Ситуацию для «Хвилі» комментирует эксперт Института энергетических исследований Юрий КОРОЛЬЧУК:

 

ЕБРР отказал Украине в предоставлении кредита размером 154 млн. долл. на реконструкцию ГТС. По информации Института энергетических исследований, меморандум о готовности ЕБРР выделять финансовые средства для ГТС, который был подписан в июле 2011 года, утратил свою силу.

Если принять во внимание и то, что ЕБРР является флагманом европейской банковской среды, то это плохой сигнал для других банковских структур, которые также могут отказаться от сотрудничества с Украиной в вопросе реконструкции ГТС. На очереди отказ Европейского инвестиционного банка, который также подписывал в июле 2011 г. меморандум с «Нафтогазом Украины» о выделении дополнительных 154 млн. долл. Мировой банк, скорее всего, после этого может приостановить переговоры о своем участии в реконструкции ГТС, которые перманентно ведет с Украиной с 2010 г.

Старший банкир ЕБРР Поль Шапиро заявил также: «ЕБРР будет продолжать переговоры об инвестициях, но нам нужно доказательства реформ… Как можно кредитовать убыточную компанию («Нафтогаз Украины»)?»

Этим чиновник ЕБРР только подтвердил утверждения Института энергетических исследований годичной (http://esi.org.ua/public/35.html) и полугодичной давности (http://esi.org.ua/public/143.html) о том, что ЕБРР и ЕИБ не выделят денег на реконструкцию ГТС, так как «Нафтогаз Украины» ведет иждивенческую политику и получает «дотации» с бюджета страны.

Символично, что в этот же день, когда ЕБРР отказал в кредите, Кабинет министров Украины обнародовал очередное постановление №140, которым увеличил уставной фонд «Нафтогаза» на 6 млрд. грн. — до 55,8 млрд. грн. А это значит, что правительство дальше будет выпускать ОВГЗ для расчетов за газ.

Отказ ЕБРР — это следствие отказа МВФ. И дальнейшей невозможности Украины договорится с МВФ, который и высказывает Украине требования повысить цену на газ для населения и теплокоммунэнерго.

Еще одной причиной отказа ЕБРР является торможение процесса реформирования газового рынка страны и «Нафтогаза Украины». Бдительный ЕБРР не ввело в заблуждение то, что вместо «Нафтогаза Украины» была ликвидирована только его дочерняя компания «Газ Украины». На самом деле, как и раньше, «Нафтогаз Украины» остается надстройкой над всеми видами деятельности. Поэтому пока что в Украине не видно выполнения требования Еврокомиссии о разделении функций транспортировки, добычи и продажи энергоресурсов.

Наконец ЕБРР не устраивает неопределенность Украины в вопросе будущего нефтегазовой отрасли, так как Банк не видит целостного представления властей о том, что нужно делать: создавать консорциум с ЕС и Россией, создавать консорциум только с Россией, выводить «Нафтогаз Украины» на IPO и продавать пакет акций международным компаниям. Все это также повлияло на то, что ЕБРР временно приостановил свое участие в вопросе реконструкции ГТС Украины. Жаль, что это только сыграет на руку России, которая обязательно воспользуется этим, чтобы дальше убеждать Украину создавать консорциум по управлению ГТС на условиях «50 на 50».