А ведь скандал расплескался – нарочно не придумаешь. По мелкотравчатым интересам, но на весь мир. Даже и не припомню, чтобы столь слаженно гробили имидж и перспективу страны государственные деятели и общественные активисты.
Зачем недоимперии нападать, если мы и сами справляемся?
Но к сути. Электронное декларирование – элемент «цифровой демократии», бьющий по самому смыслу коррупции, так как затрудняет возможность потратить украденное. Как ты его потратишь, если госслужащему приходится в декларации указывать собственность не только близких родичей, но и прочих аффилированных лиц, включая любовниц, любовников и внебрачных детей.
Именно поэтому наша власть всеми ипостасями сползала с темы электронного декларирования, внося идиотские поправки в профильный закон и придуриваясь невменяемой. Еще бы, ведь каждый выигранный день наполняет коррупционные закрома. Но общественные деятели – как бескорыстные, так и наживающиеся на святом – подключили внешних партнеров и тему продавили.
Ура, товарищи!
Увы, чепчики в воздухе летали недолго, потому что закрутился такой сюжет, что Кафка с Ионеско завистливо сквернословят в партере.
Те же активисты на радостях оторвались от земли и резко уверовали, что с разработкой системы электронного декларирования справятся сами, а государство, склонное к саботажу, следует поставить перед фактом. И убедили в этом западных спонсоров.
Именно таким образом заказчиком системы для Украины вдруг оказалась не Нацагенство по противодействию коррупции (НАПК), а Программа Развития ООН. Более специализированной структуры, видимо, не нашлось. И дилетантизм попер еще на уровне техзадания.
Как ни крути, а чиновник – тоже человек. В смысле, налогоплательщик.
Поэтому логичным было бы для госслужащих просто расширить обычную декларацию на тех самых аффилированных лиц и прочих пункты, предусмотренное законом сделать публичным и не морочить никому ничего. Потому что обычное электронное декларирование уже работает, сертифицировано и к его защищенности вопросов нет. Но пошли по порочному пути создания еще одной – параллельной налоговой. Как она будет взаимодействовать с существующей, для меня загадка.
И это вместо того, чтобы минимизировать количество разных баз данных, в которых хранится персональная информация, и количество персонала, который их обслуживает.
Но решили, так решили.
В тендере приняли участие гранды отечественной ИТ-сферы. Упомяну лишь нескольких: «Люкс-софт», «Iqusion», «Интеллект-софт», «IT-эксперт». У всех за плечами успешная разработка сложного защищенного ПО, в том числе, с применением цифровой подписи, в том числе, и для фискальной службы Украины. И, соответственно, бесценный опыт общения с нашими госструктурами, где, как на фронте, месяц можно считать за год.
В Україні анонсували нові правила бронювання та зимові виплати: вже з 1 грудня
Трамп зробив заяву щодо війни РФ проти України
Ціни на яйця та хліб злетять ще більше: скільки доведеться платити українцям
Підсовують підробки: українцям пояснили, як відрізнити натуральне вершкове масло
Для таких раскрученных фирм сумма тендера 2,87 миллиона гривен – не деньги. Они пошли на тендер из соображений сознательности и престижа. Если тендер был открытый и прозрачный, то они бы снизили свою цену настолько, насколько необходимо. Но всем им отказали еще на предварительном этапе, как правило, даже без объяснения причин.
А выиграла на тот момент малоизвестная, а ныне ославившаяся фирма «Миранда». Причем, организаторов конкурса почему-то не смутило, что в ее багаже не было столь масштабных проектов (в Украине, между прочим, 380 тысяч госслужащих).
Характерная деталь: в фирме числилось всего восемь сотрудников, средняя зарплата – менее двух тысяч гривен. Такое может быть, если работники – начинающие дилетанты. Либо, что вероятнее, реальные заплаты выдаются «в конверте».
То есть, программное обеспечение для преодоления коррупции доверили начинающей конторе, которая платит зарплаты по-серому. Типично украинский парадокс!
Но главное, что разработчики решили (или их убедили?), что с ООН за спиной они теперь круче Стива Джобса и Билла Гейтса на одной флешке. И все кругом им должны.
Как следствие, сроки создания системы электронного декларирования были затянуты. Оно бы и не трагедия – при выполнении обычного заказа. Но не в деле со столь значительными политическими рисками. Когда на кону безвизовый режим с ЕС, три с лишним миллиарда кредитов для страны и остатки ее международного имиджа, а напротив за столом тертая шулерская бригада украинской власти, для которой эти электронные декларации хуже наручников.
Хотя убежден, что в данном случае никакого саботажа и не понадобилось. Противники электронного декларирования просто воспользовались тем, что разработчики из «Миранды» и их политические вдохновители самонадеянно подставились. Так как запланировали на сертификацию системы в Госспецсвязи всего пять дней.
А те, кто блуждал по этим кругам бюрократического ада, знают, что по нормативам сертификация может длиться полгода. Если дорожки уже протоптаны, то вряд ли меньше трех месяцев.
Месяцев, а не дней, господа руководители «Миранды» и Нацагенства по противодействию коррупции!
Все говорит о том, что в расчете на западное давление создатели системы решили, что Госспецсвязь в восторге зажмурится и выдаст сертификат соответствия, даже не читая предоставленных бумаг.
Но вот с какой радости людям из Госспецсвязи брать ответственность и пропускать явно сырую систему? Тем более, что команды «зажмуриваться» сверху не было.
Кстати, у НАПК уже появились свои сервера, что требуется для безопасности, или систему так и гоняют на арендованных?
Интересно, каким местом думали злосчастная «Миранда» и ее покровители, авантюрно ввязываясь в непосильную тему? А если какой-нибудь международный фонд объявит тендер на марсианскую станцию, они и за это возьмутся?
Ни разу не оправдываю власть, которая с самого начала имитирует борьбу с коррупцией, очищение и обновление страны. Но меня просто выводят из себя самоуверенные дилетанты, которые на голубом глазу по-шариковски хватаются за мировые проблемы. И заваливают, дискредитируют в глазах украинцев темы, крайне важные для созидающейся Украины.
Некрасиво облажавшиеся и, главное, подставившие страну антикоррупционные активисты сейчас переводят стрелки на власть.
Это называется инфантильностью и безответственностью. А на Западе сидят взрослые хмурые дяди и тети, которым по фигу эти сопли. Им важно, что результата нет. Потому что нельзя считать результатом запуск системы электронного декларирования в тестовом, а по правде, в корявом демонстрационном режиме.
То есть, «Кто виноват?», очевидно – все.
И власть, в очередной раз пытающаяся пропетлять меж жадностью и страхом. И общественные деятели, которым так не повезло со страной. И даже продвинутое ИТ-сообщество, не умеющее группироваться для отстаивания здравого смысла и профессионализма.
Кстати, в прессе в связи со скандалом замелькала фамилия секретаря СНБОУ. Мол, длинные руки А.Турчинова дотягиваются до любых закоулков, всюду его люди – и в НАПК, и в Госспецсвязи, поэтому провал сертификации без него не обошелся. Полагаю, что он в курсе происходящего, но лезть в гнилую тему, не сулящую никаких дивидендов, категорически не станет.
А вот про винницкую вертикаль «Премьер-министр В.Гройсман – глава Госагенства электронного правительства А.Рыженко – руководитель ДП «Украинские специальные системы» Т.Олийнык» никто не упоминает. А она работает. И если понадобится придержать либо сертифицировать систему электронных деклараций, то это пройдет тихо по Кабминовской линии.
С вопросом «Что делать?», как водится, сложнее.
Последние телодвижения, включая анонимные редакционные заявления и ответные сладкие слюни от Минстеця, загнали ситуацию в цугцванг.
Выдавать нынешний позорный тестовый режим, укрывающий чиновное жулье от ответственности, за очередную победу – чистая профанация. Никто на это уже не поведется.
Выписать «под давлением общественности» сертификат соответствия дырявой системе – тоже не выход. Потому что через пару месяцев хакеры – то ли наши, то ли российские – вскроют эту потемкинскую кибердеревню. И хорошо, если только повеселятся, например, припишут нашим чиновникам владение всеми психушками Украины. А вот если затрут в декларациях подлинные сведения, то это дискредитирует саму идею.
Пригласить головастых спецов со стороны, чтобы быстренько все поправили, невозможно – не поправят.
По уму надо обнулить предыдущий тендер, провести новый и выполнить разработку с учетом, так сказать, накопленного опыта. Но это вряд ли. Так как слишком многим – и в Украине, и вокруг – придется признать, что изрядно облажались.
Поэтому скандал, скорее всего, постараются заболтать, а там, глядишь, недоимперия подозрительно вовремя подкинет более острую тему.
И напоследок об общественных деятелях. Не о всех скопом – среди них множество людей редкой порядочности и патриотизма. А о тех, в активе которых ничего, кроме самомнения и знания английского. Которых развелось уже, как блох на дворняжке, что позволяет им считать себя перспективными хозяевами жизни.
Не спорю, что наше государство – неэффективное, вороватое, продажное и пережившее свой срок. Знаю концепцию, что надо рядом создавать новое, дееспособное государство, которое постепенно вытеснит неэффективное. Вот только я против, чтобы одно дерьмо меняли другим, пусть и с иностранным акцентом.