Об этом в авторской колонке специально для РИА «Новый Регион» пишет эксперт энергетического рынка Валентин Землянский, возглавлявший пресс-службу компании «Нафтогаз Украины» во время «новогоднего» газового конфликта.

{advert=4}

…Сенсационная утечка информации о российско-украинских газовых переговорах всколыхнула информационное пространство. Вместе с тем, ничего сенсационного в озвученных цифрах не прозвучало. В течение последних месяцев и правительственные чиновники и эксперты акцентировали внимание та том, что приемлемой ценой для Украины является 200-230 долларов за тысячу кубометров. При этом не раскрыт главный вопрос, — какие совместные договоренности позволят снизить цену российского газа для Украины.

Во-первых, это вопрос создания консорциума по управлению украинской ГТС и ее подземными хранилищами газа. До сих пор нет четкого понимания, в каком формате планируется создание консорциума, и когда это произойдет, поскольку консорциум по управлению ГТС напрямую увязан с реформированием НАК «Нафтогаз Украины». Также нет четкой позиции со стороны Евросоюза относительно участия в данном проекте, либо получения предложений со стороны Украины и России принять участие в консорциуме по управлению ГТС.

Во-вторых, нет четкого понимания, какие преференции может получить российская сторона в случае участия в приватизации объектов энергетики и химии. Если этот вопрос был жестко привязан к переговорному процессу по цене на газ, то тогда нынешний газохимический магнат Дмитрий Фирташ уже в ближайшее время может потерять свое влияние на Украине, будучи вынужденным «поделиться» своими активами в газораспределительной и химической отраслях. Общеизвестно, как умеют убеждать «российские партнеры». Хотя, не исключен и мирный вариант — в том случае, если Дмитрий Васильевич аккумулирует газохимические активы исключительно в интересах «Газпрома».

Результаты переговорного процесса по цене на газ, которые, как ожидается, объявят в конце ноября президенты двух стран, будут носить скорее промежуточный и срочный характер. Долгосрочных и кардинальных решений стоит ожидать не раньше окончания президентских выборов в России в марте 2012 года. Именно тогда станет понятно, в каком формате будут развиваться российско-украинские отношения — как в газовой, так и в других отраслях экономики.