Новый президент США Дональд Трамп будет уделять минимум внимания традиционному трансатлантическому сотрудничеству с европейскими союзниками по НАТО, сосредоточившись на укреплении промышленной и военной мощи США.
Об этом президент Центра глобалистики «Стратегия XXI» Михаил Гончар сказал, комментируя для Зеркала недели инаугурационную речи Дональда Трампа.
Он обратил внимание, что в первой речи нового президента США нет ни слова о Европе или Североатлантическом Альянсе, а также допустил, что Вашингтон может сузить круг своих фактических союзников.
«Трамп не видит Европы, у него отсутствует трансатлантическое измерение. Но вряд ли это повод для радости в Москве и Пекине, поскольку Трамп мыслит категорией America first. Нельзя быть первым, если ты — один. Первый ты тогда, когда есть другие, и ты их ведешь. Поэтому со временем Трамп пересмотрит такой подход, но это не означает, что в его альянсе будут все те, кто ныне находится в НАТО», — указал он.
«Скорее, круг альянтов ограничится традиционным англосаксонским форматом (Канада, Великобритания, Австралия), отдельно Израиль, а также азиатский формат — Япония, Южная Корея и Тайвань. Если США времен Трампа решат, что наступило время проучить Иран, Северную Корею, РФ или КНР, будет выбран или создан тот или иной формат», — говорится в статье.
Гончар обращает внимание на то, что основным приоритетом своей внешней политики Трамп назвал борьбу с «Исламским государством». В его программе содержатся тезисы об укреплении ВС и разведовательных структур, а также о развитии кибервозможностей США.
«Но и ни единого слова о НАТО, трансатлантической солидарности, Хельсинском заключительном акте СБСЕ, под которым стоит подпись США и на котором держался мир в Европе. Последнее может означать, что принципы отныне бездействуют, действуют интересы и сила», — заключил он.
По мнению аналитика, в результате подобной политики можно ожидать тенденций к ослаблению американского влияния в Европе с дальнейшей фрагментацией ЕС, а также стимулирования оформления опасного для Европы российско-немецко-французского альянса.