По сути дела, ничего нового — противоборствующие стороны по-прежнему далеки от достижения согласия в поисках решения карабахской проблемы. И один из наиболее спорных вопросов, мешающих урегулированию затянувшегося конфликта, связан с Лачинским коридором.

Попытки найти консенсус в этом казалось бы частном, но на самом деле очень важном вопросе, пока не дают положительного результата, и московская встреча подтвердила это. Впрочем, по мнению экспертов, прийти к компромиссному решению здесь не просто, хотя все же возможно при наличии политической воли.

Чем же объясняется то большое значение, которое придают Баку и Ереван проблеме Лачинского коридора? Когда в 1994 году было заключено перемирие и карабахская война, которую тогдашний глава азербайджанского государства Гейдар Алиев назвал «безумием», наконец остановлена, армянскими частями оказались оккупированными несколько районов Азербайджана, примыкающих к Нагорному Карабаху. В числе этих районов был и Лачинский, расположенный между Нагорным Карабахом и Арменией. Когда-то, в первые годы советской власти, этот район называли Красным Курдистаном, потому что там жили в основном курды, никуда они неделись и сейчас, хотя их теперь не так много, как раньше.

Особое значение Лачин приобрел, когда начались карабахская война. Этот район, в мирное время не имевший никакого стратегического значения , стал важнейшим мостом, соединяющим Нагорный Карабах (НК) с Арменией. Именно по этому своеобразному коридору отрезанный от Армении анклав с армянским населением получал от нее помощь — и военную, и продовольственную. Потеряв Лачинский коридор, самопровозглашенная Нагорно-Карабахская республика (НКР) лишится этой крайне необходимой помощи и окажется в полной изоляции, что сделает ее положение в случае возобновления военных действий исключительно тяжелым. А исключить новый вооруженный конфликт никак нельзя, поскольку пока многолетние переговоры «глухи» и безрезультатны.

Вот почему, когда в ходе переговоров президентов Армении и Азербайджана встает вопрос о том, что оккупированные районы должны быть освобождены, армянская сторона соглашается на это только при выполнении двух условий. Во-первых, Баку обязуется признать независимость НКР, а во-вторых, для обеспечения безопасности Нагорного Карабаха Лачинский коридор должен непременно остаться под контролем армянских частей. На возвращение Азербайджану этого стратегического района ни Ереван, ни Степанакерт (столица НКР) категорически не согласны. Ситуация несколько напоминает ближневосточную, где Израиль, отлично понимая стратегическое значение Голанских высот, не соглашается на их возвращение Сирии.

Для Баку неприемлемо ни одно из выдвинутых условий. Признать независимость НКР для Азербайджана означает потерю Нагорного Карабаха (азербайджанские силы занимают только небольшую часть территории). А это значит — признать свое поражение в войне начала 90-х годов, что для Ильхама Алиева, как и для любого другого руководителя, стало бы, по всей вероятности, концом политической карьеры. Согласиться на продолжение оккупации Лачинского района Баку тоже не может, ибо в этом случае шансы на реванш, о котором, конечно, на берегах Каспия не могут не думать, и возвращение Нагорного Карабаха в возможной новой войне очень невелики.

Высказывается предложение разместить в зоне Лачинского коридора миротворческий контингент, но это не устраивает противоборствующие стороны. Степанакерт в этом случае может лишиться помощи Еревана, а Баку опасается, что Лачин не будет в итоге возвращен Азербайджану, и решение спорного вопроса вновь отложится на неопределенное время.

Есть и еще один вариант, который некоторые эксперты считают возможным. Это получение Азербайджаном, взамен Лачинского коридора, какой-то иной территории, имеющей для Баку важное значение. Пойдут ли на это Ереван и Степанакерт, согласится ли с таким вариантом азербайджанская сторона? Ответить на этот вопрос трудно, однако обсудить альтернативное решение всё же стоит. Во всяком случае, этот вариант может оказаться отправной точкой для достижения взаимоприемлемого решения в ходе переговорного процесса.

Итак, станет ли в конце концов Лачин коридором мира или будет коридором войны? От ответа на этот вопрос во многом зависит решение застарелого конфликта, оказывающего негативное влияние на ситуацию на всем Кавказе. Не хотелось бы, чтобы Лачинский район, который когда-то называли Красным Курдистаном, вновь стал красным — на этот раз от цвета пролитой крови.

Россия, являющаяся посредником в переговорном процессе, не раз заявляла о своей готовности гарантировать строгое соблюдение Азербайджаном и Арменией любого достигнутого ими соглашения, лишь бы оно было прочным, долговременным и устраивало обе стороны, исключая возможность возобновления конфликта, пишет peacekeeper.ru.