На третий год войны президент Порошенко подписал чрезвычайно важный закон, который необходимо было принять и подписать уже давно – закон о военных СМИ в период боевых действий.
Данным нормативным актом устанавливается порядок создания, деятельности, финансирования «военных» средств массовой информации в зоне боевых действий, а так же их реорганизацию по наступлению мирного периода.
Почему закон важен
Украина проиграла начальный этап информационной войны в восточных регионах, особенно вдоль линии соприкосновения в зоне АТО, в 2014-15 годах. Сегодня ситуация, увы, немногим лучше: местное население в значительном числе районов Донецкой и Луганской области (даже находящихся под контролем Украины) находится фактически во вражеском информационном поле.
Простое распространение сигнала общенациональных телеканалов, привоз газет, журналов, не решают проблему, поскольку:
- украинские СМИ зачастую воспринимаются источниками информации, не заслуживающими доверия;
- освещение местных событий находится на таком уровне, что слово «неудовлетворительный» будет большим комплиментом. На национальных телеканалах 90% новостей из Донецкой и Луганской областей — сводки с фронта (которые по оперативности и «красочности» проигрывают сюжетам сепаратистских или российских СМИ). Информации о местной жизни, о том что делается для улучшения её качества на местах национальные медиа практически не дают;
- фактор вражеской пропаганды, которая использует множество каналов (от СМИ до интернет сетей и обычных слухов) требует быстрой и адекватной реакции на информационном поле;
- такие информационные посылы должны учитывать интересы силовиков, военно-гражданской администрации, что «гражданские» СМИ, работающие в отрыве от людей в погонах обеспечить не могут.
Ставка исключительно на гражданские СМИ в информационной войне в зоне боевых действий губительна ещё по одной причине – специфике украинской политики. Дать политическую рекламу, несколько исказить информацию для достижения своих целей при минимальной конкуренции на информационном поле в регионе является слишком большим искушением. К слову, ему начали поддаваться ещё в 2014: вспомним «Рух Опору» Тимошенко, грозные «батальоны Ляшко» и другие не менее забавные образчики попыток сделать политический пиар на войне.
С другой стороны издание СМИ для местного населения армией, силовиками — привычная практика, вошедшая в учебники НАТО по информационным операциям. Например, во всех регионах где появлялись подразделения американской армии, контролирующие территорию на которой проживают хотя бы 10 тысяч мирных жителей, следом за армейцами появлялись военные журналисты, создающие два продукта:
- СМИ для местного населения, цель которых в создании положительного имиджа американских военных и предотвращать попытки противника негативно настроить жителей территории;
- СМИ для самих военных, призванные поддерживать боевой дух и оперативно реагировать на попытки проведения информационных операций противником.
То же самое практикует Французский иностранный легион, британские и австралийские подразделения и многие другие.
Финансирование таких изданий, телеканалов, радиостанций идёт из военного бюджета. Это позволяет обеспечить финансовую устойчивость средств массовой информации и создавать продукт который необходим, исходя из планов ведения боевых действий (проведения миротворческих или полицейских операций).
Что будет в Украине
Подписанные президентом Порошенко изменения в законодательство дают право Министерству Обороны создавать СМИ, в редакционную коллегию которого входят представители министерства по делам временно оккупированных территорий, пресс-офицеры МО, штаба АТО и так далее.
Финансирование подобных СМИ осуществляется министерством обороны. Реклама политических партий, движений напрямую запрещается.
Украина находится в состоянии войны, которую не зря называют «гибридной» – информация в ней едва ли не важнее потенциала силовых структур. Украина и так опоздала на три года с созданием (или, точнее, обеспечение деятельности на уровне законодательства) своего информационного оружия в зоне АТО. Президент исправил ошибки — это правильно, за это можно сказать спасибо.
"Велика угода": Трамп зустрінеться з Путіним, у США розкрили цілі
Маск назвав Шольца "некомпетентним дурнем" після теракту у Німеччині
Паспорт та ID-картка більше не діють: українцям підказали вихід
Це найдурніша річ: Трамп висловився про війну та підтримку України
Пока закон прошёл незамеченным, но с расширением тиражей таких газет, число украинских и иностранных критиков его норм будет расти. Практика информационного оружия не понравится журналистам, рассуждающим на семинарах про журналистскую этику, представление информации с разных сторон. Такие издания, естественно, не понравятся как зрадофилам так и любителям поездить на передок в компании коллег из-за поребрика. И уж тем более, чем ближе к выборам, тем активнее будет критика военных газет со стороны наших любимых политиков. Не понравится любителям джинсы. Все эти группы будут активно работать с «европейскими союзниками» Украины ради фраз о «недемократичности» утверждённой Законом практики.
Но, на такие аргументы есть только один ответ: современная война ведётся и в информационном поле, а значит стране необходимо информационное оружие. На сферу гражданских СМИ никто не претендует, но джинса, стремление сделать «горячий» материал, неразборчивость в связях, а, иногда, просто тупость некоторых журналистов, неприемлемы в зоне конфликта. На линии фронта работает оружие: в руках солдат, в редакции газеты.
Да, это пропаганда, это хардкор. И это, извините, нормальная практика для современных войн. А Украина воюет.
_________________
Текст заказной? Ага! Заказчиками могут считать себя все, сказавшие спасибо автору лайком, словом либо копейкой. Благодарности радуюсь, деньги делю на три части, которые идут:
1. мне на пиво
1. пересылаются одному из отрядов спецназа ВМС Украины
2. на подарки или угощения детям из Ворзельского детского дома.
Реквизиты:
Карточка привата: 5168 7423 0834 3288
Вебмани: U247333217329 или Z293974971904