Заявления Кремля об украинских диверсантах в Крыму оказались ложью и фарсом. Цель этого спектакля, на который Лубянка даже не пригласила или не успела пригласить ни хороших «режиссеров» ни компетентных «консультантов» (как в титрах ко всем советским шпионским фильмам), довольно проста: мобилизовать российский электорат и общество перед лицом «террористической угрозы» в преддверии выборов в российскую Госдуму, переориентировав внимание россиян с внутренних проблем на инсценированные внешние, подавить нарастающее недовольство крымчан в зародыше и закрыть полуостров от любой информации извне, а также попытаться дискредитировать Украину на международной арене и вцепить ей ярлык «страны – террориста».
Диверсанты с кремлёвской начинкой
10 августа российская Федеральная служба безопасности известила о предотвращении серии терактов на территории Крыма, которые якобы готовило Главное управление разведки Министерства обороны Украины. В ФСБ заявили, что 7 августа в районе города Армянск их сотрудникам удалось обнаружить группу диверсантов, при задержании которой погиб представитель Лубянки.
Кроме того, федералы сообщили, что «в ночь на 8 августа спецподразделениями Министерства обороны Украины были осуществлены еще две попытки прорыва диверсионно-террористических групп». Эти попытки, как указано в заявлении, «прикрывались массированным обстрелом со стороны сопредельного государства и бронетехникой ВСУ».
Ситуация ещё больше накалилась после высказываний Владимира Путина. В тот же день 10 августа во время встречи с Президентом Армении Сержем Саргсяном российский руководитель огласил три ключевые позиции.
Во-первых, он указал, что «Украина не ищет путей переговоров, а переходит к террору». Во-вторых, российский президент анонсировал ответные меры, и, в-третьих, он заявил, что считает «бессмысленной предстоящую встречу «Нормандской четверки» в Китае». Другими словами, Москва обвинила Киев в попытке срыва Минских соглашений, указав, что не она была инициатором подобного шага.
Однако российский президент обращался больше не к украинской стороне, а к лидерам ЕС и США. Он лично передал ранее непонятое ими сообщение: статус полуострова изменился. Иными словами, теперь не просто «Крымнаш» (читай захвачен российской армией) и является временным владением, а Крым – это территория, которая входит в состав Южного федерального округа с центром в Ростове-на-Дону и граничит с Украиной.
Именно для этого за неделю до крымских провокаций Путин своим указом упразднил Крымский федеральный округ. По логике Кремля, мир должен с этим согласиться. То есть торги могут вестись по поводу Донбасса, но не Крыма.
Соответственно после заявлений Владимира Путина крымский маховик завертелся ещё быстрее. ФСБ начало представлять заворожённой публике так называемых «украинских диверсантов». Видно, федералы не сильно обременяли себя подбором кандидатур на роль мнимых террористов. Ими оказались водитель автобуса на Запорожской АЭС Евгений Панов, дважды судимый рецидивист по кличке «Зая» и бывший сотрудник Симферопольского СИЗО Ридван Сулейманов.
При этом «Зая» и Ридван Сулейманов были задержаны задолго до крымских провокаций, а Евгений Панов был просто-напросто похищен российскими спецслужбами. Информация об украинской диверсионно-разведывательной группе, конечно, рассчитана на дураков, однако, русские поверили.
Украинская власть, понимая всю серьёзность ситуации, ответила молниеносно. Президент Украины Пётр Порошенко поручил главам силовых ведомств привести украинскую армию в повышенную боевую готовность. Также он дал указания руководителю внешнеполитического ведомства страны Павлу Климкину организовать срочные телефонные переговоры с лидерами США и ЕС.
Разумеется, лидеры западных стран не поверили в историю с украинской ДРГ. На следующий день после заявлений Путина посол США в Украине Джеффри Пайетт указал, что «это не первое ложное обвинение Украины Россией, высказанное чтобы отвлечь внимание от своих собственных противоправных действий». И даже симпатизирующий Кремлю министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер во время встречи со своим российским коллегой счёл недостаточными доказательства Кремля и призвал стороны к разрешению конфликта: «У нас нет сведений, отдельных сведений … есть совершенно противоречащая друг другу информация с российской и украинской стороны. Естественно, мы теперь ждем других разъяснений. Но главное — справиться с ситуацией».
Действительно, украинская сторона представила западным партнёрам своё видение ситуации. Согласно данным украинских разведслужб, в Крыму произошло вооружённое столкновение между военнослужащими Вооружённых Сил РФ и представителями пограничной службы ФСБ. За день до этого «Левый Берег» сообщал о пьяных российских военных, которые открыли огонь по пограничникам РФ. Позже эту информацию косвенно подтвердил Секретарь Совета безопасности и обороны Александр Турчинов.
Експерти оцінили, чи справді "посипався" український фронт на Донбасі
Мобілізація в Україні лише за згодою: кого не чіпатиме ТЦК
Українським водіям порадили оновити права: у чому причина
NYT: Американська розвідка змінила оцінку перебігу війни в Україні
Всё же совершенно не важно, в каком состоянии были российские военные, была ли у них возможность распознать друг друга. Точно так же не имеет никакого значения, было ли это вооружённое столкновение заведомо спланировано или это была импровизация на ходу. Есть факт: украинских диверсантов в Крыму не было.
Всему виной сентябрь
Апофеозом этой наспех выдуманной истории с украинскими диверсантами стало посещение Путиным полуострова. 19 августа во время заседания Совбеза в севастопольском аэропорту «Бельбек» российский президент сделал два совершенно противоположных заявления. С одной стороны, он обвинил Украину в попытке диверсии в Крыму с целью сорвать Минские договоренности, с другой, сообщил, что Москва не собирается сворачивать отношения с Киевом: «Будем создавать возможности для развития контактов, их поддержания». Более того, для этого была придумана новая должность — спецпредставителя президента России по развитию торгово-экономических, научных и технических связей с Украиной, которую занял бывший министр образования РФ Дмитрий Ливанов.
Однако зачем нужна была вся эта история с ДРГ, если Кремль, как выразился российский президент, не собирается сворачивать отношения с Украиной? Ответ очевиден – Путину нужно предотвратить малейшие волнения во время сентябрьских выборов в Государственную Думу и мобилизации российского электората и общества перед лицом «террористической угрозы». Как это бывало в истории нынешней России уже не раз.
Например, в статье «Кровавый царь», опубликованной 15 августа в журнале National Review, Дэвид Саттер, автор книги «Меньше знаешь – крепче спишь», подробно описывает свои усилия и усилия своих друзей с целью прояснить дело о взрывах в России многоквартирных домов в августе-сентябре 1999 года.
В результате этих усилий, направленных на выявление и демонстрацию всему миру первого (основополагающего) крупного преступления Путина и его подельников, несколько человек (Сергей Юшенков, Юрий Щекочихин, Анна Политковская и Александр Литвиненко) в 2002-2006 годах были убиты, некоторые (Михаил Трепашкин и другие) пошли в тюрьму.
Вот заключительные фразы статьи: «Наибольший барьер для принятия (подтверждения) доказательств, указывающих на ФСБ, как виновника взрывов – это явное нежелание поверить, что такое могло быть возможно. По любым меркам, убийство сотен невинных и случайно выбранных сограждан для удержания власти, является примером сверхцинизма, невероятного в нормальном человеческом обществе. Но это полностью согласуется с коммунистическим наследством России и с той страной, в которую Россия превратилась. Россия никогда не забывала эти взрывы жилых домов. В ходе антипутинских протестов в 2011 и 2012 годах, демонстранты несли плакаты, напоминающие об этих взрывах… (Нужно) потребовать разъяснения 17-летней тайны: как Путин пришел к власти?».
В тоже время Крым, конечно, нельзя назвать территорией неповиновения, но исключать протестные движения накануне парламентских выборов там нельзя. Именно поэтому инсценировка истории с «украинскими диверсантами» послужит в дальнейшем инструментом для запугивания крымчан и массовой зачистке «неблагонадёжных» жителей полуострова.
Между тем, крымский скандал – это всего лишь одно из звеньев цепи, которую наматывает на свою руку Владимир Путин для утяжеления удара по инакомыслящим в России. Ведь изменения во внутренней политике страны начались задолго до событий в Крыму.
3 июля 2016 года по приказу Кремля российская Госдума в третьем чтении окончательно поддержала перенос парламентских выборов с декабря на сентябрь 2016-го, перекроив при этом Конституцию государства. Для такого решения были свои причины.
Во-первых, падение экономики и, соответственно, показателей уровня жизни российского населения.
Во-вторых, снижение популярности Владимира Путина и пропрезидентской партии «Единая Россия».
В-третьих, боязнь, что протестные движения в Москве и в Санкт-Петербурге могут повториться, как это было в декабре 2011 года.
На Крым, как известно, «денег нет», поэтому к зиме и экономическая, и политическая ситуация там может ухудшиться. А раз так, то и процедуру оболванивания крымчан необходимо начать на полгода раньше. Угроза в виде «украинских диверсантов» вполне подходит. Боятся – значит не думают.
Изменения также произошли и в Центральной избирательной комиссии РФ. 28 марта 2016 года скандальный председатель ЦИК Владимир Чуров ушёл в отставку, а на его место пришла сговорчивая Элла Памфилова, которая располагает высоким кредитом доверия граждан РФ. В то же время позицию уполномоченного по правам человека заняла генерал-майор милиции в отставке Татьяна Москалькова. А адвокат многих украинских политзаключенных Марк Фейгин ранее заявлял, что «назначение Москальковой – водевиль. Это чистейший, незамутненной воды сатрап. Прекрасно помню ее слова о необходимости ужесточить законы во время «дела Pussy Riot», ее предложения переименовать МВД в «ВЧК». Поэтому не вижу никакого смысла обращаться к ней». Кроме того, будучи депутатом Госдумы, Москалькова голосовала за присоединение Крыма к России. Учитывая, что в ближайшие месяцы ситуация в Крыму будет лишь усугубляться, имя оперуполномоченной по правам человека Москольковой мы ещё услышим.
Добавьте к этому так называемый «Пакет Яровой» — поправки в антитеррористическое законодательство РФ. Теперь любого могут осудить за отказ доносить. А привлекать к ответственности за массовые беспорядки начнут вообще с 14 лет. Кроме того, у российских спецслужб появилось право не только на прослушивание телефонов, но и на проверку почтовых посылок и переписки в социальных сетях. Понятно, что при таком законодательстве Путину и единороссам можно не бояться выборов ни в России, ни в Крыму, не говоря уже о том, что с этой законодательной базой полуостров окончательно отрежут от любых «вредоносных» источников информации.
Не для внутреннего пользования
Однако фарс с «украинскими диверсантами» предназначался не только для внутреннего пользования. В то время как все обсуждали прорыв украинской ДРГ в Крым, Зенитный ракетный полк 4-й армии Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны РФ в Крыму получил на вооружение зенитно-ракетную систему С-400 «Триумф». Итак, Россия следует модели, опробованной на границе со странами Балтии в Калининградской области. Кремль пытается окончательно превратить Крым в военный анклав.
Стоит отметить, что подобный «манёвр» направлен, в первую очередь, против НАТО. Системы «Триумф» поражают любые воздушные цели в пределах 400 километров. За 390 километров от Крыма, в крупнейшем румынском порте Констанца, находится транзитная база Альянса.
Вызывает настороженность и поведение Турции, президент которой остаётся сторонним наблюдателем расширения российских военных возможностей в Черноморском регионе. Хотя известно, что после варшавского саммита, система противоракетной обороны НАТО перешла в состояние первоначальной боевой готовности, и радиолокационные системы Турции – один из компонентов этой модели. Тем не менее, Эрдоган идёт на сближение с Путиным, но при этом не забывает цинично указывать, что Крым остаётся частью Украины. Интересно наблюдать и за тем, как официальная Анкара закрывает глаза на массовые преследования крымских татар. И ведь Эрдоган прекрасно понимает, что массовые чистки в Крыму будут только усугубляться на фоне выборов в Госдуму.
Такое впечатление, что для Крыма маховик времени закрутился в обратном направлении. Однако тот, кто нынче в Кремле управляет этим механизмом, очень рискует. Та скорость, с которой закручиваются гайки в Крыму, может в скором времени стать прямо пропорциональной скорости падения с трона самого кукловода. Крым просто-напросто может не выдержать такого натиска.