Мир Владимира Путина сжимается. Его друзья, придворные и спонсоры возможно до сих пор и верят в историческое миссионерство «Великой России».

Но в их обыденной реальности, для которой характерны замораживание счетов и запрет пересекать границу, нет ничего величественного. Об этом на страницах The Times пишет обозреватель Роджер Бойз, добавляя, что российские политические элиты нервничают из-за давления Запада на их бизнес.

Крупные правительственные контракты до сих пор зависят от покровительства Кремля, но те олигархи, которые не попали в «черный список» Запада, пытаются избежать вхождения в круг друзей президента. Путин больше не «государь-ясное солнышко». ЕС объявил, что собирается продолжить свое давление, возобновив действие санкции против России. Международный олимпийский комитет запретил российским атлетам участвовать в соревнованиях в Рио-де-Жанейро. Поэтому обозреватель ставит вопрос, действуют ли эти изоляция и давление на Москву и поведение Путина? Опасность использования санкций в качестве дипломатического оружия не зависимо от того, нацелены они против апартеида в ЮАР или диктатуры в КНДР, заключается в том, что они могут больше навредить простым людям, чем лидерам. Кое-кто считает, что отобрать у России право проводить всемирный чемпионат по футболу означает, что друзья Путина потеряют жизненно важные для них контракты на строительство.

Но российский президент – это человек, который будет «выкручиваться». С его точки зрения, Запад использует тактику Холодной войны, чтобы унизить его страну, как произошло в 1980 году, когда мир бойкотировал Олимпиаду в Москве, пытаясь наказать СССР за вторжение в Афганистан. Теперь разоблачение российского мошенничества тоже рассматривается в РФ как политическая махинация, а не справедливые обвинения в употреблении допинга при поддержке государства. Автор отмечает, что Путин превратил успехи в спорте и военную мощь в «показатели конкурентоспособности». Он очень близко к сердцу воспринял старый советский лозунг «догнать и перегнать», ища поля битвы и соревнований больше, чем четкой победы. Расширение НАТО и антидопинговый скандал рассматриваются им не иначе, как попытка «вырвать медведю когти».

Поэтому не удивительно, что российский националист Владимир Жириновский вчера предложил России создать альтернативу Олимпийским играм, «свободным от западной тирании, которая проверяет мочу». Бойз признает, что простые россияне действительно страдают от западных санкций и запретов. Когда Запад отрезал Россию от мировых финансовых рынков два года назад в качестве наказания на оккупацию части Украины, это усилило эффект от обвала цен на нефть. Неспособность занимать обвалила рубль и сократила реальные зарплаты. А фонд благоустройства России, который должен был поддерживать пенсионную систему, теперь выдает деньги компаниям, которые попали в санкционный список.

«Поэтому проблемы очевидны, но беда не столько в действиях Запада, как в российской власти. Это то, что должно стать понятным для обычных россиян. Иначе санкции и спортивные запреты будут лишь лить воду на мельницу пропаганды Путина», — пишет Бойз. Он замечает, что Россия имеет свои сильные стороны, среди которых и национальная способность выживать в осаде. Однако она все же остается слабым государством на пороге драматических изменений. Автор напоминает, как крупные поражения в войнах, таких как Крымская война в 1854-1956 годах или Русско-Японская война в 1904-1905 годах, всегда приводили к переворотам в России.

Холодная война в глазах многих россиян выглядит аналогичным поражением. Способ Путина справиться со всеми вызовами заключается не в том, чтобы начать модернизацию и укрепление страны, а в возобновлении Холодной войны с несколько современным оружием. Он делает ставку на то, что европейское единство в отношении санкций развалится. Это дает ему надежду на то, что Запад наконец забудет об Украине и исключит ее из своей повестки дня. Автор замечает, что это будет означать также, что «мы забудем о том, как Россия нарушила международный закон и отправила тяжелую артиллерию через границу другой суверенной страны, прилегающей к ЕС». «Сохранение санкций важно для того, чтобы остановить коллективную амнезию Путина.

Они не изменят психологию российского лидера, но напомнят ему, что он должен выполнять международные правила. Аннексия территории, нарушение воздушного пространства НАТО, похищение иностранцев – все это действия современного барона-разбойника. Он думает, что сможет переждать санкции, пока мы не сдадимся. В конце концов, если он дома может действовать вне закона, почему бы ему не делать это на глобальном уровне?», — пишет обозреватель. Он добавляет, что эффективности санкций поможет сотрудничество с российскими оппозиционерами и реформаторами. Россияне должны понять, что западные правительства не ищут способов причинить боль простым гражданам, проблема в их лидерах. Для этого нужно показать, что их беды пришли не снаружи, они начались внутри страны.

Источник: ZN.ua