Вчера глава фракции «Самопомочи» Олег Березюк объявил голодовку в знак протеста против «мусорной блокады» Львова. Это акция отчаяния, поскольку «Самопомощь» похоже вошла в глубокое пике. Для партии получившей третий результат на выборах в 2014 году, 4% по последним данным группы «Рейтинг» это как мигающая красная лампочка на панели приборов. «Самопомощь» полностью провалила работу в парламенте. Фактически, фракция распалась на три микро-группы, одна из которых ориентирована на Садового, вторая – на Банковую, а третья – на Коломойского. Президентские амбиции и персональный рейтинг Садового погребены под тоннами львовского мусора и решения мусорного коллапса нет. Блокадные устремления однопартийцев (Семенченко и Войцицкой) уничтожают остатки былой лояльности партийного электорального ядра – среднего класса.
Мусорная проблема является хронической для Львова. На лозунгах ее цивилизованного решения Садовой в свое время избирался мэром города. У Садового было 10 лет на решение этой проблемы и была благоприятная ситуация, когда под Евро -2012 в город зашли приличные деньги и попутно можно было решить и мусорную проблему.
Впрочем и в последние три года у «Самопомощи» была возможность сдвинуть вопрос с мертвой точки и заодно использовать тему мусора для роста рейтинга – в Украине действительно существует проблема привлечения инвестиций в строительство мусороперерабатывающих предприятий. Для того чтобы переработка отходов в топливо была экономически целесообразной, НКРЭКУ должно принять тариф на переработку. Но сделать этого не может из-за юридической коллизии – по закону регулятор назначает тарифы только для лицензиатов, а переработка мусора не попадает в перечень лицензионных видов деятельности. т.е. это изначально был естественный фронт активностей для депутатов «Самопомощи» — добиться изменений в несовершенные законы. Но увлекшись общеполитической повесткой, эта проблема была ими проигнорирована, завод построен не был и случилось то, к чему Львов шел многие годы — мусорная трагедия.
Стратегия реакции львовского руководства на проблему ошибочна. Вместо поиска конструктивного выхода из ситуации, «Самопомощь» уходит во все более ожесточенное противостояние с центральной властью. При этом скатываясь в позицию местечкового галицкого сепаратизма.
Сам термин «мусорная блокада», который активно тиражируется представителями партии, носит выраженную милитаристскую семантику. Зимняя блокада железнодорожного сообщения с неконтролируемыми территориями лишь закрепила новый разворот в позиционировании партии, которая из либерального общестранового проекта «про европейское будущее», стала превращаться в радикальную силу, ориентированную на популистские акции прямого действия. И действия эти рассчитаны уже не средний класс городов-миллионников, а на праворадикального избирателя Галичины.
В смене парадигмы есть и коммерческий аспект. Секретом Полишинеля является связь Семенченко и Коломойского. В свое время, когда принимался крайне неприятный для олигарха закон, снижающий кворум для собраний акционеров в акционерных обществах с 60 до 50% (де-факто приведший к потере Коломойским многолетнего контроля «Укрнафтой»), Семенченко проигнорировал заседание ВР. Однако до последнего о связи представителей партии с Коломойским можно было говорить основываясь лишь на косвенных признаках. Теперь же все стало на свои места – воспользовавшись политической фрустрацией партийного руководства, «квота Коломойского» развернула партийные флаги на борьбу за промышленные активы на западе Украины.
Можно долго спорить по поводу того был ли первый этап блокады интересом Коломойского. Существует версия, согласно которой Игорь Коломойский планировал использовать блокаду для торга с Петром Порошенко по поводу кредитов и залогового имущества Приватбанка. В пользу этой версии свидетельствует тот факт, что первая анонсирующая пресс-конференция блокадников и национализация «Приватбанка» состоялись в один день – 18 декабря 2016 года. Но схема рухнула, когда блокаду перехватили сепаратисты ЛДНР и национализировали украинские предприятия в ОРДЛО. Дальше торговаться было уже не о чем – РНБО ввел полный запрет на передвижение товаров предприятий, попавших в результате блокады под контроль боевиков. Но то что «второй этап блокады» заточен под бизнес-интерес Коломойского совершенно очевидно.
Похоже, запутавшись в блокадах, «Самопомощь» стала еще и инструментом в ушлых руках олигарха-игрока и пошла по пути вынужденной смены позиционирования и электорального ядра. А это, увы, как износившиеся кроссовки не сменишь. Проблема в том, что олигарх поматросит и бросит, а освободившая уникальную и перспективную нишу «партии европейской надежды» Самопомощь на выборах будет рубиться со «Свободой» и другими правыми за малочисленного праворадикального избирателя. Свято место пусто не бывает. Избиратель же «Самопомощи» будет искать те политические проекты, которые удовлетворят запрос на обновление, будут восприниматься как реальная альтернатива популистам, но не настолько агрессивно-декларативная, как праворадикалы...