«Эхо Москвы» и «проект Украина»
Примерно в 2006 году у автора этих строк сложилось убеждение, что «Эхо Москвы» оставили в российском эфире в качестве эдакого маяка в море управляемой демократии – дабы показать, что слово «плюрализм» в тамошних масс-медиа имеет место быть. В 2001 г. Владимир Путин публично назвал Алексея Венедиктова врагом, а позднее главного «эховца» не раз вызывали «на ковер» вначале в президенту, а потом к всесильному премьеру России, ставя ему «на вид» непатриотичную позицию, наличие в эфире Валерии Новодворской и прочих персонажей аналогично профиля, да и вообще всякие «непотребства», идущие в разрез с официальной линией. Так было и во время грузинской войны, и при расследовании событий в Беслане, и при освещении протестов оппозиции. Казалось, последнюю «лавочку» демократии в эфире «встающей с колен» газовой империи вот-вот закроют, но шоу продолжалось. И тогда окончательно стало ясно: Венедиктов остался в эфире не по ошибке — наоборот, он вполне управляем и отлично сознает свою роль и место в системе взаимоотношений российских власти и общества.
В нынешнем году, когда началась борьба на кремлевский трон Медведева и Путина, Венедиктов оказался на передовой этой борьбы по долгу имиджа – как глашатай «вроде бы» неолиберального тренда. И вот он одновременно начинает свой украинский цикл программ, собирается открывать филиал своей радиостанции в Украине. Почему сейчас? Почему именно определенные персонажи приходят к нему на эфир? Как господин Венедиктов формирует мнение своих слушателей, делая интервью с нашими политическими персонажами?
Для ответов на эти вопросы следует понять одну простую вещь: не бывает совпадений там, где задействованы интересы большой политики. А Венедиктов и его радио – инструменты этой политики. Точно таким же инструментом при Ельцине был и большой теннис. Вроде игра, а на самом деле — политический инструмент. Игра за Украину вступает в решающую геополитическую фазу, и ставки в ней предельно высоки. Существует или нет пресловутый «план Путина» по дискредитации нынешнего руководства Украины, взят ли в Москве курс на ликвидацию «проекта Украина» — мы можем судить лишь по совокупности косвенных признаков, не особо доверяя провокаторам. (Кстати, «Проект Украина» — символичное название украинского цикла передач Венедиктова — явно не оговорка по Фрейду). В любом случае, украинская тема сейчас снова становится одной из главных в риторике и действиях обоих представителей российского тандема. Да и после победы любого из них она таковой останется. Россия без Украины не может быть империей. И самый либеральный российский интеллигент это понимает. Либерализм российского интеллигента в слишком часто заканчивается там, где начинается украинский вопрос. Не еврейский, не кавказский, не китайский, а именно украинский. И Алексей Венедиктов отлично все это знает и понимает. Мало того – он сам один из представителей этой самой «оппозиции Их Величеств». Понимающий свое место работы и свою миссию на этой работе.
На службе родине…
Лично у меня профессионализм господина Венедиктова как журналиста сомнений не вызывает. Его внешне провокационные заявления ничем не отличаются от многих других высказываний «акул» журналистики, стремящийся сбросить со своих собеседников холеные одежды обтекаемых формулировок либо добиться хотя бы минутной искренности за внешне эпатажной трескотней. Венедиктов прекрасно умеет это делать. И потому упрекать его за то, что он как-то неуважительно беседовал, в частности, с министром иностранных дел Украины Константином Грищенко, вряд ли стоит. Да, со «своими» чиновниками Венедиктов менее развязен. Ведь он встроен в систему, а у системы есть иерархия. Но вряд ли можно упрекнуть Венедиктова в неумении получать нужную информацию от собеседника путем провокации — впрочем, довольно умеренной. Если слушатель слышит то, что ему интересно, то каким образом ведущий добился этого у собеседника, слушателя интересует мало. Значит, ведущий – молодец. Мало того, персона, согласная на беседу с таким брендовым ведущим, как Венедиктов, заранее соглашается с тем, что ее могут провоцировать.
Наши политики и даже дипломаты – персонажи публичные. Намного более доступные прессе, чем их российские коллеги. Наши все еще привыкли к ток-шоу и показной украинской свободе СМИ. И потому для них Венедиктов во всем подобен Шустеру и Киселеву, у которых можно попиариться, сыграть свою роль, либо – реже – защитить свою позицию и донести ее до «нецелевой аудитории». Ведь понятно, что аудитория, слушающая Венедиктова, погоду в российской политике не делает. Это аудитория традиционной кухонной, диванной оппозиции, оппозиции курилок, а также всех тех, кто, работая на власть, на досуге либеральничает, припав ухом к «Эху Москвы». Тем не менее, эти люди формируют нечто иное, важное для общего восприятия народами двух стран друг друга – общественное мнение. Может быть, и неважное для большой игры в политику, но признанное нужным для неких политических целей. Иначе зачем было давать возможность господину Венедиктову начинать свой украинский цикл передач и развивать медиа-экспансию на Украину?
Венедиктов – профессионал, и при этом – слуга государства российского. И, пожалуйста, давайте не называть лично его либералом в смысле сторонника европейских демократических свобод. Либерал – это периодически гостящая у него Новодворская. Он же сам себя либералом не считает, о чем прямо и говорит. «Я — и все это знают — махровый реакционер, и в политике моими идеалами являются Рейган и Тэтчер, а отнюдь не либералы. Среди моих ведущих журналистов, например, Юлия Латынина, поклонница Рамзана Кадырова. Какой либерализм — он здесь не ночевал и не спал» (эфир «Эха Москвы» от 27.2.2008 г.) Откровеннее некуда. Он консерватор-неолиберал, потому и удержался на плаву в путинско-медведевской России.
Но даже если бы Венедиктов был абсолютно объективен и независим, он все равно бы отбирал в Украине тех персонажей, которые представляют больший интерес для его аудитории. И потому радетели русского языка и «русского мира», типа Табачника, Агафангела и Костусева, все равно оказались бы в его списке приглашенных. Равно как и Тягнибок, снова сыгравший свою роль жупела украинского национализма для всея Руси (по словам Венедиктова, фашистов у него на эфире нет и быть не может, так что Тягнибока полагается считать вполне «лапушкой»). Российский слушатель по-прежнему хочет слышать про русский язык и русские школы, про двойное гражданство, Крым и Севастополь, про то, будет или нет у россиян с малороссами вечный брудершафт. И Венедиктов обязан обслуживать желания своих слушателей.
Зеленський: Путін зробив другий крок щодо ескалації війни
СтратКом ЗСУ підтвердив перше у світі застосування міжконтинентальної ракети проти України
В Україні почали діяти нові правила купівлі валюти: як тепер обміняти долари
Українцям оприлюднили тариф на газ з 1 грудня: скільки коштуватиме один кубометр
«Правильные пацаны» в гостях у «реакционера»
Вот здесь и начинается «но». Оно заключается в том, что в эфире «Эха Москвы» – во всяком случае, пока – вещают лишь деятели, которые либо откровенно стоят на русофильском фланге украинской политики, либо представляют собой политпроекты, явно связанные с действующей властью. И Яценюка, и Тягнибока, как известно, обвиняют в прямом координировании своих действий с официальным Киевом. В отношении «Свободы» об этом уже прямым текстом заявляют сами «регионалы». Поэтому, что бы ни говорили эти деятели, как бы они не воздействовали на неискушенного в тонкостях украинской политики российского слушателя, факт остается фактом – они на эфирах Венедиктова вещают не просто так. Ведь иных их коллег по оппозиционному лагерю в кресле у Венедиктова не наблюдается. Будут ли? Пока сомнительно.
Украинские оппозиционеры, умеющие аргументировано и без ложного эпатажа обосновать необходимость собственного пути Украины в мир европейских ценностей, не милы сердцу «махрового реакционера» Венедиктова. Ему милее идея жесткого порядка, пусть и с внешне либеральным рейгановским обличьем. Примерно такое лицо сейчас применяет на себя Дмитрий Медведев. Да и Владимир Путин также вполне сойдет на третьем сроке за неолиберального реформатора топливной империи. Ведь Венедиктов уже вещал не так давно, что Путин, Сечин и Чубайс будут реформировать Россию по-новому, стоит только Путину третий раз взойти на трон.
В свете таких умонастроений и задач господина Венедиктова ни украинские депутаты Доний или Арьев, ни экс-глава ющенковской администрации Рыбачук, внятно и четко отстаивающие украинский суверенитет, на эфиры «Эха Москвы» вряд ли будут приглашены. Зато там есть шанс оказываться у Сергея Тигипко (все-таки третья по популярности сила в Украине), Леонида Кравчука (его в России отлично помнят, тем более, и повод есть – 20-летие независимости Украины), и даже у все того же Виктора Ющенко (он лишний раз расскажет о нехорошей Тимошенко, да и эфир неплохой соберет Венедиктову). Не кажется ли вам этот список вроде бы либеральных и даже более чем национально сознательных политиков каким-то неполным? Вы не видите там Тимошенко? Ну да. Не зарекаюсь — может быть, ее и пустят к Венедиктову на эфир. Если так захочет российский премьер. Но даже если он так хочет, и даже если Венедиктов лично приедет ради этого в Киев, украинская прокуратура может просто не дать Тимошенко это сделать.
Зато из представителей Партии регионов, равно как и левой части политического спектра, в эфире «Эха» могут оказаться и Вадим Колесниченко (все-таки официально считается «главным русским» Украины), и Инна Богословская (рассказать все о тех же газовых контрактах и плохой Юле), и даже Петр Симоненко (лишний раз показать российской либеральной аудитории соратника Зюганова). А вот Наталья Витренко на «Эхе Москвы» вряд ли появится – моветон для рейганиста Венедиктова (на самом деле потому, что Партия регионов очень не любит неистовую Наталью Михайловну, как яростного критика слева). Попадет ли к Венедиктову и обличитель пороков КПУ Леонид Грач – также сомнительно. При том, что для российского слушателя он бы мог много рассказать и об истинном лице официального коммунизма в Украине, и о крымской проблематике. Но пока на «замочку» действующей украинской власти официальный «фас» из Кремля не дан, этих личностей в эфир лучше не пускать.
Вряд ли Венедиктов позовет на эфир и украиских олигархов – подлинных хозяев страны. Да они и придут к нему, как не появляются на тех же украинских ток-шоу. Эти люди делают дела, пока господин Венедиктов делает свое. Он такой же мастер своего дела, как и они. Он настолько сжился со своими ролью и миссией, что даже дает с высоты величия сомнительные по вежливости советы украинским коллегам. Вот как он отреагировал на критику по поводу манеры интервьюировать украинского министра иностранных дел Грищенко (привожу без купюр – Венедиктов ведь вещает в прямом эфире): «Хотите быть подставками для микрофона – будьте подставками для микрофона. Надо все время помнить о том, что существует, и у журналистов тоже – это их комплекс, это не мой имперский комплекс — три-ха-ха у меня имперский комплекс. Это у них комплекс неполноценности, им всюду чудится имперский комплекс. Это их комплекс. Мы более круты» (фрагмент эфира «Эха Москвы» от 8.6.2011 г.)
Грубо? Великого Венедиктова, оказывается, задевает вполне толерантно выраженное о нем мнение украиских журналистов. Что тут можно сказать? Налицо интеллигентское мессианство вкупе ощущением избранности и вовлеченности в высшие сферы — отсюда и «три-ха-ха». Конечно же, у него нет имперского комплекса. Откуда ему взяться у махрового реакционера и поклонника Рейгана? Он выше каких-то там империй. Он вообще над схваткой. И только регулярные вызовы на ковер (или на инструкцию) в Кремль, и рука на пульсе аудитории не дают ему оторваться от грешной земли и воспарить в облака, пронизанные радиоэфирными волнами.
Мы теперь часто будем слышать передачи из цикла «Проект Украина». Алексей Венедиктов расскажет нам, кто почем в 20 лет как отделившимся (и добившим тем самым советского монстра) угольно-хлебном краю великой империи. Его слушатель, погрустив очередной раз о разгоне очередного Дня Гнева на московских площадях, снова вздохнет и о том, что у братьев-украинцев все, конечно, интересней, куда же они денутся с былой общей «подводной лодки»? В Европу захотелось? Не нравится великая братская страна с культурой Пушкина, Достоевского и Белинского — первейших «друзей» малороссийского сепаратизма? Куда же вы без нас, родненькие, без газа нашего? Никуда вы не денетесь, улыбнется либеральничающий российский интеллигент: вон, сколько у вас в Украине, оказывается, сторонников союза с Москвой! А ваши националисты – ну, как бы это выразиться повежливее… Мы, либеральная аудитория России, теперь точно знаем, что у вас происходит и кто делает погоду — ведь сам Алексей Алексеевич Венедиктов изволил нам об этом рассказать!