Сегодня Президент Украины принял участие в заседании Кабмина.

Пресс-служба главы государства опубликовала полный текст его выступления:

Уважаемые Арсений Петрович, Александр Валентинович,

Уважаемые члены Правительства, председатели областных государственных администраций,

Уважаемые коллеги, уважаемые телезрители,

Рад присутствовать на заседании Кабмина. Это мое первое участие в качестве Главы государства, и уверен, что сегодня само время требует от нас четко скоординированных и эффективных действий.

В воскресенье на совещании с силовиками мы договорились с руководителем Правительства, Председателем Верховной Рады о проведении этого заседания.

Четкие поручения получили руководители силовых ведомств, и уверен в том, что вопросы, вынесенные сегодня на повестку дня, будут способствовать укреплению нашей обороноспособности.

Но прежде чем мы с вами заслушаем соответствующих министров, я хотел бы проинформировать об усилиях по реализации мирного плана Украины.

Благодаря мужеству и доблести украинских военных, славных воинов Вооруженных Сил Украины, Национальной гвардии, Министерства внутренних с дел, Государственной пограничной службы за июнь-август нам удалось существенно сократить территорию, контролируемую боевиками.

Из террористической неволи освобождены миллионы граждан Украины, в первую очередь, жителей Донбасса.

Но наше героическое наступление заставило врага прибегнуть к прямому вторжению на территорию украинского государства, к использованию подразделений регулярной армии Российской Федерации, к еще более массированной поставке техники и высокоточного оружия — в комплекте со специалистами, которые умеют профессионально ней пользоваться и хладнокровно убивают украинцев.

Человеческая же жизнь является высшей ценностью, и мы должны сделать все возможное и невозможное для того, чтобы прекратить кровопролитие и положить конец страданиям людей.

Популярные статьи сейчас

Битва двух наебок: почему украинцы возвращаются на оккупированные территории

Le Monde раскрыла секретные переговоры о европейской военной миссии в Украине

Цены на топливо снова взлетят: названы причины и сроки подорожания

“Умру в борьбе за свободу”: Хавьер Милей о радикальных реформах в Аргентине, войне с социализмом и надеждах на Трампа

Показать еще

Именно поэтому я вышел с инициативой о немедленном прекращении огня. Договорились об этом в разговоре с президентом Российской Федерации Владимиром Путиным. В Минске в рамках Трехсторонней контактной группы был подписан соответствующий протокол, подчеркиваю, протокол на основе мирного плана Президента Украины.

Так, режим прекращения огня вводится сейчас очень непросто, очень трудно. Террористы время от времени пытаются постоянно спровоцировать украинские войска.

Рассчитываю, и проведены все необходимые консультации с представителями ОБСЕ, специальной мониторинговой группы, которая уже работает в Киеве, о том, что именно эта организация возьмет на себя львиную долю нагрузки по мониторингу, верификации и обеспечению строгого соблюдения режима прекращения огня со всех сторон.

Полномасштабные боевые действия, я ответственно хочу это подчеркнуть, с 18.00 5 сентября не ведутся. К сожалению, этого нельзя увидеть по большинству телеканалов, я могу сказать, что обстановка на фронте кардинально изменилась. Каждый день до 5 сентября, особенно в последние дни, страна теряла десятки жизней своих героев, каждый день сердце сжималось, когда ночью мне звонили и сообщали об очередном штурме, артиллерийском обстреле или атаке системы залпового огня, которые уносили жизни лучших украинцев.

Прошу почтить память погибших минутой молчания.

Прошу садиться.

Что мы имеем сейчас в результате подписания протокола?

Не только сохраненные украинские жизни. Не только остановку наступления регулярных вооруженных сил соседней страны.

Начался процесс освобождения украинских военных и гражданских, которые удерживались незаконными вооруженными формированиями.

Уже сегодня с момента объявления прекращения огня освобождены почти 700 наших граждан. К концу недели существует четкий график, когда еще 500 украинцев наконец получат возможность вернуться домой.

Минский протокол предусматривает не только режим прекращения огня, но и очерчивает контуры будущего политического урегулирования.

Я понимаю, что мы вступили в предвыборную кампанию. Я понимаю, что сейчас кому-то очень хочется создать несуществующую сенсацию, продолжить войну, но народ Украины сегодня нуждается в мире. Я в этом твердо убежден. И я не сомневаюсь в том, что специфика этой кампании должна побудить всех ответственных политиков не прибегать к дешевому политиканству и примитивным политическим спекуляциям и объединиться вокруг сохранения мира в государстве.

Я хотел бы четко проинформировать и подчеркнуть, что Украина не сделала никаких уступок в вопросах своей территориальной целостности и государственного устройства!

Еще раз подчеркиваю — сейчас идет война за независимость Украины. Не более и не менее, за существование нашего государства, и мы никому не сдадим ни вопрос суверенного устройства, ни вопрос независимости, ни вопрос территориальной целостности.

Мы остаемся соборной и унитарным государством.

И для того, чтобы в этом все могли убедиться, я настоял на том, чтобы, несмотря на якобы существование таких договоренностей, все документы, которые подписываются, немедленно были обнародованы. И чтобы у каждого была возможность в этом убедиться.

Протокол предусматривает восстановление и сохранение суверенитета Украины на всей территории Донбасса, — в том числе и той, которая сейчас временно контролируется боевиками.

Эта часть тоже вернется в правовое поле Украины.

Обращаю ваше внимание, что ни о какой федерализации, ни о каком отчуждении в протоколе не говорится и речи быть не может.

Еще раз подчеркиваю, что такие образования, как так называемые ДНР и ЛНР, в документе не упоминаются вообще!

Оговорено, что Закон Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» предусматривает четко статус этих регионов в составе Украины.

На следующей неделе этот проект будет внесен в Верховную Раду. Этот проект обеспечивает мирное возвращение этих районов под украинский суверенитет. И я просил бы, от этого зависит судьба мира, поддержать его. Я просил бы, чтобы мы ни в коем случае не сорвали мирный процесс.

Могу согласиться — наверное, мы будем не в восторге от состава местных депутатов, которых на досрочных выборах в городские и районные Советы выберут жители Луганска и Донецка. Но разве не лучше, чтобы политика вершилась избирательными бюллетенями, а не автоматными очередями и залпами градов?

Уважаемые друзья!

Я буду откровенен, наверное, один Господь знает, как долго будет продолжаться режим прекращения огня. Я могу только заверить вас, что украинская власть совместно будет делать все возможное, чтобы сохранить мир.

Но при этом расслабляться у нас нет никаких оснований.

Мы уже сейчас осуществляем перегруппировку наших Вооруженных Сил, Национальной гвардии, пограничников, но не в день нападения и наступления, а для того, чтобы гарантированно и эффективно обеспечить защиту своей территории.

Только что, я подчеркиваю, завершилась третья очередь частичной мобилизации.

Трехсменная работа оборонных предприятий Украины, которая была налажена за последние недели, сегодня дает возможность поставлять в войска ежесуточно до 30 единиц бронированной техники по восстановлению боеспособности после боевых действий или складов.

Три линии обороны Мариуполя, крупная группировка военных и патриотический порыв местного населения, жителей Мариуполя, преисполненных решимости защитить город — создают надежный заслон от возможной атаки со стороны врага на это цветущий и очень-очень проукраинский сейчас город. Я в этом убедился лично, позавчера посетив Мариуполь.

Да, наше войско создается «с колес», в течение только последних шести месяцев, в то время, как нам противостоит одна из крупнейших армий мира. Военная сила в Европе номер один, вооруженные силы которой в течение последних 10-15 лет постоянно модернизировались и сегодня обладают самым современным, самым совершенным оружием в мире. Кроме того, они еще и набрались опыта в различных «горячих точках».

Это, к сожалению, длительная военная угроза. Она не пройдет и в том случае, если текущий кризис завершится в ближайшее время. Нам надо научиться жить в таких условиях. И горизонт нашего стратегического планирования — не месяцы, не годы, а даже десятилетия.

Обращаю ваше внимание, что в день, когда в Минске был подписан меморандум трехсторонней группы, в Ньюпорте проходил саммит крупнейшей в мире организации безопасности — саммит НАТО. Могу отметить, что, благодаря усилиям украинских представителей, мы вышли сейчас на максимально возможный уровень сотрудничества с Североатлантическим альянсом, который только может быть со страной-не членом НАТО.

С рядом стран на двустороннем уровне нам удалось договориться о существенном расширении военно-технического сотрудничества. Я не сомневаюсь, что весь мир сегодня продемонстрировал желание помочь нам защитить себя. Но реальность, друзья, — никто за Украину воевать на нашей территории не будет. Это — наш крест, это наш святой долг.

Да, обязательства власти — сделать все возможное для того, чтобы украинскому солдату было чем воевать, чтобы создать условия защитить себя, эффективно действовать, и для этого ми используем международное сотрудничество. Но это — дело украинского войска. И повышать нашу обороноспособность — это наш с вами святой долг.

Сегодня мы заслушаем руководителя Пограничной службы, я надеюсь, будет возможность заслушать и министра обороны. Думаю, что стоит послушать и руководителя Нацгвардии и Министра внутренних дел.

Я уверен в том, что в материалах, которые сейчас вам предлагаются, сформулированы реальные потребности нашей армии. Украинское государство делает все возможное, чтобы сегодня обеспечить украинского воина всем необходимым. Мы будем удовлетворять потребности и в оружии, и в технике, и в деньгах, как бы трудно не было.

Еще две с половиной тысячи лет назад древнегреческий историк Фукидид пришел к выводу, что успех в войне зависит от финансов. Он знал, о чем говорил, ибо писал историю войны, в которой сам участвовал.

Как бы это ни было трудно, я уверяю, мы совместно найдем деньги на оборону, и сделаем так, чтобы значительная часть средств пошла не в песок, и не зависла на счетах. Если мы не построим эффективную систему военного управления, логистики и контроля за использованием ресурсов, мы никого не победим.

Та система, которая существует сейчас, — громоздкая, допотопная, архаична. И я сегодня жду предложений по созданию такой системы, которой бы аплодировали и украинские воины, и волонтеры, и весь украинский народ. Надо исследовать каждый тромб в системе, который делает наши войска неэффективными.

Волонтеры, кстати, на моей вчерашней встрече, подсказали, как лучше это делать.

Нет никакого сомнения, что потребности армии надо определять не по устаревшими нормами снабжения, по пожелтевшими бумажкам и инструкциям, а по тому, что реально сегодня необходимо бойцам и подразделениям в зоне АТО. Конкретному солдату, конкретной бригаде, батальону, взводу, роте.

Мы сегодня должны обсудить готовность не только Минобороны, но всех предприятий, учреждений и организаций к выполнению мобилизационных задач — независимо от формы собственности.

Война очень негативно влияет на нашу экономику. И экономика без реформ слишком слаба, чтобы гарантировать победу.

Чтобы разорвать этот круг, мы должны ускорить реформы. Мы с Правительством, с руководством Парламента делаем все возможное, чтобы скоординировать и ускорить реформирование, которого страна уже заждалась.

Нет худа без добра, гласит народная мудрость. И поскольку военная угроза носит, к сожалению, длительный характер, насущные потребности обороны страны могут сделать военно-промышленный комплекс одним из локомотивов отечественной экономики.

Еще один вопрос — это охрана украинской государственной границы и защитное укрепление линии непосредственного противостояния с боевиками.

Если без линии Маннергейма не обойтись, значит, надо строить и такие фортификации, только еще более мощные, с учетом опыта предшественников. Обращаю внимание, не фортификационные сооружения образца 41-42-х годов, а то, чего сегодня требует современная оборонная наука. Глубоко эшелонированная оборона, с танковыми позициями, с механизмами защиты от систем залпового огня, с современной коммуникацией, с четким взаимодействием всех подразделений, задействованных в антитеррористической операции. Со специальной зоной, которая позволяет эффективно применять оружие.

Я не исключаю, что в ближайшее время придется создать особый режим пребывания граждан в зонах, прилегающих к антитеррористической операции.

Заслуживает внимания инициатива общественности по разработке стратегического плана и создание инфраструктуры для организации так называемого партизанского движения. Мы и к этому должны быть готовы, потому что береженого Бог бережет.

Уже сама мысль о том, что каждый метр украинской земли будет гореть под ногами оккупантов, должен стать фактором, сдерживающим от широкомасштабного вторжения.

Укрепление обороноспособности — это один из способов борьбы за мир.

Мы не стремимся к войне, мы хотим мира, но, если хочешь мира, порох надо держать сухим.

На каждом из здесь присутствующих лежит колоссальная ответственность за защиту страны. Я уверен, что сегодня у нас состоится профессиональная дискуссия по этому поводу.

Прошу не колебать воздух лишь перечнем проблем, нам они очень хорошо известны, а сразу предлагать пути их решения в тех условиях, которые есть, теми ресурсами, которые есть в нашем распоряжении.

Еще раз подчеркиваю, даже тема нашего заседания — укрепление обороноспособности, планирование строительства фортификационных сооружений, планирование рубежей обороны, перегруппировки и обеспечения повышения эффективности действий наших Вооруженных Сил и силовых подразделений. Все это делается исключительно для одного — мы должны сохранить мир в государстве. И мы это сделаем. Я в этом убежден, я в это верю.

Хочу сообщить последнюю информацию, которую я получил от нашего главного управления разведки — 70% войск РФ отведенные за границу. И это еще одна горячая надежда, что у мирных перспектив есть хорошая перспектива. И сегодня, благодаря нашей совместной эффективной и слаженной работе от нашего объединения всей страны зависит, насколько эффективным будет дальнейшее развитие событий.

Мы собираемся уже сейчас навести порядок в организации управления войсками, когда линия фронта, обороны будет держаться бригадами, когда у батальонов территориальной обороны будет своя задача и не в непосредственном соприкосновении с противником, а по обороне территории. Когда у сводных подразделений Министерства внутренних дел будет своя функция, и они будут удерживать освобожденные от оккупантов города. Когда у Нацбанка будет исключительно своя функция, и он будет заниматься присущими ему и только ему задачами.

Я уверен в том, что в таком наведении порядка будет способствовать восстановление мира.

Не надо сегодня расслабляться и думать, что война не может прийти куда угодно. Мы сегодня должны быть готовы и донести, потому что народ Украины сегодня нуждается честном и откровенном разговоре о том, в какой ситуации находится страна, какие сегодня перед Украиной стоят угрозы, каких ответственных шагов от политиков и чиновников она нуждается. И я не сомневаюсь — нам удастся это организовать. Мир будет в Украине, мы все для этого сделаем. Все в Украине будет хорошо — я в это верю.