Суть проблемы – кадры (люди) решают все. А в Крыму с этим все оооочень неоднозначно. 

Попытаемся схематично обозначить рамки проблемы, ее компоненты, каждый их которых требует детального исследования и выработки системы мер по устранению.

Поскольку речь пойдет о людях, а схематизация потребует некоторого упрощения, огрубления формулировок, текст может кого-нибудь задеть. Заранее просим прощения, мы не ставим целью кого-то обидеть. Задача – представить некий взгляд со стороны, который, возможно, даст пищу для размышлений.

«Народ не тот»

Вначале сформулируем основной вывод, который ниже обоснуем. 

Звучит он так:

«Обеспечить качественный прорыв в экономике полуострова, вывести его на лидерские позиции в регионе и при этом достичь качественного улучшения жизни основной массы «простых» крымчан при нынешнем состоянии  морально-волевых, деловых качеств, ценностных установок и умонастроений населения Крыма невозможно.

Если двигаться в существующей логике, то изменения к лучшему произойдут, но не для крымчан. В Крыму может быть создана достаточно эффективная современная инфраструктура, ориентированная на эксплуатацию разнообразных  ресурсов полуострова в интересах внешних субъектов или гостей Крыма, при этом туземное население получит лишь дополнительное бремя и официальный статус людей «второго сорта», которым может быть позволят приспособиться к новой системе. А может и нет.»

Т.е., по сути, изменения к лучшему возможны. Но не качественные, а количественные. Притом – далеко не для всех. 

Чтобы от задекларированной модернизации выиграли жители Крыма, нужно или серьезно менять сознание и поведение нынешнего населения, особенно – в курортных районах, или менять само население. Заселять Крым новыми людьми, формировать новые классы, социальные группы, которые будут способны решить поставленную задачу.

Наверняка за этот тезис на нас посыпятся гневные обвинения в фашизме, расизме других нехороших вещах. Но все это глупости. Ничего человеконенавистнического в этом тезисе нет. Это лишь констатация факта, тысячи раз имевшего место в истории: достичь серьезных изменений в жизни общества, не меняя качественно людей, не меняя качественно уклад невозможно. 

В том, что изменения нужны радикальные – никаких сомнений нет. Ведь чтобы превратить отсталый зависимый от внешней воли и ресурсов регион, каковым сейчас является Крым, в лидера Черноморья, нужно совершить настоящий прорыв. Улучшения должны произойти не на проценты, а в разы, на порядки. И кто-то в Крыму должен стать проводником этих изменений, локомотивом, который вытащит полуостров в светлое будущее. 

Речь идет не только о власти, нормативной базе и т.д. Должен появиться широкий слой граждан,лично заинтересованных в проведении преобразований. Они должны увидеть свое место в будущей системе крымского благоденствия. Энергия и упорство этих граждан должны сломить сопротивление лиц, у которых грядущие изменения отнимут все, что нажито непосильным трудом – статус, кусок хлеба. А таких, как и при любой серьезной встряске, будет немало. 

Популярні новини зараз

Пенсіонерам почнуть доплачувати до 1000 гривень щомісяця: як оформити допомогу

Українцям не приходить тисяча від Зеленського: які причини та що робити

Нова пенсійна формула: як зміняться виплати для 10 мільйонів українців

Українцям загрожують штрафи за валюту: хто може втратити 20% заощаджень

Показати ще

Теперь вопрос: кто эти люди, которые построят светлое будущее Крыма? Где их взять? И делается ли что-то, чтобы такие люди появились?

Перед тем, как ответить на эти вопросы, очень схематично выделим ряд позиций, которые характеризуют современное население Крыма.

Недонаследники

Длительный опыт личного общения, «показания» самих крымчан подтверждают, что сознание многих жителей полуострова поражено сложным вирусом, где мания величия причудливо переплетается с комплексом неполноценности.

Ведь что такое Крым? Это территория с величественной природой и богатейшей историей, где проживает среднестатическое население, не имеющее прямого отношения к былому величию. Население, которое убеждено, что все им что-то должны. Должны уже только за то, что они (крымчане) позволяют всем остальным приобщиться, причем, за неумеренную плату, к природным и историческим богатствам полуострова. 

Более того – изрядное количество крымчан среднего и старшего возраста еще и обижена на всех за то, что не так давно рухнул простой и понятный для них мир – Советский Союз, и Крым из достаточно комфортного и обеспеченного региона превратился в провинцию, которая 20 лет не могла определиться, куда ей двигаться.

Т.е., население в массовом порядке не оказывает услуги, не удовлетворяет потребности, а, в первую очередь, собирает ренту, оброк. Приехал – плати! Это неэкономический процесс. Его квинтэссенция – мордовороты, которые без всяких оснований перегораживают проезд к морю и стригут с приезжих лохов «капусту», или граждане, получающие в аренду «Ласточкино гнездо» в обмен на обязательство «благоустроить» дорожку к нему.

Количество людей, которые любят Крым и при этом раздражены / ненавидят самих крымчан, и ни в коей мере не признают за ними монопольное право на владение природой / историей – растет. Более того, последние лет 15 росло количество людей, которые готовы забрать Крым у крымчан, 1) пока они его совсем не изгадили; 2) поскольку крымчане совсем «расслабились» и оборзели.

Без движения

Это общий дефект, к которому добавляются социально-возрастные особенности.

Итак, чтобы провести какую-то серьезную модернизацию, нужен класс-модернизатор. Прослойка людей, которые от этой модернизации выиграют. Которые будут ближайшие 10 лет землю грызть, чтобы добиться результата. 

Давайте в первом приближении посмотрим, есть ли среди крымчан какая-нибудь социальная группа, кровно заинтересованная в проведении преобразований?

Сначала отбросим пенсионеров. Это треть населения Крыма. Среди них есть активные люди. Но в своей массе эта группа не может выступать движителем преобразований. Общими разговорами о светлом будущем людей, которым 60+ лет, соблазнить сложно. Они заинтересованы в светлом настоящем. И если кто-то из них уже устроен (грачует, сдает жилье приезжим, иным способом приспособлен и выживает), они сделают все, чтобы сохранить статус-кво.

Также отбросим несовершеннолетних, поскольку они смогут включиться в процесс преобразований через 5+ лет.

 

Остается примерно половина населения Крыма, от 18 до 60, которое теоретически могло бы потрудиться в модернизационном русле. Но ради чего?

Модернизация на первом этапе неизбежно означает слом старой системы отношений. Т.е., той системы, которая кормит значительную часть этих людей. Не секрет, например, что процесс зарабатывания денег на обслуживании туристов, максимально непрозрачен. Особенно в сегменте частных услуг, в которых, по данным опроса Центра Разумкова, принимает участие до полумиллиона крымчан. 

С какой радости эти люди должны работать более прозрачно и часть нажитого отдавать «дяде» в лице государства? Только потому, что им угрожают санкции? Но санкции применяются в единичных случаях и весьма избирательно. Полмиллиона человек ими не испугать. А если сломать старую систему, не подготовив адекватной альтернативы, будет социальный взрыв.

Далее – как быть с собственностью, например, недвижимостью на побережье, львиная доля которой отягощена различными сомнительными операциями? Мэры Ялты, Алушты, отдельные чиновники на ЮБК в один голос говорят: по-хорошему, надо сесть на бульдозер, и снести все, что построено на ЮБК ближе 100 метров к морю. Как и многое другое, что захватническим образом появилось, а сейчас отравляет жизнь окружающим. Тогда возможно какое-то развитие.

Но, опять же, с этого имущества кормится масса людей. Подобная «модернизация» противоречит их интересам.

Теперь возьмем глубже. Тот же мэр Ялты Алексей Боярчук в одном из интервью прямым текстом сказал: главная проблема – как заставить ялтинцев работать. Подобные мысли высказывают и руководители других курортных районов. Масса жителей Крыма за последние 20 лет просто отучилась работать на созидание и развитие (причины сейчас не важны). Люди ориентированы на эксплуатацию существующего и сбор ренты. Сама мысль о том, что надо тяжело трудиться, претит. Даже если сулит повышением доходов.

Из личного опыта – каждый год многократно езжу в разные регионы Крыма и Севастополь на такси. Таксисты жалуются, что в сезон бешеная конкуренция, гаишники и т.д. А в несезон заработки небольшие. На вопрос – «если появится работа на заводе / в с/х предприятии и т.д. с бОльшим заработком, но придется «пахать», пойдете?», ответ всегда – «да нивжисть!».

Проблема еще и в том, что созидательный труд на производстве, вообще честный труд как таковой отсутствует среди факторов, влияющих на успешность / благосостояние человека в сознании массы тех крымчан, кому до 40. Кто был самым успешным в Крыму за последние 20 лет? Бандиты, люди, имевшие доступ к распределению земли или к эксплуатации советской инфраструктуры. Вот она – крымская мечта! 

Понятно, что не все поголовно такие. Но массовый стереотип именно такой, хоть он и подвергается определенной эрозии  в новых условиях. Те, кто вкусил благ ренты, добровольно в статус наемного работника не вернется.

Следовательно, чтобы обеспечить серьезный прорыв в Крыму, нужно 1) сломать систему, которая кормит массу людей (лишить ренты) и заставить их работать по-новому; 2) заставить работать людей, которые этого делать не умеют и в принципе не хотят.

О крымской мечте

Как этого можно достичь?

Во-первых, тупо «принудить к труду». Для этого надо задействовать по полной репрессивный аппарат, сформировать условия, когда нелояльность будет серьезно караться.

Во-вторых, сформулировать новую «крымскую мечту», ради которой часть людей откажется от существующего ради большего в будущем. По сути, необходимо организовать масштабную «промывку мозгов», которая изменит сознание крымчан.

В-третьих, заменить само население, этих неблагодарных, зажравшихся людишек, которые не ценят то, что имеют. Простой пример. Если взять 1000 молодых шахтерских семей из какого-нибудь Краснодона и переселить в какой-нибудь Старый Крым в такую же нищету (не говоря уже о приморских городах), то для переселенцев это все равно будет прорыв! Они будут готовы на многое только ради того, чтобы остаться. Для крымчан эта мотивация не работает. Разве что пригрозить им самим депортацией в Краснодон.

Это вполне возможно. Нынешнее население Крыма – во многом как раз результат сознательной селекции в послевоенное время. Тогдашней власти нужен был лояльный Крым, способный выполнять функцию «непотопляемого авианосца». Поэтому сюда направляли лояльных переселенцев. Сейчас новая власть может стимулировать подобный же процесс, только под свои задачи.

И последний способ – построить параллельную систему, которая будет приносить доход, но из которой при распределении благ будут исключены туземцы. Фактически, надо отстроить некую колонизаторскую вертикаль, создать опорные точки из лояльных исполнителей. По такой схеме организована жизнь во многих странах Латинской Америки, Африки, Ближнего Востока. Туземцы займут наименее доходные ниши, а все самое вкусное заберут колонизаторы…

Теперь, к чему все это.

Сейчас в Крыму практически закончен процесс смены элит: старую мародерскую элиту, которая по кусочку продавала Крым всем, кто платил, сместили молодые, вырвавшиеся на просторы Тавриды варвары из Макеевки и сопредельных уездов. 

Новая управленческая элита немного разгребла многолетние завалы, структурировала крымское политическое болото. В общих чертах разобралась, где можно заработать, уже какие-то деньги привлекла из бюджета на инфраструктурные проекты, чтобы показать эффективность. Теперь наступает момент перелома.

Заключается он в следующем: на кого сделает ставку новая элита в модернизационных процессах? Из каких людей будет формировать класс-локомотив изменений? Будет ли она возиться с местным населением, меняя его мировоззрение? Или продолжится импорт людей из других регионов, поскольку медлительные и невнятные крымчане доверия не вызывают? Будет ли вообще какая-то модернизация, или все сведется к перераспределению имущества и ренты?

Индикатором выбора одного из сценариев станет выработка / отсутствие новой крымской мечты и массированной ее пропаганды властью. По идее, власть должна вкладывать в изменение сознания людей не меньше, чем в ремонт дорог. Но в данный момент этого и близко нет.

Сейчас «мечта» есть только у крымских татар – это мечта об их Крыме. Ничего подобного (чтобы «зажигало») у остальной части населения полуострова нет. 

Если же все и дальше будет проходить в формате привлечения ресурсов из Киева и точеных инвестиций от и для правильных людей / проектов, станет очевидно, что крымчанам в обществе крымского благоденствия для «макеевских» по большому счету места нет. И в целом это справедливо. Не можешь распорядиться тем, что дала тебе судьба, не можешь защитить то ценное, что у тебя есть, значит рано или поздно его отберут. Единственная их надежа, что крымское болото засосет новых варваров, как оно уже засасывало неоднократно тех, кто хотел привнести на полуостров другую динамику.

В данном тексте сознательно опущен национальный вопрос, к тому же материал больше касается курортных территорий. Ведь в степном Крыму своя специфика. Однако тенденции, которые здесь обозначены, справедливы для всего полуострова – если власть серьезно планирует достичь какого-то результата, она должна вкладывать ресурсы в людей.

Победная поступь «регионалов» замедляется по всей стране, они уже откровенно прихрамывают. Если «макеевские» не успеют «воспроизвестись» и укорениться на крымской почве, их эвакуация не за горами.

Источник: ФЛОТ2017