Генеральный секретарь НАТО Андерс Расмуссен озадачил страны-участницы НАТО внезапным предложением радикально изменить их политический курс относительно Сирии. По его мнению, НАТО «не должно прятать голову в песок» по поводу Сирии, чем вызвал ожесточенные дискуссии в кругу членов НАТО.

Вообще-то министры иностранных дел стран НАТО собрались во вторник вечером в Брюсселе на неофициальный ужин, чтобы в отсутствии прочих дипломатов и журналистов непринужденно поболтать за стаканом вина и обсудить ситуацию на Ближнем Востоке. Однако у многих пропал аппетит уже перед тем, как подали главное блюдо. Потому что генеральный секретарь НАТО Расмуссен неожиданно при всех начал распространяться в таких тонах о Сирии и о конфликте с Ираном из-за Ормузского пролива, что некоторым участникам этого ужина показалось, что они слышат барабанную дробь перед войной.

Как стало известно сразу из нескольких источников Süddeutschen Zeitung, Расмуссен сказал на этом ужине в Брюсселе, что НАТО «не должна прятать голову в песок» из-за развития ситуации в Сирии и в Ормузском проливе, который так важен для Запада в плане поставок нефти. Всем за столом сразу стало ясно, что он этим имеет в виду: НАТО должна предпринять военные приготовления на случай вторжения в Сирию. При этом за столом стало ясно, что страны-члены НАТО должны радикально изменить свою политическую позицию по Сирии, которая до сего момента исключала всякое применение войск НАТО на территории Сирии. Предложение Расмуссена за столом сразу поддержали главы МИДов Великобритании и Турции, также и Хилари Клинтон поддержала Расмуссена.

И в этом нет ничего удивительного, так как лишь несколько часов до этого ужина в Брюсселе сенат США рассматривал «возможности» оградить «от авиаударов самолетами Башара Асада его собственный народ» — как говорилось в заявлении сената. Американский сенат обязал Пентагон разработать конкретные предложения по обеспечению бесполетной зоны над территорией Сирии. И то, что Вашингтон при этом привлечет услуги НАТО — как это было в случае с Ливией — «кажется очевидным», сообщил один дипломат.

За ужином Расмуссен сопроводил свое предложение радикально изменить политическую позицию по Сирии двумя вопросами. Как должна поступить НАТО в случае применения армией Асада химического оружия? И как должна поступить НАТО в случае перекрытия Ираном Ормузского пролива? Второй вопрос отклонил французский министр иностранных дел Лоран Фабиус своим замечанием, что, мол, не нужно ставить таких вопросов, которые «не являются острыми на данный момент». А вот первый вопрос по Сирии сразу же вызвал жаркие дебаты между министрами, в которых против Расмуссена выступили министр иностранных дел Германии Гидо Вестервелле и его коллеги, министры Голландии, Чехии, Польши и некоторые другие.

В отличие от Расмуссена и самих США, многие европейские министры иностранных дел не доверяют донесениям американских разведок относительно нынешней якобы подготовки химического оружия армией Асада для боевого применения. Напротив, у европейских спецслужб, в том числе у германской БНД, имеющей широкую разведсеть на Ближнем Востоке, отсутствуют на данный момент какие-либо сведения о готовящемся применении химического оружия армией Сирии. К тому же, глава российского МИДа Сергей Лавров во вторник на встрече со своими коллегами из НАТО в Брюсселе предупредил их о том, что не следует принимать за чистую монету каждое донесение о сирийском химоружии. По его словам, Россия в последние годы дотошно перепроверяла каждое такое сообщение и оказалось, что многие из них были ложными или, по крайней мере, лишь наполовину правдивы.

НАТО разделилась на два лагеря

Сплоченно все вместе министры иностранных дел стран НАТО во главе с Расмуссеном во вторник до ужина официально предупредили Сирию не применять химическое оружие, пригрозив в противном случае соответствующими ответными действиями «международного сообщества». Однако под этим подразумевалась не НАТО, сообщил глава МИДа одной маленькой страны, а ООН. А германский глава МИДа Вестервелле в этом совместном заявлении, отвечая на вопрос прессы, будет ли в случае пересечения Сирией «красной линии» военное вторжение НАТО, официально заявил, что речь идет о политических средствах воздействия.

И хотя во время не формального ужина министров не было голосования по поводу предложений..

По материалам сайта «Война и мир»