Помимо экстравагантных заявлений Надежды Савченко начало августа запомнится камингаутом еще одной примечательной дамы – заместителя министра информационной политики Татьяны Поповой.
3 августа Попова написала заявление об отставке с поста зама Минстеця. В качестве причин этого радикального шага указала невозможность продолжать работу в правительстве, которое допускает попирание свободы слова и давление на СМИ. При этом прозрачно намекая, что средоточие зла — в МВД. Также сослалась на угрозы расправы, которые поступали в её адрес и адрес членов её семьи после того, как она едва не добилась закрытия сайта «Миротворец», опубликовавшего данные журналистов, аккредитовавшихся в ДНР.
Собственно, история с «Миротворцем» — публичная сторона этого моноспектакля, который сейчас активно раскручивается. Попова, по-прежнему находясь в статусе замминистра (потому что её никто официально не уволил), раздает интервью и рассказывает, как она боролась за свободу слова все эти годы. Причем с каждым интервью её роль возрастает. Создается впечатление, что остатки этой свободы сохранились только благодаря ей. Причем Татьяна Попова указывает, что и после отставки продолжит заниматься всем, чем занималась на посту замминистра, но уже в статусе общественного деятеля.
Чиновница дошла до того, что обвинила трех народных депутатов – Антона Геращенко, Дмитрия Тымчука и Андрея Тетерука – в давлении. Что, по ее словам, стало чуть ли не последней каплей, заставившей её написать заявление.
Характерно, что тот же Тетерук на фронте рисковал жизнью, на который отправился добровольно. А Тымчук и Геращенко начали получать публичные угрозы физической расправы за свою деятельность еще весной 2014 г. – задолго до того, как стали депутатами. И задолго до того, как широкая общественность узнала о самом существовании Поповой. Для указанных нардепов получение угроз и работа под давлением давно стали рутиной, в чем можно убедиться даже на их страницах в Фейсбуке.
Но реакция на угрозы – это личное дело каждого. Кто-то уходит, кто-то остается. За это упрекать нельзя. Но в чем нужно разобраться, так это в истинных мотивах увольнения Поповой, которые в принципе лежат на поверхности.
Опыт увольнения оскандалившихся украинских чиновников раз за разом доказывает одну прописную истину: если фигурант подает в отставку в знак протеста против неперсонифицированного зла («попирания свободы слова», «нарушения прав человека» и т.д.), надо всегда задавать вопрос – где тут деньги? Чем громче крики о «свободе слова» — тем больше денег пытаются спрятать.
Если посмотреть на самоувольнение Поповой через призму «где тут деньги», все моментально становится на свои места. И настоящие причины побега в отставку – иначе это назвать сложно – проступают яснее ясного.
Причина первая – введение электронного декларирования.
Как известно, 15 августа в Украине начинает работу система электронного декларирования имущества и доходов госслужащих и служащих органов местного самоуправления. Каждый чиновник должен будет показать все, что нажито непосильным трудом им самим и его близкими. На первом этапе (15 августа -15 октября) декларации должны заполнить чиновники высшего ранга, в т.ч. – заместители министров.
Для Татьяны Поповой заполнение электронной декларации – это серьезный вызов. Потому что за подачу неправдивых сведений предусмотрены ощутимые санкции.
Еще зимой 2015 г. всплыла информация о том, что Попова, уже назначенная на пост замминистра, продолжает владеть и управлять бизнесом. Со временем эти сведения начали дополняться пикантными подробностями. Например, фирма Поповой стала одним из подрядчиков Министерства обороны. По счастливой случайности в тот момент Попова как раз трудилась советником министра обороны.
Помимо собственного бизнеса, есть масса вопросов по бизнесу родственников – отца и мужа, который (муж) формально считается бывшим. Но визит активистов в загородный дом и расспросы соседей указывают, что это может быть и не так. В Сети легко обнаруживается информация о судебных процессах и больших долгах, которые Поповой пришлось бы отразить в декларации.
"Війна завершиться швидше": Зеленський розкрив деталі спілкування з Трампом
В Україні анонсували нові правила бронювання та зимові виплати: вже з 1 грудня
Ціни на яйця та хліб злетять ще більше: скільки доведеться платити українцям
Путін скоригував умови припинення війни з Україною
В общем, электронная декларация в случае её честного заполнения нанесла бы Поповой серьезный репутационный удар. Возникла бы масса неприятных вопросов – как человек с таким багажом вообще мог полтора года работать замминистра? А попытки что-то утаить создавали риск ответственности. Поэтому увольнение – вполне разумный шаг.
Причина вторая (ускоритель) – доказательства сотрудничества журналистов с ДНР.
По удивительному стечению обстоятельств 3 августа, когда Попова заявила об уходе в отставку, в Интернете опубликовали переписку аналитика МГБ так называемой «ДНР» Татьяны Егоровой. Эта переписка подтвердила факт сотрудничества ряда украинских и иностранных журналистов с террористами.
Собственно, именно об этом в мае 2016 г. заявил сайт «Миротворец», на который Попова обрушилась с критикой, что привело к возбуждению против волонтеров уголовного дела. Этим Попова спровоцировала ответную реакцию со стороны массы пользователей социальных сетей, резонно отмечавших – если работа «Миротворца» видна, то где результаты работы Минстеця?
Сейчас Татьяна Попова договорилась до того, что деятельность «Миротворца» якобы нанесла Украине самый большой имиджевый удар после Майдана. Но для самого Минстеця наезд на «Миротворец» стал не менее разрушительным. Настолько, что Юрий Стець был вынужден отмежеваться от заявлений Поповой, назвав их «личной позицией».
Теперь все стало на свои места. Факты сотрудничества с террористами подтверждены, аргументы Поповой полностью дезавуированы. Этот скандал будет набирать обороты и бить по грантоедской «медиаспильноте», которая пыталась играть в толерантность. Поэтому стремительная отставка дает Поповой возможность перехватить инициативу и увести дискуссию в другую сторону.
Причина третья (главная)– деньги международных доноров.
Татьяну Попову можно обвинить во многом, но только не в отсутствии бизнес-жилки. С момента своего появления в теме информационной политики (сначала в Минобороны, затем в Минстеце) она последовательно работала над окучиванием самого «хлебного» участка – сотрудничества с западными донорами.
За полтора года её неоднократно ловили на том, что интересы западных журналистов были приоритетнее, чем интересы украинских. Вплоть до того, что с её подачи западные СМИ снимали позиции украинских войск на передовой, а потом спокойно ехали к боевикам.
Будучи высокопоставленным чиновником, по сути, Попова изначально заняла позицию игры на стороне доноров, что не осталось незамеченным – она получила возможность влиять на распределение помощи.
Это очень тонкая и во многом непрозрачная сфера, где не принято выносить сор из избы. Запад тратит деньги своих налогоплательщиков, поэтому любые скандалы могут просто закрыть эти поступления. Пострадают не только украинские грантоеды, но и западные бюрократы, которые занимались распределением. Причем в отличие от Украины на Западе очень строги к манипуляциям с деньгами. Для пойманного на злоупотреблении — это конец карьеры и тюрьма.
Поэтому очень часто доноры формируют группу лояльных получателей денег, где основным критерием продолжения сотрудничества является не достижение результата, а способность красиво отчитаться о потраченных средствах. Собственно, так было устроено и в данном случае. Но эта идиллия оказалась под угрозой.
Одним из главных доноров для Украины являются США. Попова очень плотно работала с американцами, пользуясь их благосклонностью. Но в данный момент Украина готовится к смене американского посла и ротации персонала диппредставительства. Что подразумевает под собой аудит сделанного предыдущей командой.
Эта ротация происходит на фоне усиливающейся критики Минстеця за отсутствие результатов. Минстець широко известен своей патологической склонностью воровать чужие достижения и выдавать их за свои. Многие реально работающие проекты в информационной сфере созданы волонтерами без какой-либо господдержки. Но МИП постоянно пытается к ним примазаться.
Например, МИП пыталось создать видимость, что под его крылом работают сеть «Информнапалм», группа «Информационное сопротивление» и другие реальные бойцы информационного фронта.
Поэтому, если кто-то захочет детально разобраться в том, куда при участии Поповой уходили деньги, например, американских налогоплательщиков, их может ожидать неприятный сюрприз. Скажем, если вновь прибывшие американские чиновники захотят познакомиться с теми, кто обозначен как «соисполнитель грантов», особенно – в регионах, и вдруг окажется, что эти люди слыхом не слыхивали о каких-то средствах. Или при анализе затрат будет выявлено, что бюджеты явно не соответствуют результату на выходе.
Естественно, никакого публичного выяснения отношений не будет, потому что те же американцы не захотят выглядеть глупо. Они могут непублично высказать свое фе первым лицам страны. Но если к тому моменту негативные персонажи уже будут формально не у дел, данный вопрос просто не будут поднимать, просто перевернут страницу.
Заметьте, Попова настойчиво сигнализирует, что будет заниматься тем же, что и на посту замминистра. Это сигнал западным донорам – «несите денежки ко мне». Если бы она ушла после недовольства доноров – для неё это был бы «волчий билет» и вечный бан на получение западных денег. А так она очень выгодно уходит как борец за свободу слова и демократию, конвертируя скандал в повышение своей узнаваемости. И наверняка кто-то из доноров, не разобравшись в ситуации, таки будет с ней работать.
Что имеем в итоге?
Попова сама говорит, что хотела уйти еще в мае, но Стець уговорил ее остаться до августа. В августе как раз вводилось электронное декларирование и заканчивались рабочие моменты по ротации в посольстве США. Т.е., первая половина августа – это дедлайн для Поповой. Но тут появился слив переписки из «МГБ ДНР». Поэтому Попова, как опытная медийщица, отреагировала моментально и теперь задает повестку.
Ввиду чего хотим обратиться к премьер-министру Украины.
Уважаемый Владимир Борисович. Не увольняйте, пожалуйста, гражданку Попову еще месяц-полтора. Просто не рассматривайте на Кабмине вопрос об отставке.
Пусть она заполнит электронную декларацию. Пусть американцы (а заодно – и другие доноры) для себя разберутся, кто из ху. Если подобные персонажи будут выходить сухими из воды, власть никогда не будет пользоваться доверием у людей и никогда не получит необходимой поддержки для проведения реформ. А западные партнеры будут видеть в нашей стране только рассадник безнаказанной коррупции.