Сухое изложение новости об итогах поездки президента Турции Гюля в Саудовскую Аравию, безусловно, малоинформативно. В числе тем бесед с королем Абдуллахом в его дворце в Джидде указаны «региональные проблемы». «…Отмечается, что на первый план в ходе переговоров вышла тема Сирии. Были также рассмотрены вопросы, касающиеся ситуации в Йемене и Бахрейне. Стороны выказали озабоченность событиями, происходящими в Сирии. Президент Гюль принял также министра иностранных дел и первого вице-премьера Саудовской Аравии принца Наифа. В ходе данной встречи были рассмотрены вопросы, касающиеся сотрудничества двух стран по вопросам безопасности и борьбы против терроризма…»

Учитывая общую ситуацию и то, что окончательные решения по Сирии еще явно не приняты, сколь-либо подробная информация и детали будут явно недоступны. Именно поэтому довольно сложно оценивать мнение, которое озвучено из противоположного лагеря. Сайт московской шиитской организации «Ахль-Бейт», ссылаясь на мнение «представителя РФ в НАТО» сообщил о том, что «…Саудовская Аравия заявила о своей готовности выделить $50 млрд. для проведения любых военных операций против Сирии…» Откровенно говоря, я не знаю другого представителя РФ в НАТО кроме Д.Рогозина. И заявления его о таком событии я пока так и не нашел. Сумма, о которой идет речь, вообще-то столь велика, что просто технически невозможно удержать её в подвалах новостей. Но — пока нет.

Поэтому эта информация пока не может считаться сколь-либо достоверной. Однако другая деталь, озвученная сайтом, более похожа на правду. «…в нынешних условиях Турция и Саудовская Аравия придерживаются разных взглядов относительно подхода к преобразованиям в Сирии. Эр-Рияд выступает за проведение военных действий НАТО против Сирии, а Анкара выступает за политические решение ситуации в Сирии…»

Это, собственно, не просто похоже на правду, а скорее всего, ею и является. У Турции есть причины желать изменения правящего режима в Сирии. Более того — она будет способствовать этому процессу так, как только сможет. Однако воевать что называется «в лоб» турки не рвутся. Причины две. Сирийская армия по мощи сопоставима с турецкой. Можно спорить в деталях — но прогулкой война не будет. Турцию толкают на столкновение один на один. Что для неё неприемлемо. В составе коалиции — не вопрос. При поддержке НАТО и его прямом участии в конфликте — Турция будет участвовать в этом конфликте. Даже не потому, что ей хочется, а потому, что не позволит кому-то решать свои проблемы на сопредельной территории вне своего участия. Но в одиночку — дурных нэмае.

Вторая причина — Иран. Иран весьма благосклонно отнесется к действиям Турции против курдов — и даже со своей стороны безо всяких сомнений поддержит любые действия Турции в северном Ираке. Но Сирия — нет. Здесь Иран будет обязан вписываться в конфликт. Рисковать относительно приемлемыми отношениями с Ираном для Анкары нет прямого резона. 50 миллиардов — если в этой информации есть хоть доля правды — это не на текущие военные расходы. Это предлагаемая компенсация именно за потери и за разрыв с Ираном. Саудиты жизненно заинтересованы в изоляции Ирана — потому сходу отвергать информацию об этих фантастических миллиардах я бы не спешил.

На мой взгляд, развитие событий зависит от внешних по отношению к региону факторов. Фактор первый. Легитимизация вмешательства. Говоря иначе — резолюция Совбеза ООН. Фактор второй. Действенная военно-техническая помощь НАТО. И хотя бы незначительное — но участие стран НАТО в коалиции против Сирии. Посылка авианосцев. Переброска авиации. Формирование наземной группировки. Фактор третий. Нейтрализация Ирана. Ввязывание его в параллельный конфликт. Без наличия этих факторов Турция не ввяжется ни в войну, ни в конфликт с Сирией. И вот здесь возникают вопросы.

Первый фактор. Резолюция

Для того, чтобы получить резолюцию по Сирии, США, Англия и Франция должны будут выкрутить руки России. При её согласии воздержаться на голосовании Китай автоматически воздержится. Я неоднократно указывал на характерную особенность китайской дипломатии — Китай никогда не голосует в Совбезе против в одиночку по вопросам, которые впрямую не затрагивают его безопасность. Такой вопрос один — Тайвань.

Выкрутить руки России непросто. Сирия — не Ливия. Репутационные потери будут колоссальны. Россия автоматически роняет все отношения с Ираном. Позиции президента Медведева (и премьера Путина, который однозначно позиционируется как теневой президент) в предвыборное полугодие будут серьезно поколеблены. Сдача Сирии потребует объяснений. Тем не менее задача выкручивания рук существует. Думаю, что процесс будет происходить через давление на «Газпром». Именно «Газпром» заинтересован в ликвидации трубопроводной системы, идущей из Южного Парса через Ирак и Сирию. Да, основные потребители этого потока — на юге. Но ничто не помешает ушлым иранцам на сирийском побережье отстроить завод по сжижению газа и угрожать газпромовским интересам на юге Европы поставками СПГ. Только-только ликвидирована опасность поставок ливийского СПГ — и нате вам.

В общем, мое мнение, что давление на Россию будет идти как по традиционному направлению — предложению помощи на выборах лично Медведеву, так и с помощью давления на Газпром. В какой форме — не знаю. Тихо, закулисно или громко с фанфарами — не могу сказать. Но шанс на это есть.

Тем не менее, срок невелик. Резолюцию нужно принимать максимум до конца сентября. Затратить такие гигантские усилия и отступить перед полуколлаборационистским режимом в полуколонии? Верится с трудом.

Фактор два. НАТО

Помощь НАТО сегодня исключена. НАТО зависло в Ливии. Причём наглухо. Даже имея на руках резолюцию по Сирии, НАТО может дать в помощь туркам лишь огрызки. Какой-нибудь конно-вертолетный эскадрон поляков или водолазно-парашютную роту прибалтов. Больше некого. Единственный шанс — заканчивать с Ливией. До середины сентября — край. Любой ценой и за любые деньги. В конце концов, саудиты могут и раскошелиться, если им это так нужно.

Популярні новини зараз

Буданов відповів, як вдалося збити російський бомбардувальник Ту-22

Туск: ситуація на фронті в Україні критична

Відразу на 25 гривень: в Україні різко змінилися ціни на яйця та олію

Українцям призупинили обмін та продовження прав водія за кордоном: причина

Показати ще

Поэтому я думаю, что уже в ближайшее время военные удары по Ливии будут усиливаться. Если с Россией и ее согласием пропустить резолюцию срастется — Ливию будут утюжить просто зверски. Фактор времени станет решающим. Я не берусь предполагать — думаю, что до ядерного оружия не дойдет. Не тот случай. Но все остальное будет применено — и скорее всего, Америка будет вынуждена подключаться уже сама и впрямую.

Фактор три. Иран

Турция не рванет в Сирию, не имея гарантий невмешательства Ирана. Турки будут обязаны требовать от Запада нейтрализации Ирана. Как — пусть думает Пентагон. У него голова большая. Будет ли это морская операция, будет ли это конфликт с Ираком, пошлют ли саудиты своих бойцов — неважно. Я думаю, что наиболее вероятный и наиболее приемлемый способ связать руки Ирану — резкая активизация бойцов Курдской Унии в провинции Сулейманийя на границе с Ираном. И конфликт между ними и Корпусом стражей исламской революции. При этом как раз на стороне курдов вполне могут воевать спецы из Аравии, Катара, Европы и США. Да и в Ираке на сегодня вполне достаточно частных военных организаций с солидным боевым опытом и профессиональным персоналом. Поэтому, скорее всего такой вариант станет наиболее приемлемым с точки зрения эффективности.

Турция в такой ситуации вполне может проводить операции в сопредельных с Сулейманийей провинциях иракского Курдистана — Дохуке и Эрбиле. Против бойцов РКП и Демпартии Курдистана. Обе эти организации весьма недружественны к Унии, и она будет только рада существенному ослаблению позиций конкурентов.

В общем, полтора месяца впереди. Думаю, что ни затягивать, ни спешить не будут. Проблема созрела — теперь нужно ее решать. Спокойно, буднично и уверенно. А вот получится ли — вопрос.