Центр Разумкова опубликовал очередную порцию данных по результатам исследования идентичностей граждан Украины (проводилось в сентябре – ноябре 2016 г.). К сожалению, плохие тенденции, которые обозначились год назад, только укрепились.
Первое.
Жители Запада Украины (Волынь, Ровно, Львов, И-Ф, Тернополь, Черновцы, Закарпатье) воспринимают власть и установленный порядок как плохой, но в целом «свой», и более лояльно относятся к происходящему;
Жители Востока (Харьков, Днепр, Запорожье) воспринимают установленный порядок как плохой и «чужой». Поэтому по ряду позиций находятся в глубоком негативе.
Например, 80% жителей Востока не готовы даже на временное снижение уровня жизни ради реформ и укрепления обороноспособности. На Западе таких — 43%.
83% жителей Востока не считают, что реформы проводятся в интересах большинства граждан. На Западе таких — 57%.
63% жителей Запада согласны с утверждением, что действия власти приблизили Украину к вступлению в ЕС. На Востоке согласны только 28%, не согласны – 59%. На Западе 53% считает, что в Украине после 2014 г. повысился уровень демократии и гражданских свобод, а на Востоке согласны 25,6%, не согласны — 67%.
Т.е, люди на Западе и Востоке испытывают одинаковые сложности и живут в одинаковых реалиях, просто они по-разному их оценивают. Эмоциональный настрой разный.
Второе.
Существует кардинальное отличие в восприятии России, российской агрессии и войны на Донбассе. Для жителей Востока Россия по-прежнему не враг. Даже на третьем году конфликта. Более 60% людей на Востоке готовы оправдать тех, кто ездит на заработки в Россию.
Агрессия России и война не привели к ожидаемому росту патриотизма на Востоке и антироссийской мобилизации.
62% жителей Востока считают, что отношения с Россией должны быть нормализованы, даже если Крым останется в составе РФ. На Западе так думают 18,7%.
44,7% жителей Востока считают необходимым углублять сотрудничество с Россией. Напротив — 48,5% жителей Запада убеждены, что сотрудничество нужно полностью свернуть, еще 31% выступает за уменьшение сотрудничества.
Пенсіонери ризикують залишитися без прав: що загрожує водіям похилого віку
В Україні запровадять новий "податок": кого торкнуться зміни
Як відрізнити підробку: головні ознаки фальшивої 100-доларової купюри
Сирський прокоментував скандал навколо переведення авіаційних фахівців у піхоту
На Западе 20% людей считают, что восстановление хороших отношений с Россией будет подталкивать к расколу в Украине. На Востоке таких людей только 3%.
Отношение к военным союзам на Западе и Востоке – абсолютно зеркальное. Вступление в оборонный союз с Россией считают поводом для раскола 50% жителей Запада, не считают – 10%. При этом вступление в НАТО рассматривают как повод для раскола 46% жителей Востока, не считают таким – те же 10%.
В случае полномасштабного вторжения России 54,6% жителей Запада считают, что Украина должна оказать вооруженное сопротивление в любом случае, даже если не будет международной помощи. На Востоке так считает только 13%. При этом 27,9% предлагает немедленно сдаться для уменьшения жертв, а 40% не определились.
Третье.
Несмотря на то, что в соцопросах граждане не указывают гуманитарные проблемы в числе наиболее значимых для себя, в этой области по-прежнему существует разлом.
89% жителей Востока не считают, что им надо улучшить знание украинского языка.
Только 36% людей на Востоке согласны с тем, что украинский язык нуждается в приоритетной поддержке, потому что он долгое время угнетался. На Западе таких людей – 87%.
64% на Востоке против идеи ограничения сфер использования негосударственных языков на территории Украины.
55,5% на Западе считают, что государство сначала должно содействовать развитию украинского языка и культуры, а потом уже всех остальных. На Востоке таких людей – 22,6%. При этом 48,5% жителей Востока считают необходимым в равной степени поддерживать все языки и культуры.
51% людей на Востоке считает приоритетом постепенное сближение культурных традиций сообществ граждан Украины с культурой украинского этноса, поощрение использования украинского языка, выработка на этой основе современной украинской культуры. При этом на Западе у 51,5% другой приоритет – каждое сообщество должно хранить и развивать свои традиции и языки.
33,4% жителей Запада рассматривают возможное повышение статуса русского языка до государственного / официального как повод для раскола. На Востоке таких — 6,5%.
И последнее.
87% жителей Востока считают украинцев и русских братскими народами. На Западе — 28%.
45% респондентов на Востоке вообще убеждены, что украинцы и русские — это один народ. На Западе так думают 9,5%.
86,8% людей на Западе считают, что Украина имеет собственную историю — от древних поселений, через все империи к независимому государству. На Востоке так считает только 30%. При этом 63,6% жителей Востока считают историю Украины частью истории большой восточнославянской общности, куда входят Россия и Беларусь.
36,5% жителей Запада воспринимают советское прошлое, историю и культуру в качестве фактора, который способствует разъединению граждан Украины. Для жителей Запада – это третий по значимости фактор разъединения граждан после федерализации и оборонного союза с Россией.
22,1% жителей Востока воспринимают историю Украины, избавление от российских и советских интерпретаций, формирование исторической памяти на украинской основе в качестве разъединяющего фактора. Причем этот фактор – на втором (!) месте после вступления в НАТО.
При этом Восток абсолютно не против распространения украинского языка и популяризации украинской культуры. И для Востока гораздо важнее, чем для Запада, (51% против 37%) выход на общую оценку исторического прошлого и исторических персонажей.
Больше цифр — здесь.
Главная проблема — Запад и Восток согласны в том, что объединить страну может только общее видение будущего. Но сейчас регионы видят будущее по-разному. Все согласны с тем, что основной вопрос – решение социально-экономических проблем. Но Запад надеется решить эти проблемы за счет сближения с Европой, которая нас посылает, а Восток – за счет нормализации отношений с Россией, которая на нас напала и убивает наших граждан.
Мое субъективное впечатление по итогам вот этого вот всего не изменилось.
Восток не против всего украинского, но очень плохо реагирует на тональность его продвижения. Российская и пророссийкая пропаганда преподносят рвение украинизаторов как агрессию, неуважение, нарушение прав, попытку нагнуть, унизить и т.д. Позитивные шаги дискредитируются, ошибки – раздуваются.
В этих условиях, когда у России есть четкая стратегия и инструменты влияния на сознание жителей Востока Украины, наша страна просто не может действовать так, как действовала до сих пор. Продвижение украинского на Восток должно быть неотвратимым, но не топорным. Оно должно быть основано на предложении чего-то нового, а не отъеме старого. Граждане должны воспринимать утверждение украинского как получение новых возможностей, а не навязывание дополнительных ограничений.
Хочу особо подчеркнуть. Речь идет о лояльности трёх регионов – Харькова, Днепра и Запорожья. Это регионы-доноры, которые даже на фоне углубления кризиса, даже после утраты российских рынков, являются несущей конструкцией украинского государства. Дестабилизация этих регионов приведет к обрушению страны.
Самое парадоксальное – государство в гуманитарной сфере делает немало. И тратит немало. Просто эти ресурсы используются бездумно, а достижения не получают должного освещения. «Зрада» торжествует даже там, где есть железобетонные поводы для гордости.
Группа ИС очертила для себя фронт работ. Промежуточные итоги будут в конце января. К этому моменту у нас будет внутреннее понимание на счет отечественных гуманитарных чиновников. Либо у них просто не всё получается по объективным причинам и им надо помочь. Либо это просто бездельники, саботажники и враги, от которых надо избавляться. Сообразно с выводами и будем действовать дальше.