Разыгрывая свои политические партии, Россия, Китай, США идут на повышение ставок. В сферах обороны и безопасности эта игра зашла так далеко, что попытка поднять напряжение на следующий уровень может спровоцировать открытый глобальный конфликт. При этом «украинский вопрос» — далеко не единственный и далеко не самый сложный в этой игре.
Об этом заявил глава Фонда «Майдан иностранных дел» Богдан Яременко в комментарии ZN.UA
«Даже в своем регионе Украина не является отдельным вопросом или проблемой, а воспринимается как часть более широкой картины в противостоянии от Балтики до Кавказа и Средиземного моря между Россией и США, Россией и НАТО, Россией и ЕС», — отметил он.
Дипломат обращает внимание, что на сегодняшний день Украина лишена возможности вести активную международную политику с учетом всех зон конфликтов или конфликтных интересов.
«В Украине нет эффективного правительства, способного на такую игру, нет ресурсов для такой игры, нет объединенного общества, которое могло бы быстро найти решение первых двух проблем. При этих обстоятельствах говорить о том, что для Украины лучше (дальнейшее обострение либо постепенное угасание напряженности) или что создает потенциально лучшую ситуацию, — исключительно теоретическое упражнение. При любом развитии событий, в частности в противостоянии России со США, НАТО и ЕС, вызывает серьезное сомнение способность нашего государства не только влиять, но и воспользоваться возможностями, которые создадут соответствующие тенденции», — считает Яременко.
Эксперт наиболее вероятным сценарием считает дальнейшее обострение отношений и рост напряженности между РФ и США, НАТО и ЕС.
«Похоже, РФ стратегически решила, что «войны никогда больше не будут происходить на российской территории», и начала масштабную гибридную агрессию против Запада. Возможно, Россия не планировала это на нынешнем этапе, а просто оказалась втянутой в соответствующие процессы из-за ошибочного прогноза реакции Запада на оккупацию Крыма и войну на востоке Украины. Сейчас непонятно, есть ли у россиян трезвый расчет имеющихся ресурсов для такой войны или план выхода из нее. Вместе с тем, несмотря на значительные структурные проблемы в собственной экономике, Россия активизирует невоенные компоненты гибридной агрессии (информационные и идеологические диверсии, кибернетическую войну) и мелкие военные провокации (цель которых, вполне возможно, одна: скрыть драматическую разницу в обычных вооружениях между РФ и Западом). Цель такой политики — создать для Запада множество комплексных внутренних и внешних проблем, которые ослабят его до такой степени, что он либо потеряет способность оказывать сопротивление РФ, либо будет вынужден пойти на договоренности с Россией (на сегодняшний день ряд российских представителей государства и неправительственного сектора призывают заключить «новый Хельсинский договор», хотя понятно, что под этим — плохо замаскированное желание получить «новую Ялту»)», — анализирует ситуацию Яременко.
Эксперт отмечает, что чем больше усложняются отношения между Западом и РФ, тем более благоприятной для Украины становится ситуация в решении маленьких тактических задач: объяснить, что нет «украинского кризиса», а идет война; что минские договоренности невозможно выполнить (по меньшей мере, некоторые пункты с их формулировками).
«Но ситуацию, когда обострение отношений между Западом и РФ перейдет в стадию вооруженного или неконтролируемого противостояния, нужно считать смертельно опасной для нашего государства. Во-первых, хотя такое развитие событий ныне выглядит более возможным в Сирии, не исключено, что именно наше государство может стать тем театром боевых действий, где будет разворачиваться вооруженное противостояние между РФ и Западом. Во-вторых, у Украины нет союзников. В случае начала мировой войны мы либо останемся без какой-либо помощи извне (при неспособности политической элиты обеспечить внутреннее единство), либо будем вынуждены выбирать сторону противостояния без каких-либо гарантий безопасности или даже потенциальных выгод для себя (единственный возможный способ реализовать популярный украинский пропагандистский лозунг о том, что в Донбассе Украина защищает европейские ценности)», — сказал Яременко.
По его мнению, при таких условиях «наилучшим» вариантом для Украины в контексте гипотетической «глобальной нормализации» может быть согласие между РФ и Западом о статус-кво в Украине.
«Россия не двигается дальше, Украина не пытается вернуть территории (прежде всего — Крым), Запад сдерживает Украину, сохраняя над ней протекторат. Но непременной предпосылкой такой договоренности является необходимость для Запада осознавать Украину частью своего правового, ценностного, политического, культурного и безопасного пространства», — отметил дипломат.