Последние события, которые вновь развернулись вокруг газовых соглашений России и Украины, могут свидетельствовать  о серьезно проработанной российскими партнерами комбинации по возвращению Украины на путь добровольно-принудительного сотрудничества.

Издание «Зеркало Недели» опубликовало материал эксперта по вопросам энергетической безопасности Михаила Гончара, который считает, что дальнейшим ходом России может быть объявление Украине газовой блокады, к слову сказать, третьей по счету.

Как утверждает эксперт, дата газовой блокады окончательно не определена. Но, февраль, наиболее вероятный месяц для этого. 25 февраля — дата саммита Украина—ЕС. Дальше — весна, и газовый рычаг уже не такой действенный, стоит вспомнить хотя бы неудачную «газовую атаку» 3—5 марта2008 г.

В Кремле, по мнению Гончара, хотят, чтобы на этот саммит Украина прибыла в другом статусе — страны, которая де-факто осуществит разворот своей евроинтеграционной политики на 180 градусов под давлением обстоятельств и без давления газа в трубах. Эксперт отмечает, что министр иностранных дел Украины уже на второй день после «новостей от «Газпрома» заговорил об «ассоциированном членстве» в Таможенном союзе. Подобные высказывания будут только усиливать желание Кремля дожать Киев.

Михаил Гончар утверждает, что технические условия для проведения «газовой атаки» подготовлены. Из некоторых российских источников известно, что еще в декабре прошлого года предполагался подобный сценарий с целью дожать Киев в вопросе Таможенного союза. Однако низкие температуры на всей территории России, обусловившие работу газового комплекса на грани технических возможностей, сделали «газовый эксперимент» по принуждению Украины к ТС весьма рискованным. Да и с юридическим обоснованием ограничения поставок не все было хорошо, ведь год не был завершен, и нельзя было документально предъявить претензии по поводу недобора объемов.

Вместе с тем,  с 14 января2013 г., когда был введен в эксплуатацию трубопровод «Газель» (Gazelle) мощностью 30,5 млрд куб. м газа в год через территорию Чехии, технические возможности «Газпрома» на западноевропейском направлении выросли. Этим газопроводом можно транспортировать газ из «Северного потока» через OPAL и «Газель» не только в Чехию, но и в южную Германию и Францию через MEGAL. А в случае прекращения поставок газа в ЕС через территорию Украины и Словакии газотранспортную систему Чехии можно будет развернуть в реверс (схема так называемого поворотного стола) и начать транспортировку газа не только на восток Чехии, но и в Словакию. Кстати, Чехия на сегодняшний день уже практически не получает газ с восточного направления.

Также «Газпром» может предполагать увеличение транспортировки через «Голубой поток» в Турцию, но даже его максимальный проектный режим (16 млрд куб. м в год) не сможет без украинской ГТС покрыть объемы поставок в Турцию — 25 млрд. Но во временном режиме транзит через Украину может быть минимизирован. «Газпрому» не хватает (при нынешнем уровне его экспорта в ЕС) мощностей на 80 млн куб. м/день (около 30 млрд куб. м/год). Но задача «Газпрома» в случае, если Кремль решится на газовую блокаду Украины, — минимизировать дискомфорт главным партнерам России в Европе — Германии и Франции. Маршрут Nord Stream—OPAL—Gazelle—MEGAL должен обеспечить сохранение «газового комфорта» Западной Европе. Чехия и Словакия отделаются незначительными неудобствами, связанными с изменением режима работы ГТС.

«Скорее всего, они этому будут даже рады, так как это уникальная возможность на практике проверить эффективность комплекса принятых мер. В отличие от Украины с ее «газовыми принцессами» и «властелинами Межигорья», главы государств и правительства стран Центральной Европы заботились о своей энергетической безопасности после января 2006 г», — подытожил Михаил Гончар.