После заявления СБУ о том, что СНБО внесла программные продукты «1С» в санкционный список, а компания ДП «Еврософтпром» (украинский правообладатель софта «1С: Предприятие») публично опровергла эту информацию, бухгалтеры и руководители украинских предприятий стали оживленно обсуждать возможные варианты действий на случай, если это все-таки случится.
Об этом пишет UBR.
По данным ДП «Еврософтпром», в Украине программными продуктами «1С: Предприятие» пользуется около 300 тыс. компаний. Это система класса ERP (Enterprise Resource Planning — управление ресурсами предприятия), то есть корпоративная информационная система для автоматизации планирования, учета, контроля и анализа всех основных бизнес-процессов и решения бизнес задач предприятия в целом. Она состоит из различных модулей, например, бухгалтерский и налоговый учет, управление складом, транспортом и т.п.
Внедрение любой ERP-системы занимает как минимум несколько месяцев, а в случае автоматизации крупных предприятий — до 1 года. Соответственно, процесс миграции также потребует времени. Ведь нельзя разом остановить оформление сотен документов (актов, счетов, накладных и т.п.), которые выдаются ежедневно. Поэтому даже если что-то запретят, это не случится в одночасье. Переход на новую систему будет длительным и какое-то время системы (старая и новая) будут работать параллельно.
К тому же, как рассказали в Бухгалтерском бюро «Стандарт», продвижение программы «1С» произошло на государственном уровне и ее исчезновение повлечет в первую очередь сбой в работе ГФС.
Несомненным конкурентным преимуществом программ 1С является их заточенность под еще советские стандарты бухучета, которые по большому счету мало изменились во многих странах СНГ. Поэтому большая часть необходимых обновлений ПО связана не столько с программным продуктом, сколько с обновлением законодательства.
«Практически 80% малого бизнеса использует 1С. Есть аналогичные украинские разработки, но они проигрывают в масштабе применения. Зато в крупном украинском бизнесе вообще нет программ 1С. Здесь используются зарубежные решения от SAP, Oracle или от Microsoft, IBM или той же Charisma от TotalSoft», — рассказал региональный менеджер по развитию компании TotalSoft Роман Кифяк.
Например, компании Укроборонпрома, используют импортный софт SAP стоимостью от $1 млн. Такое ПО надежно защищено и содержит в себе передовой опыт иностранного менеджмента предприятием.
Дмитрий Овчаренко отмечает, что хоть большие компании и внедряют SAP, но сталкиваются с тем, что там нет модулей, которые учитывают особенности украинского бухучета.
«И по факту, попробовав эти иностранные модули доработать, заказчики стали использовать параллельно систему 1С для бухучета и сдачи налоговой отчетности. А сама система SAP используется для подачи международной отчетности и управления предприятием», — пояснил Дмитрий Овчаренко.
Однако надо помнить, что это коммерческий софт с закрытым кодом, поэтому при серьезной поломке или необходимости существенного обновления могут быть проблемы, если не окажется связи и техподдержки со стороны официального разработчика программы. Эксперты говорят, что именно относительная стабильность бухучета привела к тому, что многие предприятия привыкли пользоваться 1С.
Некоторые министерства, которые раньше работали и на 1С и на схожей программе «Парус», уже отказываются от 1С. «А следующим на очереди будет «Парус», так как корни у них общие — в России», — рассказал Роман Кифяк.
Le Monde раскрыла секретные переговоры о европейской военной миссии в Украине
В Украине ужесточили правила брони от мобилизации: зарплата 20000 гривен и не только
АЗС снизили цены на бензин и дизель в начале недели: автогаз продолжил дорожать
Путин скорректировал условия прекращения войны с Украиной
Фактически, как рассказал Роман Кифяк, есть три преимущества программ 1С. Первое — стоимость. Она может стартовать от нескольких тысяч гривен (коробочная версия, которая потребует дополнительной настройки специалистами, что стоит больших денег) и может колебаться от 10 тыс. грн до нескольких десятков, а то и сотен тысяч гривен (все зависит от масштаба компании).
Второе — быстрые обновления. ПО быстро обновляется, так как готовить обновление продукта начинают параллельно с принятием изменений в украинское законодательство. Для этого есть штат юристов и бухгалтеров. У других компаний подготовка обновлений занимает примерно неделю после принятия очередного норматива.
Третье — язык. Интерфейс может быть на украинском или русском языке, но в случае необходимости общение с разработчиками программы приходится вести на английском, что не всем удобно.
К тому же под платформу 1С пишется много специальных приложений, под конкретные нужды отдельных предприятий. Поэтому и выбор учетной системы (ERP) для предприятия — очень сложная задача. Ведь у каждой отрасли есть свои особенности: у АПК свои, у страховых или лизинговых компаний — свои.
ПО должно быть готово к возможным отраслевым изменениям. И компания, которая намерена отказаться от 1С, потратит не один месяц только для того, чтобы выбрать наиболее подходящий вариант.
По мнению Романа Кифяка, стратегические предприятия будут переходить, скорее всего, на продукты SAP, Oracle или им подобных. Ведь современный софт помогает структурировать работу предприятия, что сказывается на эффективности производства. И чем лучше софт, тем лучше результат.
Но заплатить $1 млн за SAP или 50-80 тыс. евро (минимальный пакет Charisma от TotalSoft) может только крупный или средний бизнес. Для отечественного МСБ дорогой может оказаться и украинская разработка IT-Enterprise, которая стоит на уровне импортных аналогов, так как рассчитана на средний и крупный бизнес.
«Для малого бизнеса можно посоветовать турецкого разработчика Logo, который ориентируется на малый бизнес. Функционал там ограничен, но для МСБ много и не надо. Такая программа будет стоить меньше 50 тыс. евро», — уточнил Кифяк.
Существуют более дешевые варианты программ (Парус, Акцент), но, судя по отзывам бухгалтеров, они не могут стать достойной альтернативой. Некоторые пользуются программой «Инфо-предприятие», которую можно установить бесплатно бухгалтерию и самостоятельно адаптировать ее под свои задачи либо перейти на платную версию той же программы и получать полную техподдержку, которая включает и адаптацию ПО. Однако эта программа также родом из России, что значительно снижает ее привлекательность в свете последних событий.
Наконец, в апреле немецкая SAP SE объявила об активизации своей деятельности в Украине в сегменте ERP-решений для малого и среднего бизнеса. Совместно со своим партнером — BDO в Украине (которая адаптировала финансово-бухгалтерский модуль программы под отечественные стандарты), компания анонсировала вывод на рынок страны нового продукта — локализованной версии решения SAP Business One.
Как заявил региональный директор SAP Business One в странах Центральной и Восточной Европы Кристиан Экс, этот софт будет проще и быстрее во внедрении, проще для понимания и дешевле, чем ПО для крупных компаний, на которые до сих в Украине ориентировались немецкие разработчики.
Стоимость лицензии составляет 9,9 тыс. грн, лицензия для использования облачной версии — 450 грн в месяц за одного пользователя. По словам президента BDO в Украине Аллы Савченко, SAP Business One может занять 60% рынка за пять лет в сегменте ERP для малого и среднего бизнеса в Украине.