Я за то, чтобы рынок земли существовал, за цивилизованные земельные отношения, поскольку только так можно привлечь инвестиции в аграрный сектор Украины. Но посмотрите, что происходит в Украине. На сегодняшний день не работает земельный кадастр, не проведена оценка земли, не определены собственники. Сегодня и владелец земли, и инвестор, который ее арендует и обрабатывает, — они одинаково не защищены законом.

И государство, которое за 20 лет ничего этого не исправило, хочет одним законом решить все проблемы. Я за то, чтобы заставить сегодняшние законы работать, а не порождать еще один, который работать не будет.

На самом деле этот закон правильнее называть не «О рынке земель», а закон «О Земельном банке». Вопреки Конституции закон лишает все сельскохозяйственные предприятия права на приобретение земли — тот, кто на земле работает, никогда не станет ее собственником. Но ведь Земельный банк, который эту землю получает в собственность, никогда не станет вести хозяйство, он будет ее продавать. Так вот, у меня вопрос: а кому он продаст? Ведь продать можно только физическому лицу. Даже земля под недвижимостью продается только гражданам, то есть если предприятие построило объект на землях сельхозназначения, оно не имеет права купить участок под своим имуществом.

И можно предположить, что потом этот банк подлежит приватизации со всей землей, и земля будет у людей, которые приватизировали этот банк.

Отсутствие конкуренции на рынке земли неизбежно приведет к падению цены, скупке наделов за бесценок Земельным банком. Поэтому я и говорю, что этот закон — это фактически закон о Земельном банке, а точнее — о принудительной концентрации сельхозугодий одним покупателем-монополистом, который будет наделен безграничными спекулятивными и коррупционными возможностями.

Земельный банк будет выполнять не свойственную банкам в принципе функцию — передачу земли в аренду. И при этом на него не распространяются ограничения по площади, предусмотренные для рядовых участников рынка.

Я против того, чтобы в таком виде, без широкого обсуждения, этот закон вообще выносился в Верховную Раду на этой неделе.

Источник