам и заявлениям официальных лиц РБ.
В силу сложившейся противоречивости позиции официального Минска, большинство западных аналитиков и экспертов транслируют опасность этих учений для независимости Беларуси, а многие уже расцениваю ситуацию как «мягкую оккупацию».
Українцям доведеться платити за в'їзд до Євросоюзу з 1 січня
На водіїв у Польщі чекають суттєві зміни у 2025 році: торкнеться і українців
Банки України посилять контроль: клієнтам доведеться розкрити джерела доходів
Паспорт та ID-картка більше не діють: українцям підказали вихід
Кремлевский интерес.
Умело играя на недостатках информационной компоненты в системе беларусской безопасности, Кремль использует учения «Запад-2017» для:
1. Репозиционирования РБ в Западном политико-стратегическом восприятии как неотъемлимую часть РФ. Сама легенда учений показывает готовность Кремля жестко контролировать транзит власти в РБ и других странах постсоветского пространства, что определит судьбу страны на ближайшее двадцатилетие. Любые попытки вмешательства в этот процесс третьих стран будут просто утоплены в крови.
2. Ограничения внешнеполитических возможностей РБ. Дипломатические усилия РБ локализуются на уровне вопросов внешнеэкономической деятельности и интеграционных процессов в рамках ЕразЭС, а так же для «диалогов», «консультаций», «дискуссий» и прочих разговорных жанров дипломатии РБ на западном направлении. Отсекаются возможности игры беларусов на поле геополитического выбора в краткосрочной и среднесрочной исторической перспективе. Ведь для того что бы поставить такой вопрос необходим соответствующий правовой режим в государстве, а при тотальном контроле тразитных процессов власти в республике Кремлем, формирование такого режима практически не реально.
3. Создания на территории РБ полигона противодействия западным проектам «мягкой силы», с использованием сил, средств и репутации РБ, что минимизирует репутационные риски для Кремля.
Как показывает практика в результате всех провокационных действий РФ против Украины на территории Беларуси, все репутационные издержки несет беларусская сторона.
4. Активизации продвижения нарратива «Союзное государство», который формирует базовую тематическую линию в избирательной кампании Путина строительство «СССР 2.0» на базе регионов компактного проживания русскоязычного населения постсоветского пространства. Победные реляции о фактическое поглощение РБ через проект «Союзного государства» будет основной демонстрацией эффективности использования российской «мягкой силы».
Таким образом, Кремль сегодня пытается использовать остатки беларусской независимости как охотник манок, втягивая западные демократические институты и правительства в «разговорную» дипломатию и проводя мониторинг всех потенциальных проектов «мягкой силы» которые собирается реализовывать Запад для раскола «Союзного государства».
На сегодняшний день единственным маркером оценки степени независимости беларусского режима можно рассматривать:
Способность официального Минска признать и публично артикулировать угрозы вмешательства российских спецслужб во внутренние дела и двусторонние отношения РБ с третьими странами.
При всем уважении к политическому опыту Лукашенко, до этого момента любые провокационные действия против граждан третьих стран на территории РБ как члена «Союзного государства» будут иметь жесткие дипломатические последствия.
Украинский интерес.
Сформировавшаяся на фоне российско-украинского конфликта угроза безопасности Украины со стороны «Союзного государства» пока вынуждает Киев закрывать глаза на провокационные действия против своих граждан на территории РБ и придерживаться примирительной тактики «рынки в обмен на безопасность». Однако, как показывает практика чем тише реакция Киева на провокации тем наглее инциденты.
В этом контексте, последние заявления украинского МИДа о «двойной игре Минска» это естественная реакция на попустительское поведение беларусских чиновников в отношении российских провокаторов. Минск должен понять, что на пути разрушения наших двусторонних отношений для РФ неприемлемых средств и методов не существует.
Динамика провокационных форм, регулярно генерируемые спецслужбами РФ на территории РБ против украинцев, в течении последнего года, показывает эволюцию от безосновательных задержаний и выдворений граждан Украины с территории РБ, пограничных провокаций и провокаций против переговорщиков ТКГ, до реального похищения украинца с территории РБ российскими спецслужбами. Дальнейшее игнорирование Минском российских провокаторов может привести к убийству украинцев и вот тогда уже точно никакие заверения не спасут нас от «обострений беларусско-украинских отношений» и краха всех дипломатических усилий Лукашенко по сохранению дружеских отношений с Украиной.
Резкие высказывания украинского МИДа должны показать беларусской стороне, что дальнейшее игнорирование Киевом не дружественного отношения к гражданам Украины на территории РБ недопустимо и несет слишком значительные репутационные потери для Порошенко. Тотальная зависимость нашей политической системы от состояния «общественного мнения» украинцев, уже требует более активных реакций на ситуации с нашими гражданами в РБ. В противном случае будет включена беспощадная машина «народной дипломатии», способная похоронить Порошенко под обломками украинско-беларусской «дружбы народов».
Другим важным моментом который должны учитывать в Минске сегодня, является существование двух противоположных точек зрения в экспертной среде на ближайшее будущее наших двусторонних отношений.
Многие эксперты считают, что Украине не стоит сегодня терять союзника и усложнять ситуацию на северных границах. Замораживание отношений Киева и Минска, значительно сужает поле для маневров Лукашенко и толкает в объятия Путина.
Однако число сторонников этой тактики стремительно падает на фоне ежемесячных скандалов и упорного молчания Минска. Ведь контр аргументов для своих коллег сторонников радикальных решений Минск им не дает, а перспектива усиления экономического давления на агрессора за счет беларусского экономического кризиса выглядит весьма заманчиво.
В этой ситуации для Украины есть несколько выгодных моментов:
1. Снижение активности РБ на Западном направлении и переход Минска на «Темную сторону», активизирует ее взаимодействие с РФ, что неизбежно приведет к возобновлению санкционного режима в отношении Минска со стороны наших Западных партнеров. Следовательно увеличится нагрузка и на обремененную войной и санкциями экономику РФ. Кремлю придется взять финансовую ответственность за геополитический выбор Минска и повесить себе на шею камень весом в 9,5 млн. беларусов.
2. С другой стороны, санкционный режим спровоцирует кристализацию беларусского общества и окончательно сформирует группу «внутренних эммигрантов». В итоге произойдет раскол беларусов на условных «Вейшнорийцев» активных, молодых людей осознающих свои цели представителей нового поколения и прокремлевских «заПутинцев» пассивных патерналистов, прожигателей жизни требующих от сильной власти «хлеба и зрелищ». «Вейшнорийцы» составят костяк сопротивления российской оккупации и станут основой социальной базы для формирования контр-элиты. По сути в течении 2-3х лет за широкой Бацькиной спиной этот процесс приобретет необратимый характер и нам еще посчастливится увидеть очередное рождение свободной Беларуси.
3. Оставшиеся одни на один в санкционной клетке, два альфа-самца (Лукашенко и Путин) неизбежно сойдутся в битве за власть, что снова же приведет к радикализации беларусов и отторжению тканей у Евразийского Франкенштейна. В ходе этой битвы титанов россияне покажут свое истинное лицо, что даст для международного сообщества еще больше понимания всей порочной сути российской экспансии и снова же повод для усиления санкций.
Таким образом, жертвование сегодняшними отношениями с Минском, мы лишь ускорим внутренние процессы социальной модернизации в соседней республике и создадим еще одну большую головную боль для Кремля.
В сухом остатке.
Беларусь подходит к своему моменту истины когда свой геополитический выбор сделает не правительство, а граждане.
Сегодня Украина и наши Западные партнеры прекрасно осознают, что степень интеграции, сотрудничества и взаимодействия силовиков РБ и РФ в рамках «Союзного государства» гораздо выше, чем нам видится со слов Лукашенко. В этом взаимодействии и сотрудничестве интересам Украины и наших Западных партнеров места точно нет.
На этом фоне любые устные гарантии в сфере безопасности со стороны Лукашенко и официального Минска, не подкрепленные реальными действиями более чем условны и несут существенные репутационные угрозы для раскачки внутренней ситуации у нас.
Отсутствие гарантий безопасности и соблюдения законных прав украинских граждан на территории РБ, ставит под сомнение способность официального Минска дальше исполнять роль нейтральной переговорной площадки. Громкие дипломатические скандалы между Киевом и Минском, делают все заманчивее предложения Нурсултана Назарбаева о готовности Астаны предоставить все необходимые условия для организации переговорного процесса.