Европейский Союз делает недостаточно для того, чтобы помочь Украине и тратит слишком много усилий на урегулирование ситуации в Греции.
Об этом пишет старший научный сотрудник Института международной экономики имени Петерсона в Вашингтоне Андерс Аслунд. Комментарий эксперта на этой неделе опубликовало немецкое деловое издание Capital, передает DW.
Как отмечает эксперт, весной прошлого года ЕС с большой помпезностью объявил об открытии своего рынка для Украины. Однако остаются 40 основных торговых квот, многие из которых, по его словам, уже исчерпаны. Вместо того чтобы открыть себя Украине, в сентябре 2014 года ЕС под давлением России отложил полноценное воплощение соглашения о свободной торговле с Украиной. «Правильно было бы сделать с точностью до наоборот: Европе широко открыть свои двери для украинских товаров, чтобы противопоставить что-то воинственной торговой блокаде с российской стороны», — отмечает Аслунд.
Аналитик убежден, что сейчас в Украине впервые действительно способное и по-настоящему настроенное на реформы правительство, которое сделало много основных реформаторских шагов по требованию Запада. В частности, с апреля выросла цена на газ для населения, были отменены угольные субвенции, государственные закупки происходят в условиях настоящей конкуренции, а предприятия обязаны обнародовать данные о своих истинных бенефициарах. «Много делается для того, чтобы указать на границы олигархам», — добавляет Аслунд.
В ответ на это ЕС поддержал четырехлетнюю программу помощи от Международного валютного фонда объемом 17,5 миллиарда долларов. Однако валютных резервов катастрофически не хватает, отмечает экономист. В этом и в прошлом году в ЕС одобрили выделение Украине пяти миллиардов евро кредита — это лишь сороковая часть от того, что пошло в Грецию, констатирует Аслунд.
При этом экономист считает, что такие действия не имеют смысла. По его мнению, Украина реформируется, тогда как Греция половину декады почти ничего не делала и сейчас открыто выступает против настоящих реформ. При этом, напоминает Аслунд, население Украины в четыре раза больше количества жителей Греции, и стратегически она играет большую роль для Европы. «После того, как ЕС де-факто потерял Грецию, он нуждается в успехе — и Украина может принести такой успех. Но это предполагает необходимое внимание и массу ресурсов», — отмечает аналитик.
Если Европа отказывает Украине в военной помощи, она должна как минимум предоставить финансовую поддержку, убежден Аслунд. Украина срочно нуждается в свежих валютных резервах, и Европейский центральный банк мог бы без проблем предоставить гарантии в размере более десяти миллиардов евро. «Это стабилизировало бы национальную валюту и ничего бы не стоило ЕС — доступ к деньгам мог бы быть связан с жесткими условиями. Деньги оставались бы во Франкфурте. Нет никаких причин, которые бы свидетельствовали против такой помощи», — считает Андерс Аслунд.