До ситуации с секретарем городского совета Днепра Вячеславом Мишаловым многие украинцы особо не интересовались темой Днепра (ЖКХ, тендеры, политика в городе) – это было какое-то параллельное измерение. Информация о городе у большинства была на уровне – «в Днепре остановили «титушек» и «регионалов», горели автобусы плохих парней, а крепкая команда одного украинского олигарха удержала город и область в тяжелое время для Украины». Потом, уже после мэрских выборов, пошли знаменитые факапы с коррупционными скандалами и хлебными местами, помощницами и по совместительству председателями городской организации «Оппозиционного блока», тендеры на информационную поддержку для горсовета и мэрии фирмами Мишалова, освоение этими же фирмами нескольких десятков миллионов бюджетных денег на проведение интернета в школы города (при изначальном наличии в этих школах и локальной сети, и интернета), широко известный экс-глава днепропетровского «Беркута» Ткаченко, который на Майдане со своими орлами разгонял людей, а теперь, по словам Филатова, с этими же орлами будет помогать строить ему мэрскую вертикаль в городе.

На волне всех этих скандалов народ с размаху окунулся в волшебный мир Днепра. Города, где на смерть борются с регионалами, беря их на работу в мэрию на самые высокие посты, и отчаянно сражаются с коррупцией, распиливая 200 миллионов гривен на ремонте моста (опять же по странному стечению обстоятельств – через фирмы Мишалова и его папы).

При этом при всем пиарщики городской власти и Бориса Альбертовича не спят, неустанно сообщаю городу и стране о новых успехах градоначальника, а также о стремительном росте его популярности. Вот на днях эти же пиарщики устроили своему шефу очередной сеанс уличной магии, опубликовав занимательные цифры под заголовком «Филатов — самый популярный украинский мэр в Фейсбуке».

В принципе, нет никаких причин и смысла спорить с этими данными. И, тем более, нет никакого желания прерывать сеанс самогипноза Бориса Альбертовича. Однако, чтобы подтвердить, или опровергнуть свежую мысль о самом популярном в социальных сетях мэре, достаточно просто бегло просмотреть свежие исследования общественного мнения в самом Днепре (время от времени их проводят социологические службы среди горожан).

Итак, рейтинг поддержки Филатова в Днепре, если верить даже его штатным пиарщикам и социологам, пляшет у отметки примерно в 25%. Очевидно, что примерно треть из этих избирателей (в районе 7-8%) — это «ядро», люди, которые проголосуют за Филатова при любых условиях и обстоятельствах. Связанные интересами, совместными проектами, или попросту фанаты. Хоть камни с неба. Остальные – сторонники по ситуации в период между выборами, которые просто не любят его оппонентов, так что кушать не могут.

Обстановка, кстати, действительно такова, что Филатову сегодня просто нет никакой внятной альтернативы в Днепре. Это правда. А вот сколько из этих избирателей останутся под знаменами Бориса Альбертовича, если у него появится достойный соперник – вопрос открытый. Похоже, что всё зависит от того, что будет происходить с «заколдованным треугольником» Филатов-Вилкул-Краснов. Прошедшие несколько лет четко доказали, что главным заинтересованным лицом и получателем бонусов от такой конфигурации является никто иной, как сам Филатов. И именно он должен максимально работать над сохранением этой «особой тройки». А также – не допускать появления новых «сторон» в треугольнике. Особенно – на условном патриотическом и демократическом «фронте».

Также из цифр, которые доводилось видеть ранее, оказывается, что вечное дерби «Филатов-Вилкул» поднимает рейтинг обоих до 40 % если отбросить всех остальных претендентов на мэрский пост. В случае виртуального второго тура Филатов сохраняет более высокие шансы на победу в противостоянии с Вилкулом. Однако происходит это просто потому, что избиратели руководствуются ненавистью. Одни – к Филатову, другие – наоборот готовы голосовать против Вилкула из-за его принадлежности к «Оппозиционному блоку», и таковых на сегодня в Днепре банально немного больше.

Но самое скверное для Бориса Альбертовича то, что даже те цифры, которые ему сегодня показывает социология, даже при сохранении идеальной для него конфигурации «Филатов-Вилкул-Краснов» — это его «потолок», выше которого он «прыгнуть» уже не сможет никогда. И если заглянуть в другие цифры (которые социологи и пиарщики Филатова никогда людям не покажут), то в них можно четко увидеть тенденции, которые должны здорово напрячь аналитиков мэра Днепра. Потому, что именно эти цифры могут быть «звоночками» реальных проблем для Филатова в самом обозримом будущем.

Итак, большинство (60,3%) опрошенных жителей Днепра «внезапно» считают высоким и скорее высоким уровень коррумпированности мэра Бориса Филатова. В частности, об этом утверждают данные Агентства социальных исследований, вышедшие в открытый доступ на прошлой неделе. При этом, 58,2% опрошенных считают, что Борис Филатов лично замешан в коррупционных схемах, процветающих в городе. Есть мнение, что эти 60% избирателей, так «лестно» отзывающиеся о своем мэре, могут быть потеряны для Филатова практически навсегда. И единственная для Бориса Альбертовича пока положительная новость заключается лишь в том, что ни один из его соперников сегодня не способен сформулировать этим избирателям внятную повестку. Хотя не трудно догадаться, что так будет не всегда.

 

О чем говорят эти экстремально высокие показатели? Прежде всего о том, что люди не слепые и прекрасно видят: а) коррупционную возню вокруг секретаря городского совета, которого обвинила в коррупции даже родная партия «Самопомощь»; б) аресты чиновников мэрии и другие крупные скандалы с тендерами; в) обвинения со стороны народных депутатов в адрес городской власти и Филатова лично; г) раскуроченный Центральный мост, на капремонт которого фирмам Мишалова уже было выделено 178 миллионов гривен, а теперь они просят еще 70 из горбюджета; д) кадровую политику мэра, которую иначе как трудоустройством вчерашних «регионалов», на которых пробы негде ставить, и не назовешь. И многое, многое другое.

Вообще, на сегодня повестка борьбы с коррупцией – одна из ключевых не только в Днепре, но и в Украине в целом. На фоне непрекращающихся скандалов на центральном уровне, антикоррупционной кампании генпрокурора Луценко, активной работы в этом направлении СМИ и гражданских активистов, эта тенденция оказывает жесткое давление и на руководство в регионах. Не стоит забывать, что страна живет в условиях войны, а поэтому запредельная коррупция чиновников имеет в первую очередь даже не правовой аспект, а в первую очередь нравственный и моральный.

Авторитарный стиль управления, который взял на вооружение Филатов в Днепре, делает его крайне уязвимым под шквалом подобных обвинений. Даже если предположить, что сам мэр, будучи юристом, грамотно подчищает за собой и своими ближайшими соратниками любой возможный компромат и «хвосты», то сделать это идеально в колоссальном городском хозяйстве, с его миллиардными бюджетами, просто невозможно. Поэтому иногда случается халепа, когда Нацполиция, или Генеральная прокуратура вручают подозрения и принимают то очередного депутата горсовета Днепра из «профилатовского» большинства, то руководителя очередного «хлебного» департамента, то расследуют мутные схемы хищений и коррупции в городском ЖКХ или, например, в лифтовом хозяйстве города. Особо подчеркну – города, за полторы сотен километров от которого разрываются снаряды и ежедневно гибнут наши ребята.

Популярні новини зараз

Le Monde розкрила секретні переговори щодо європейської військової місії в Україні

Від 33 гривень: АЗС опублікували нові ціни на бензин, дизель та автогаз

Залужний сказав, коли Росія вдарить із новою силою

АЗС знизили ціни на бензин та дизель на початку тижня: автогаз продовжив дорожчати

Показати ще

Все эти вроде бы хаотичные эпизоды постепенно сплетаются в единую картину, в которой выглядеть хорошим мэром при плохих чиновниках «на хлебных местах» с каждым месяцем становится всё труднее. Опять же, процессы в Украине за последние годы просто технически стали реально на порядок прозрачнее, чем были во времена бурной «экономической молодости» знаменитого дуэта Корбан/Филатов, а как говорят немцы: старых собак не научишь новым фокусам.

Дело даже не в системе «Prozorro». Дело во времени. Каждый чиновник в цифровую эпоху – как на ладони. Система управления на уровне любого города-милионника давно превратилась в шоу «За стеклом». Десятки общественных инициатив, СМИ, интернет, социальные сети, не говоря уже о НАБУ, ГПУ, САП и других жутких аббревиатурах, которые то и дело навязчиво лезут своими руками в личное и административное пространство чиновников, скрупулезно считают расходы, сверяют цифры в похожих тендерах, жестко требуют деклараций. Попытки скрыться от пристального взгляда «Большого Брата» только ужесточают подозрения и провоцируют дополнительное внимание. Ничего личного – просто веянье времени.

Стоит ли удивляться, что 57,2% жителей Днепра также заявили, что уровень коррупции в Днепре за последний год вырос. Если вспомнить цифры выше, то главный ответственный за ситуацию в городе также постепенно начинает проявляться из тумана. Кто же это у нас такой?

Речь, кстати, идет непосредственно о последнем периоде (конкретно годе), а значит для Филатова наступает своего рода кризис, когда точка на шкале времени, до которой многие проблемы еще можно было с натяжкой списать на коллапс управления времен прошлого мэра Ивана Куличенко или коррупцию злобных и коварных «регионалов», уже пройдена.

А дальше болезненная тема коррупции в его родном городе начинает напрямую касаться уже самого Бориса Альбертовича, который в восприятии среднего избирателя рулит городом уже достаточно длительное время. Эффективность дежурных отмазок про «два года не срок, а жизненный урок» или «папередников» на фоне мощного антикоррупционного давления в Украине и Днепре, достаточно резко падает.

Казалось бы, единственный разумный вариант выхода из цейтнота – самому возглавить борьбу с коррупцией. Без шуток. Но делать это нужно было с самого начала. Сегодня, когда вся конструкция власти Филатова держится лишь на том, что происходит распределение коррупционных бонусов и вкусных тендеров между несколькими кланами в городе, а они в обмен на это дают возможность Борису Альбертовичу играть в социальных сетях в РПГ-игру «сильный мэр», возглавить любую реальную антикоррупционную кампанию уже попросту не получится. Даже если ты своими собственными руками выкинешь на мороз двух достаточно близких к тебе чиновников (а в реале спешно выведешь их за скобки на фоне недавних арестов верных членов команды вроде Александра Каховского), то в «прозрачном мире» сразу же найдутся персонажи, которые объяснят людям, что ты на самом деле делаешь и каковы твои реальные мотивы.

Поэтому прогноз №1 для Днепра – антикоррупционная (она же вскоре «антифилатовская») повестка будет только набирать обороты. Людям интересны события и в своем городе, а не только «казни» далеких столичных коррупционеров. Отчасти это будет происходить из-за высокой гражданской активности самих жителей Днепра. Да и уж слишком на сегодня зашкаливает мотивация местных патриотов и активистов, поддержавших в 2015 году Филатова в борьбе за вожделенное кресло мэра, а сегодня публично признанных им «козлами, которые мешают жить» (с). Политическая конкуренция также никуда не делась, а лишь обостряется со временем. Оппоненты, которых у Филатова накопилось немало, будут атаковать мэра Днепра в самое уязвимое место, которое ни прикрыть, ни защитить он в обозримом будущем не в состоянии. Иначе зачем его столь активно продвигали в кресло его политические патроны?

Поэтому прогноз №2 – даже в идеально прозрачном цифровом мире команда Филатова не изменит своим привычным подходам к освоению средств городского бюджета. На фоне роста давления терять им нечего, нужно успеть освоить объемы. Правда, система власти в Днепре ещё окончательно не отторгла и не переварила всех людей, пришедших изменить город к лучшему, но процесс замены реформаторов на все более одиозных и управляемых перцев, включая бывших регионалов и офицеров Беркута, практически завершается.

Ну и конечно не стоит забывать, что главная угроза, нависшая над Филатовым – она ведь не только электоральная. Ведь в последние месяцы начинают протекать крыши даже у фигур, чьё положение казалось гораздо более «неприкасаемым», чем у мэра Днепра, находящегося на виду у всей Украины и управляющего впечатляющим годовым бюджетом более чем в 10 млрд. гривен.

В новой прозрачной реальности все тяжелее оставаться полностью невидимым и «неприкосновенным». Связи на местном уровне уже давненько не решают все, а связи «на самом верху» (которые у Филатова также по вполне очевидным причинам во внутренней политике не идеальны), и подавно не способны дать никаких железобетонных гарантий на фоне происходящего и под куполом Рады, и в руководстве Государственной фискальной службы, и много где еще. Малейшая инициатива следователей Нацполиции, НАБУ или Генпрокуратуры (а то и всех вместе) способна превратить вертикаль Филатова в неожиданную горизонталь. Если же опять же обратиться к социологическим данным, то 60% жителей Днепра, как минимум, не удивятся такому развитию событий с «самым популярным мэром Украины в Фейсбуке», когда центральные каналы заявят о старте беспрецедентной антикоррупционной кампании на местах.

И, судя по настроениям общества в регионах, запрос на нее сформировался уже очень и очень давно.

А мы поживем и увидим, какая из нас баба Ванга.