В Италии продолжаются перемены, которые могут привести к политическому и экономическому кризису как в самой стране, так и во всем Евросоюзе.
После провала правительства на конституционном референдуме и отставки 41-летнего Маттео Ренци, самого молодого премьера в истории страны, кабинет возглавил его соратник, 62-летний Паоло Джентилони, экс-глава МИДа. Его хвалят за позитивный имидж на международной арене, тем более в 2017 году Италия возглавит «Большую семерку» (G7), в следующем году также пройдет юбилейный саммит ЕС.
Впрочем, смена премьера стабильности не добавила. В Италии набирает обороты политическая турбулентность на фоне падения экономики и растущего космического госдолга (более 2 трлн евро) вкупе с банковским кризисом.
Популистское движение «Пять звезд» во главе с бывшим комиком Беппе Грилло продолжает настаивать на проведении досрочных парламентских выборов и грозит протестами. «Пятизвездочники» набирают популярность на волне захлестнувшего страны ЕС евроскептицизма и недовольства наплывом беженцев. По рейтингам они уступают правящей партии всего пару процентов — движение Грилло поддерживают около 27% итальянцев.
Кстати, по пессимистическому сценарию Bloomberg, Грилло таки придет к власти и запустит идею референдума о повторном введении итальянской лиры. Причем последствия могут быть гораздо серьезнее для будущего ЕС, чем Brexit.
Как объясняет обозреватель Financial Times Гидеон Рахман, Италия, в отличие от Британии, была одним из государств — основателей ЕС и всегда активно его поддерживала.
Но главное — в стране ходит евро, в то время как британцы никогда не отказывались от своих фунтов. А значит уход Италии может подорвать курс евровалюты.
Украинцы волнуются
Украинские заробитчане, а их в Италии около 700 тысяч, взволнованы нынешним положением дел в стране. «Найти работу стало сложнее, итальянцы все реже нанимают прислугу и сиделок для пожилых родителей — многие экономят из-за падения доходов. Раньше можно было выбирать «синьйоров» (работодателей), а теперь найти хорошее место — за счастье. Платят почасово, набегает около 600 евро в месяц (16 тыс. грн), но зачастую требуются помощники лишь на пару часов в неделю. Приходится искать разные подработки, это очень выматывает», — рассказала Вестям экс-львовянка Галина Иванкив, которая трудится сиделкой под Неаполем.
Другая наша землячка, Мария Зуб из Ивано-Франковска, признается, что раздумывает вернуться в Украину: «Я скопила немного денег — займусь домашним хозяйством или поеду в Польшу на заработки. В Италии такое же ощущение нестабильности, как в Украине. Если страна выйдет из ЕС и вернутся лиры, деньги обесценятся. Хотя, по правде сказать, когда я приехала в Италию впервые в 2000 году, и тут ходила лира с кучей нулей, то на заработанные деньги можно было купить больше, чем сейчас на евро. Просто цены были в два-три раза ниже».
По ее словам, раньше на жизнь хватало 500 евро, а сейчас надо минимум вдвое больше.
«Выручает, что питаюсь у хозяев. Многие итальянцы недовольны, что страна вошла в ЕС. Но это палка о двух концах. Италия получает много дотаций от Европы: и на ремонт дорог, и на беженцев, которые пачками приплывают сюда по морю. Кстати, из-за этого стало сложнее найти место — итальянцу нанять нелегала из Африки дешевле, чем украинца», — добавляет Мария.
Эксперты уверены: если Италия выйдет из ЕС, то экономика страны и банковская система могут рухнуть без вливаний Европейского центробанка. Как рассказал «Вестям» итальянский журналист Фабио Морра, на балансах банков зависло более €300 млрд проблемных кредитов, в том числе €200 млрд оцениваются как безнадежные ссуды. «Без подпитки извне страну ждет катастрофа», — считает журналист.