У украинской власти на сегодня не существует каких бы то ни было расчетов по выполнению взятых на себя в Минске-2 обязательств по социально-экономическому обеспечению оккупированных территорий Донбасса.
Об этом свидетельствуют ответы вице-премьер-министра, министра по региональному развитию и ЖКХ Геннадия Зубко и министра финансов Наталии Яресько на официальные запросы ZN.UA с просьбой уточнить материальную цену вопроса.
Речь о принятии Украиной на себя ответственности за содержание оккупированных территорий, которые она совершенно не контролирует политически.
Так, в Комплекс мероприятий по выполнению минских соглашений, подписанный 12.02.2015 г.. в Минске, входит пункт № 8, который указывает на: «Определение модальностей полного восстановления социально-экономических связей, включая социальные переводы, такие как выплата пенсий и иные выплаты (поступления и доходы, своевременная оплата всех коммунальных счетов, возобновления налогообложения в рамках правового поля Украины)».
В дополнении к документу также есть пункт в соответствии с Законом «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», который указывает не только на «возможность для центральных органов исполнительной власти заключать с соответствующими органами местного самоуправления соглашения в отношении экономического, социального и культурного развития отдельных районов Донецкой и Луганской областей», но и на то, что, «государство оказывает поддержку социально-экономическому развитию отдельных районов Донецкой и Луганской областей».
Потому абсолютно логично было первым делом уточнить: следует ли понимать, что государство Украина берет на себя обязательства по социально-экономическому обеспечению (пенсии, заработные платы, социальные выплаты) и восстановлению государственных объектов промышленной и социальной инфраструктуры оккупированных территорий в полном объеме?
Однако Геннадий Зубко, курирующий восстановительный процесс в Донбассе, оказался крайне немногословен: «К сожалению, — сообщил ZN.UA вице-премьер, — о выполнении Минских соглашений можно будет говорить только после того, как Российская Федерация прекратит агрессию против Украины и начнет выполнять эти соглашения. После того как на Востоке нашей страны наступит настоящий мир, я буду готов дать вам расширенное интервью и ответить на все поставленные вами вопросы».
«Вопросов действительно на этот счет достаточно, как, впрочем, и нашей уверенности в том, что подписав подобное соглашение, власть уже должна была иметь хотя бы общее представление о возможных масштабах взятых на себя обязательств. А также готова делиться этими представлениями с налогоплательщиками, которые, так или иначе, помимо отданных за Донбасс жизней, в случае реализации минских договоренностей возьмут на себя и львиную долю финансовых затрат на его восстановление. Ну, по меньшей мере, до того момента, когда в Украину пойдет обещанная многомиллиардная международная финансовая помощь. Увы, позиция (или осведомленность?) вице-премьера, оказалась достаточно слабой для ведения подобного открытого диалога», — пишет в своей статье для ZN.UA Инна Ведерникова.
В то же время, министр финансов Наталия Яресько в своем более развернутом ответе на запрос ZN.UA уточнила, что «поскольку на сегодня режим прекращения огня не соблюдается террористами, то в вопросе финансово-экономического обеспечения территорий, которые не контролируются правительством, министерство руководствуется распоряжениями и постановлениями, которые были введены в действие до Минских договоренностей».
«Мы финансируем местные бюджеты, подконтрольные украинской власти в Донецкой и Луганской областях, — продолжила Яресько. — По состоянию на 14.02.2015.г. принято и утверждено: по Донецкой области — 272 местных бюджета (96,8%), по Луганской — 181 местный бюджет (85%). На неподконтрольных украинской власти территориях министерство не может это сделать, и таких бюджетов сейчас 273. Для начисления средств министерству необходимо, чтобы местные органы власти подготовили для него соответствующие ведомости. На данный момент такие ведомости не поступают.
В случае возвращения под суверенитет Украины этих территорий мы будем привлекать к финансированию восстановления экономики и инфраструктуры Донбасса международные организации. В частности, с этой целью в апреле планируется созыв инвестиционной конференции для предоставления помощи Украине».
Тем не менее, ряд ключевых вопросов, которые мы также поставили перед чиновниками, остались без ответа. А именно:
— существуют ли сегодня предварительные расчеты убытков, полученных в результате разрушений объектов инфраструктуры на оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей? Сколько средств может понадобиться на восстановление социальных объектов и промышленных государственных объектов на оккупированных территориях?
Абоненты "Киевстар" и Vodafone массово бегут к lifecell: в чем причина
40 тысяч гривен в месяц и более года на больничном: названы ключевые изменения в социальном страховании
Украинцам грозят штрафы за валюту: кто может потерять 20% сбережений
"Киевстар" меняет тарифы для пенсионеров: что нужно знать в декабре
— каким категориям населения на оккупированных территориях будут осуществляться выплаты? Пенсионерам? Бюджетникам? «Народной милиции»? Кому именно? И во сколько обойдутся эти выплаты государственному бюджету? (В месяц, в год).
— признает ли Украина задолженность по социальным выплатам перед оккупированными территориями Донецкой и Луганской областей? Или нет? Если да, то о какой сумме идет речь?
— за счет каких источников будут проходить все выплаты?
— будет ли участвовать в восстановлении инфраструктуры оккупированных территорий страна-агрессор, которая, по сути, стала причиной масштабных разрушений на этих территориях? Если да, то как будут поступать средства: через Киев или Украина позволит финансировать восстановление непосредственно через счета местных властей? Существуют ли рычаги, которые могут помешать это сделать?
«Можно констатировать, что президент Украины поставил свою подпись под ему неизвестным и никем неизученным. Как можно утверждать и то, что это обстоятельство в какой-то момент станет очередным, мягко говоря, непростым испытанием для страны и ее будущего. Из экономической дыры непрогнозируемого размера, еще и постоянно кровоточащей, в Европу не берут», — пишет автор.