В целом революция, как революция. В годы быстрого роста, воспоследовавшего после отмены санкций, выторгованной Каддафи, сформировался заметный слой буржуазии, как бы не сдерживал Каддафи ее развитие, и процесс пошел, как дедушка Хантингтон прописал (+демография, + образование, + Сеть, + замшелость Каддафи/Мубарака/бен Али и др.). А причин для неудовольствия и поводов для вспышек была масса, к импорту революции страна была готова – и запрет розничной торговли сыграл, думаю, не меньшую роль, чем брутальный характер ливийского лидера.
{advert=1}
Есть и отличия от предыдущих «кейсов»:
0. Ливия — довольно закрытая страна и поэтому извне представлялось, что она достаточно монолитна. Оказалось, нет — в этом и сюрприз.
1. Коррупция была при Каддафи низкой, потому что весь баблос контролировал он лично, сам распределяя среди держиморд. И держиморд было много. Они вместе с Каддафи столько понатворили за многие годы, что лучше уж умереть с автоматом в руках, учитывая тамошние верования о попадании воюющих самоубийц безо всякой пересадки прямо в объятия прекрасных гурий, к тому же.
2. Ожесточенность сопротивления связана с 1 и личной харизмой (в данном случае острым психозом) Муаммара, а также неплохой военной машиной, не зря он на нее деньги тратил. Можно себе представить, что было бы с регионом, получи он когда-нибудь ядерное оружие.
Информационная атака против Каддафи была блестящей. Так, расстреливал он из пулеметов демонстрантов, или нет, но:
когда, по сообщениям доброго катарского телеканала «Аль-Джазира» известный мусульманский проповедник шейх Юсеф аль-Кардауи призвал армию убить Каддафи: «он пролил кровь своего народа, палач», пламя затрещало.
Потом сбор толпы (= потеря страха). И переход части армии на сторону бунтовщиков — ключевой момент и самый трагический, если речь о количестве будущих жертв. Теперь уже только война.
Теперь смотрите:
Сначала глава МВД Ливии генерал армии Абдель Фаттах Юнес порвал с Каддафи и призвал армию переходить на сторону протестующих. Как следствие этого, ливийская правительственная авиация нанесла удар по мятежной военной базе в Бенгази. 22 февраля мятежники распространили свою власть на город Тобрук, благодаря тому что генерал-майор Сулейман Мухаммад, командующий войсками в Тобруке, с верными ему войсками перешёл на сторону оппозиции
Как видим, пока никакого внешнего вмешательства, кроме идущей на заднем плане обычной политики акционеров Сетей и Гугла, и их спутника Mitsubishi на сторону Каддафи они при всем желании не смогли бы встать:)
У Міносвіти звернулися до студентів та викладачів щодо відстрочок від мобілізації
Неприємний "сюрприз" у платіжках за доставку газу: українці мають платити навіть без споживання, інакше – суд
Українцям додадуть 2300 гривень до пенсії: хто може розраховувати на доплату
В Україні спростили процедуру отримання та продовження відстрочки від мобілізації
Так что, оборванцы и разбойники, эти мятежники, да? Не думаю. Например, спецпредставитель президента России в Африке Михаил Маргелов после переговоров с представителями оппозиции заявил, что «это серьезные и ответственные люди, которые являются бесспорными лидерами. Эти люди не высказывают экстремистских идей, они заинтересованы в стабильном развитии Ливии как единого и целостного государства»
Тут отвлекусь, чтобы кое-что прояснить:
…вы слышали когда-нибудь группу О-zon молдавскую? В июне-сентябре 2004 года она взорвала хит-парады Европы песней своей «Любовь под липами» на румынском языке (многие долго думали, что это румынская группа). Там такая повторяющаяся строчка была «нума нума ей»🙂 Простая лирическая песенка такая, но клип и композиция были сделаны так, что казалось — это сделано в лучших домах Европы или США, а не в маленькой бедной Молдове, и этот универсализм кое-что повернул в головах европейцев, они начали разворачиваться на восток. Этот ритм несет в себе вирус свободы, понятный целому поколению. И —
непонятный предыдущим поколениям.
Перед началом нынешнего молдавского политпата Дан Балан — автор этой песни, и продюсер О-zon (давно распавшейся), уезжавший в США и без толку там проживший, вернулся в Молдову и популярностью уступал только Владу Филату. В 2009 он снова прогремел совершенно аполитичной Chica Bomb, танцполы всего мира упали на колени.
Думаю, вы в недоумении. Какое это все отношениет имеет к Ливии-то? Может, мировые заговорщики кодируют в мелодиях мессиджи 99-го кадра и с помощью гипнотических лучей стробоскопа контролируют массы, заставляя их брать кредиты в валюте? Это было бы вполне в духе взглядов, господствующих на украинских и российских форумах, конечно.
Видите ли, ливийцы такие же люди, как и все прочие. Думаю, вы согласитесь, решения Нюрнбергского трибунала вы, конечно, разделяете.
И туркмены тоже люди. И узбеки, к примеру. Да-да, представьте себе. Поэтому, как только появится малейшая возможность, пробежит трещина в монолите, находящемся на их горбах и трактующем их как скот, которому взамен свободы оплачивают коммунальные услуги — этот треснутый монолит будет неминуемо свален на грешную землю и запинан ногами до полного уничтожения. За свое унижение будут ему мстить, и желая жить как нормальные люди. Всяческие разочарования впоследствии неизбежны, но все имеет свою цену, и свобода дороже самого тяжелого золотого ошейника.
{advert=2}
Потому что человек создан по образу и подобию Бога, а дьявол — это обезьяна Господа Бога. Именно такими, перевернутыми с ног на голову, противоестественными по отношению к человеческой природе являются тоталитарные режимы. Крах таких режимов, как ливийский, где во главе стоит маниак, всегда болезненный, приводит к масштабным разрушениям и жертвам.
Чем дольше такой режим угнетает дух свободы, тем разрушительнее будет финал, дух этот вырвется из заточения и в облике грозного джинна разнесет все вокруг, потому что победа добра над злом неизбежна:) добро побеждает зло и пытает его горячим утюгом.
Вот что случилось в Ливии.
Теперь что до иностранного вмешательства.
В Баку в 2007 году мне посчастливилось познакомиться с очаровательной девушкой по имени Риим Магриби, издававшей арабские журналы в Лондоне, журналисткой и общественным деятелем.
Рим Магриби
Ее отец, экс-премьер Ливии Махмуд Сулейман аль-Магриби в 1975 году бежал из Ливии с другими мятежниками против Каддафи в Египет, потом в Палестину и в Британию.
Никак не могу ее раскрутить на интервью по этим событиям — видно, не зря.
Сегодня Риим Магриби – выпускающий редактор англоязычной версии сайта Ливия-ТВ, спутникового канала, вещающего из (сюрприз!сюрприз!) Дохи, столицы Катара.
Уверен, многочисленная, небедная и влиятельная эмиграция принимала самое непосредственное участие в оказании давления на западные государства в вопросе вмешательства в ливийские события. А г-жа Магриби дружит, например, с лордом Ахмедом (Назиром Ахметом), первым мусульманином в палате лордов, фактическим лидером мусульман Британии и видным представителем «евроислама».
Барон Ахмед, член палаты лордов от Ротерхэма, лейборист
Были ли в Лондоне масштабные протесты против интервенции в Ливию? Нет, демонстрации были «за».
Ну и хватит откровенничать, да? Следующий Бильдерберг соберется в Крыжополе Винницкой области, там все и узнаете.
А интервенцию начала Британия.
1 марта в Киренаике высадились бойцы британского элитного подразделения SAS.
Как известно, 6 марта правительственным войскам удалось перехватить инициативу и начать контрнаступление на восточном фронте. Первой их победой стал захват города Бин-Джавад. Через два дня 8 марта ливийская армия атаковала крупный нефтеперерабатывающий центр Рас-Лануф. Бои за город продолжались 4 дня, и к 11 марта город был взят правительственными войсками. На следующий день 12 марта, развивая наступление, правительственные войска выбили мятежников из Бреги. К 15 марта лоялисты добрались до Адждабии, а 17 марта бои завязались на окраинах Бенгази — оплота мятежников. Победы ливийской армии над мятежниками были достигнуты за счёт использования танков и авиации. И тут захват Бенгази был сорван в последний момент (Резолюцией СБ ООН 1973 от 17 марта), разрешающей применение силы в Ливии.
А почему же Совбез не стал защищать Каддафи, никто даже не предложил этого, а дипломаты стали бежать от него?
На первый вопрос отвечает житель Триполи известному корреспонденту газеты «Индепендент» Дэвиду Макинтайру: «Нужно быть психом, чтобы понимать Каддафи – потому что он полный псих…»
http://www.inosmi.ru/africa/20110404/168066540.html
Захват Бенгази был сорван в последний момент (Резолюцией СБ ООН 1973 от 17 марта), разрешающей применение силы в Ливии (исключая наземное).
19 марта 2011 год: 18.45 (UTC+2) Самолёты французских ВВС, взлетев с авиабазы в Сен-Дизье, нанесли первый удар по ливийской военной технике в окрестностях Бенгази. Сообщается о четырёх уничтоженных танках.
Ну а дальше война, как война. НАТО на стороне восставших, на стороне каддафистов — практически никого, кроме фриков.
На последнем этапе также была оказана существенная помощь со стороны США и их союзников:
«Какие силы организовывали и выполняли эту операцию точно не известно, однако эксперты отмечают большую роль США, Великобритании и Франции в поддержке с воздуха и спецназовцев из Катара и ОАЭ в наземных силах».
Теперь вот остались очаги сопротивления, да ищут старого жестокого психа, уважать которого можно за храбрость воина, но…
Итак, зачем это первому миру, столь солидарному в этот раз, интересы диаспоры уже упоминались. Другие мотивы:
— устойчивое развитие, то есть нулевой рост, интересы финансистов — экономических некрофилов, (полномасштабное раскрытие Ливии, вливание ее спроса в мировое потребление) это ясно. Улучшение условий торговли ресурсами — возможно.
— политическая реконструкция региона, подрыв ислама, это давно обещалось сделать, просто Буш-мл и его люди были бездарны:)
— усиление роли ЕС, особенно Франции, при Саркози быстро вливающейся в американо-британский стратегический компонент глобосферы.
— лечение болезни упадка доверия к ценностям западной цивилизации. Не вмешайся ее главный военно-политический союз в ливийский конфликт (как когда-то Буш-ст бросил в Басре повстанцев-шиитов, да и мало ли было такого), этот упадок и релятивизм усилились бы, оказывая влияние на политическую жизнь самих стран первого мира, в которых поднимают голову некоторые старые призраки. Это срочно надо было выполировать.
Думаю, вполне достаточно. Выбирайте любой или все вместе.
Наверное, вы ждете от меня сочувствия к погибшим от бомб НАТО мирным жителям. Да, им я сочувствую. Однако главная вина за их гибель лежит на самом Каддафи, ведь именно он, а не НАТО или еще кто-либо, сформировал одиозный режим, одним из самых вероятных сценариев конца которого всегда был и такой. Более того, он наслаждался своим творением, дурил на весь мир, то же и его прихлебалы. Должно ли быть их жаль? Мне — точно нет.
Завершение войны, кстати, объективно против интересов тех, кто пытается управлять с помощью создания негодных угроз, хаоса. Возможно, они попытаются Ливию разделить. Но в игре участвует множество игроков, не только Кочевники.
Сейчас образуется множество партий, но переходной режим будет военно-революционным. Он может и задержаться, ведь пар уже почти выпущен. А вот получившие в Ливии опыт кадры отправятся дальше, так же, как в Ливию перемещались тунисцы и египтяне.
Сирия, Иран…
На юге ситуацию блокирует одно довольно кошмарное государство, задавившее выступления в Катаре и Бахрейне. К сожалению, США — зависимый партнер саудов и дипломатия Вашингтона позорно промолчала (кроме, кажется, сенатора Лугара). Это ей аукается в Египте сегодня уже.
Поэтому волна пока идет на северо-восток, конечный пункт, думаю, одна из столиц постсоветской Средней Азии, или Баку.
{advert=3}
А потом эта волна, с десятками, если не сотнями тысяч (зачем они нужны, правда) повалит на юг, назад, и таки грохнет по «богатеньким», суннитским режимам в странах шиитского большинства (их садомазохистский симбиоз пока представляет собой определенную проблему перешедшей в лето арабской весны). Победа в Ливии, конечно, очень важна для укрепления духа сторонников и устрашения диктаторов в арабском мире. Вирус выжил в жесточайших условиях, дальше будет легче.
Ассад практически обречен.
Ну что ж, судьба Израиля становится весьма сомнительной. Демократиям Азии, надо сказать, мало что угрожает — есть тактические резоны использовать фундаменталистов против режимов, но не стратегические:) Идет де- и реконструкция Востока, более того, быстрая, творческое развитие революционной теории: очень помог метод бишкек-стайл, Киргизия уже в этом духе задорно высказалась.
Президент переходного периода Роза Отунбаева: «Конечно, когда наши революции транслировались по всем международным каналам, их воспринимали неоднозначно. Но не прошло и года, как в Северной Африке и на Ближнем Востоке начались массовые выступления мирных граждан против авторитаризма. Наша апрельская революция высоко оценена, она стала для них примером», – сказала Роза Исаковна на торжественном событии, посвященном годовщине крушения бакиевского режима.
Ранее, во время своих весенних вояжей в Европу и США, она в ходе спичей и телеинтервью даже пыталась давать советы арабским повстанцам, как им следует поступать и эффективнее действовать.
А евроислам, в свою очередь, не одно десятилетие развивался. У нас вон крымские татары стали идеальной экспериментальной площадкой.
Заговор ли все это? Вся история кажется сплошным заговором с определенной точки зрения, ведь люди постоянно взаимодействуют друг с другом.
Кто-то же до сих пор считает Ленина немецким шпионом. Правда, толку от этого считания никакого, Ленин вошел в историю как один из величайших русских государственных деятелей, и недаром…
А эти, авторитарные модернизаторы засиделись, ну а щеголяющие в карикатурной военной форме отморозки в султанских дворцах — ваш час настал.
Станет ли арабская весна народов прелюдией к революции мировой, которая учредит единое демократическое государство на планете Земля? Пока рано об этом говорить. Нельзя исключить и того, что страх народной расправы принудит аристократию саму предпринять решительные шаги к скорейшему формированию такого государства.
Пусть снится ей почаще вот это, из этой искры и стало разгораться пламя.
«Сильно избит глава МВД Молдомуса Конгантиев. У вице-премьера правительства Акылбека Жапарова выбит глаз»
Это очень мотивирующий сон для того, чтобы творить добро.
Так что я вот думаю, Украине лучше побыстрее возвратиться к реальной демократии и беречь ее как зеницу ока, а то неровен час, неровен час…