Отказ от аннексированного Крыма представляется руководству России невозможным, поскольку это не только политически было бы сейчас сложно, но и потому, что военные соображения «доминируют абсолютно» в принятии серьезных решений в Москве над всеми остальными.
В Кремле не предполагали такого внешнеполитического кризиса с Западом; того, что Крым станет «черной дырой российской экономики
Об этом заявил российский военный аналитик, обозреватель «Новой газеты» Павел Фельгенгауэр, выступая в четверг в Немецком обществе внешней политики в дискуссии “Закрытый полуостров: права человека и политика безопасности России в Крыму после аннексии», сообщает корреспондент Укринформа в ФРГ.
«Отказ от Крыма представляется нашему Генеральному штабу и политическому руководству, которое за ним следует, совершенно невозможной вещью… Надо понимать, насколько военные и стратегические соображения связывают руки российского руководства», — отметил Фельгенгауэр.
По его словам, невозможно решение крымского вопроса в дальнейшем без учета военного фактора, военно-стратегического значения полуострова. “Даже в случае возможной, когда-нибудь в будущем, смены режима в Москве военные вопросы никуда не денутся, кто бы не оказался (в руководстве)», — говорит эксперт. Для России принципиально важным является то, каким будет военный статус Крыма. В случае ухода с полуострова, минимальным было бы требование демилитаризации его, «но и это достаточно сложно», — отмечает он.
«Надо понимать российскую систему принятия любых решений – экономических, финансовых, внешнеполитических, когда военные соображения всегда идут первыми,… это тотальная милитаризация системы принятия решений. Россия – это не страна с армией, это армия со страной», — считает военный эксперт. И это, по его наблюдению, не очень понимают не только на Западе, но и внутри России.
Скрытность, с которой готовилась крымская операция, и многочисленные меры по введению в заблуждение всех (и мирового сообщества, и собственных граждан), были важными для военной внезапности, «но это смертельно неудачно для политических последствий, которые или никто не учитывал, или учитывал в очень слабой мере», — подчеркивает Фельгенгауэр. В частности, по его мнению, очевидно, никто не предполагал такого внешнеполитического кризиса с Западом; того, что Крым станет «черной дырой российской экономики».
Превращение Крыма в хорошо обороняемый остров он назвал «бедой российского планирования, которое носит слишком военно-оперативный характер», бедой слишком большой милитаризированности российского общества, всей системы принятия решений.