Об этом пишет Михаил Леонтьев в журнале Однако
Негодование не выглядит убедительным. Поскольку если таких консультаций не велось бы в принципе, то состояние этих руководителей никак нельзя было бы расценивать как адекватное.
Обратите внимание: Греция уже перестала быть новостным хитом. И совсем не потому, что ее «спасли», как раз, собственно, «спасения» никакие варианты помощи Греции не предполагали. Просто на фоне Италии несчастная Греция скромно бледнеет.
Характерно, что единственным пока способом лечения итальянской болезни является стремительное истребление непотопляемого до сих пор «работорговца» Берлускони. Никаких иных «программ помощи» Италии на самом деле и быть не может. Этот вес Европа не выжмет.
Создается впечатление, что судьба европейского проекта решена.
То есть побочным продуктом глобального кризиса — подчеркнем, отнюдь не европейского происхождения — стал крах извечного немецкого проекта: мы присутствуем при развале «Четвертого рейха». Такого, казалось бы, интеллигентного, обаятельного и политкорректного — не чета первым трем.
Европейский проект — это любовь по расчету. И расчет здесь был в первую очередь немецкий. То есть любовь еще теплится. Но когда будет подбит настоящий гамбургский счет — какая ж тут любовь?! Развод… и девичья фамилия! Дойче марка, если кто помнит.
Вопрос, был ли этот крах предопределен? С одной стороны, закономерен сам кризис. Закономерно истощение системы кредитно-долговой накачки, которая только и позволила слепить единую Европу из совершенно разных, разноуровневых стран и типов экономик.
С другой стороны, выясняется одна вещь — достаточно взглянуть на ничуть не более здоровую экономику США: любовь по расчету, брак по расчету — это не государство. Государства так не живут. Евросоюз и не был государством. И попытки создать из него квазигосударство в ответ на кризис обречены.
{advert=4}
А кризис могут пережить только государства. Скрепленные единой волей — «браком по любви». И дело здесь даже не в возможностях эмиссионной, финансовой и бюджетной политики, а в нематериальной, по сути, воле жить вместе. Вопреки расчетам.