Ему 29 лет, он новобранец-рядовой, что не вписался в армейский быт — таков портрет самоубийцы в американских вооруженных силах. Точно как в этом пропагандистском фильме, что сняли специалисты Пентагона в 1958 и показывали перед отбоем на военных базах. Вот он, нервный и неуверенный в себе, часто обращающийся к врачу солдат, который на полигоне слишком мечтателен, когда в руке граната без чеки. Болезненная тема отнюдь не исчерпала себя за полвека, наоборот, рост числа самоубийств в вооруженных силах США достиг пика за последние два года. В минувшем году лишили себя жизни 468 военнослужащих.

{advert=1}

«Мы не уверены, что есть связь между количеством поездок в горячие точки, но есть точно связь с стрессовыми ситуациями, с которыми сталкивается военный», — говорит Джен Кэмп, директор центра изучения психических заболеваний.

Что их толкает в петлю? Доктор пояснит, почти каждый раз — случай индивидуальный. Например, солдат, командировка которого затянулась в Афганистане, — в группе риска, но в ней же и окажется пилот, который засиделся на военной базе дома, и не совершил ни одного боевого вылета.

Генерал Питер Чиарелли обещает, что скоро вылечит самоубийц, будто речь идет о больных гриппом. Высокопоставленный чиновник Пентагона хвастает, что в военных лабораториях очень близки к тому, чтобы по анализу крови определять, кто может себе пустить пулю в лоб.

{advert=2}

«Самое сложное это определить — человек что-то задумал. И проблема с пост-травматическим стрессом, и повреждение головного мозга, что всегда вызвано навязчивыми мыслями о самоубийстве, их проявления у разных людей бывают одинаковыми. Если вы подозреваете, что кто-то вынашивает мысли о самоубийстве, очень важно каким будет лечение и взаимодействие с окружающими. Это прорыв. И не только для военных», — говорит Питер Чиарелли, заместитель командира армии США.

На диаграмме, которую представил на конференции центр американской безопасности, бросается в глаза, как многократно увеличивается число самоубийств в американских вооруженных силах с 2001 года — тогда начинается вторжение в Афганистан. Сопоставлять статистику самоубийств с графиком боевых действий военные не решились.

Потерь в этой войне, где и линия фронта отсутствует, и враг невидим, в цифрах выглядит так: с 2005 по 2010 год американский военный совершает самоубийство каждый 36 часов, ветеран, вернувшийся с поля боя, лишает себя жизни каждый 80 минут. Пентагон признает, что Соединенные Штаты эту войну проигрывают. Ведь в 2010 году в результате самоубийств солдат погибло больше, чем в горячих точках в Ираке и Афганистане, сообщает Рentagonus.